на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Астрофизика

- обнаружить и исследовать запыленные районы, где скрыты области

активного звездообразования и активные галактические ядра, в том

числе для эпохи мощного звездообразования при Z=2;

- обнаруживать отдельные объекты, излучающие в среднем и дальнейшем

инфракрасных диапазонах фона и получать их спектры вплоть до 28 мм.

Телескоп сможет исследовать все стадии формирования звезд и планетных

систем от массивных оболочек вокруг протозвезд до пропланетных дисков

вокруг молодых звезд главной последовательности. Он сможет наблюдать

планеты типа Юпитера у всех одиночных звезд на расстояниях до 8 пк,

получить первые прямые изображения и спектрограммы внесолнечных планет.

Многие технические решения №6ST и технологии (сверхлегкая активная

криогенная оптика, устройства для опознания формы и исправления волнового

фронта излучения, широкоформатные высокочувствительные инфракрасные

детекторы, сверхлегкие солнечные экраны) могут быть применены в науке и

промышленности уже в ближайшее время.

О создании крупного орбитального оптического телескопа

Давно уже мечтали астрономы. Одним из первых и наиболее активных

пропагандистов этой идеи стал в 40-50-х годах Л. Спицер из Принстонского

университета. Еще в 1946 году он подготовил доклад (тогда секретный) о

преимуществах космических наблюдений. В 1959, 1962 и 1965 годах на

совещаниях астрономов США, посвященных выработке программы космических

исследований, было рекомендовано начать работы по изучению проекта «Большой

космический телескоп», а осенью 1971 года НАСА организовало комитет по

разработке этого проекта, с которого и ведет свое начало программа

Космического телескопа им. Хаббла.

В 1973 году рабочая группа специалистов под руководством Ч. О(Делла

приступила к предварительной проработке основных вариантов конструкции

«Большого космического телескопа», завершившейся в 1977 году создание

рабочей группы Космического телескопа им. Хаббла. К этому времени телескоп

утратил наименование «большого», диаметр его главного зеркала был уменьшен

с 3 до 2,4 м. Дело в том, что разработчикам стали известны параметры МТКК –

транспортной системы для вывода телескопа на орбиту. В грузовом отсеке МТКК

можно разместить телескоп с диаметром зеркала до 3.2 м, но тогда массивные

блоки служебных систем спутника (т.е. систем ориентации, энергопитания,

связи) пришлось бы расположить за главным зеркалом, и для такого спутника с

большим моментом инерции потребовалось разработать мощную и дорогую систему

ориентации.

В варианте с 2,4-метровым зеркалом служебные системы скомпонованы в

виде тора, окружающего главное зеркало, благодаря чему момент инерции

спутника сильно уменьшится. Теперь спутник официально называется

Космический телескоп им. Хаббла, в честь Э. Хаббла, открывшего расширение

Вселенной.

Ограничение на длину инструмента и потребность иметь большое поле

зрения привели к выбору оптической системы Ричи-Кретьена, в которая широко

применяется и в современных наземных рефракторах. Главное и вторичное

зеркала соответственно имеют форму вогнутого и выпуклого гиперболоидов и

находятся на расстоянии 4,9 м друг от друга (эквивалентное фокусное

расстояние 58 м). К качеству изготовления оптики предъявлялись

исключительно высокие требования: например, поверхность главного зеркала не

должна отклонятся от расчетной более чем на 10 нм.

Оптические детали телескопа крепятся к ферме из графито-эпоксидного

композиционного материала, способной сохранять их взаимное расположение с

точностью до 1 мкм, несмотря на перепады температуры. Требования к

механической прочности конструкции связаны с 3-4 кратными перегрузками,

возможными при взлете и посадке МТКК, а отнюдь не с условиями работы

телескопа на орбите. Общая масса спутника 10.4 т.

В отличии от наземных телескопов Космический телескоп им. Хаббла будет

работать и при ярком солнечном свете. Поэтому передний конец трубы

телескопа существенно удлинен за счет светозащитной бленды, внутри трубы

имеется система диафрагм, покрытых «особо» черной краской, способной

отражать менее 1% падающего света и не давать бликов. Несмотря на эти

меры, по-настоящему «темное» небо телескоп сможет регистрировать только

тогда, когда объект наблюдения находится на угловых расстояниях более 50(

от Солнца, 70( от освещенной части Земли и 15( от Луны.

Система ориентации Космического телескопа им. Хаббла построена на

основе силовых гироскопов. Грубое наведение с точностью 1( будет

осуществляется с помощью звездных датчиков и гироскопов – датчиков скорости

(положение их осей время от времени должно уточнятся по звездам). Однако

расчетное качество изображения, получаемое с помощью 2,4-метрового

телескопа на длине волны 0,5 мкм, равно 0,05((, и чтобы использовать это

преимущество перед наземными инструментами, требуется обеспечивать

стабилизацию телескопа с еще более высокой точностью.

Направление оптической оси телескопа определяется тремя датчиками

точного гидирования по изображениям звезд более ярких, чем 1,4m, в

периферийной части поля зрения телескопа, разбитой соответственно на 3

сектора. По команде датчики начинают поиск гидировочных звезд, перемещаясь

по спирали с центром в расчетном положении. Критериями правильности захвата

нужных звезд служат значения их яркости и взаимное расположение. В случае

неудачи поиск повторяется, затем переходят к поиску запасных звезд (если

таковые имеются). Очевидно, выбор звезд должен производиться заранее, и это

очень трудоемкая работа. Более того, точность координат существующих

звездных каталогов, как правило, недостаточна, поэтому запуску Космического

телескопа им. Хаббла должно было предшествовать фотографирование всего неба

на наземных телескопах с большим полем зрения и составление специального

каталога гидировочных звезд с точно известными положениями.

Датчики точного гидирования относятся к числу наиболее сложных систем

телескопа и включают в себя прецизионные механические узлы, диссекторные

телекамеры и даже интерфомометры. Небольшие смешения звезды в поле зрения

соответствуют изменению разности фаз световых волн, приходящих на

противоположные края зеркала телескопа: изменяются интенсивности

интерферирующих пучков, и на выходе датчика возникает сигнал ошибки. При

точности гидирования 0,007(( время реакции датчиков точного гидирования

должно быть меньше 1 с, и не только потому, что возможны быстрые колебания

самого спутника, но и поскольку все звезды смещаются в поле зрения из-за

аберрации света вследствие движения спутника по орбите.

К тому же с помощью Космического телескопа им. Хаббла будут

наблюдаться и планеты, достаточно быстро перемещаться на фоне звезд.

Однако с данной системой наведения этот телескоп не сможет наблюдать земную

поверхность. Следует отметить, что неполадки при работе датчиков точного

гидирования до последнего момента заставляли сомневаться в их

работоспособности.

Как бы не был совершенен орбитальный телескоп, без светоприемной

аппаратуры он «слеп». Выбор типа светоприемника для Космического телескопа

им. Хаббла оказался не прост. Всерьез обсуждались возможность применения

фотопленок, столь долго и успешно служивших астрономам на Земле. К

сожалению, в условиях космоса высокочувствительные пленки постепенно

темнеют из-за воздействия проникающей радиации, и поэтому их пришлось бы

доставлять на Землю не реже одного раза в месяц. Однако частые посещения

орбитального телескопа нежелательны как с экономической, так и с

технической точки зрения. Отражающее покрытие зеркала (пленка алюминия и

фтористого магния) очень чувствительно к газовой атмосфере, окружающей

всякий крупный (а тем более маневрирующий) космический объект, поэтому

плотная крышка будет открываться лишь после удаления МТКК и вновь

закрываться с его приближением.

В 1973 году было решено использовать электронные приемники

изображения, лучшим из которых считалась разрабатываемая в Принстонском

университете Р. Даниельсоном и его сотрудниками передающая телевизионная

трубка секон. Каково же было разочарование его создателей, когда в 1977 г.

стало известно о резкой переориентации руководителей программы на

твердотельные приемники. Это было смелое решение, ибо технология создания

таких приемников насчитывала тогда всего несколько лет, и в астрономии они

еще не использовались.

В настоящее время эти ПЗС-приборы – приборы с зарядовой связью – можно

увидеть чуть ли не на каждом американском телескопе, и их преимущества

хорошо известны: высокий квантовый выход, доходящий до 60%, большое

количество чувствительных элементов, малый шум, большой рабочий диапазон

изменения яркости объекта и высокая геометрическая стабильность.

Использование приведенного материала в учебном процессе.

1 Включение материала в темы занятий по физике, естествознанию

(рекомендации для учителя).

На весь курс астрономии в программе средней школы отводится мало

времени. За это время ученики должны освоить астрономию, сферическую

астрономию, астрофизику, космологию и космогонию. Целостный курс астрономии

практически распадается на ряд ознакомительных разделов, теряя филосовско-

мировозренческое значение.

Одним из выходов видится экономия времени за счет введения различных

элементов астрономических знаний в курс других школьных дисциплин в

качестве иллюстративного материала. Например, развитие представлений о

строении Солнечной системы – в истории; определение географических

координат астрономическими методами, основы измерения времени – в

географию; законы Кеплера, источники энергии Солнца, определение радиальной

составляющей скорости звезд на основе эффекта Доплера – в физику;

определение пространственной скорости звезд – в физику и геометрию;

определение расстояний до звезд и до тел Солнечной системы – в геометрию;

химический состав планет и звезд – в химию и т.п.

Хотя эти элементы будут просто иллюстрировать законы, изучаемые в

данных дисциплинах, в курсе астрономии учитель уже сможет опираться на них.

Время, требуемое для активизации знаний, значительно меньше чем для

изучения.

Например, в 8-м классе в разделе «Геометрическая оптика» изучаются

законы отражения и преломления света. В качестве примера применяемых

законов в технике рассматривается всего одно устройство – фотоаппарат,

приводятся его оптическая схема и принцип работы. Другие оптические

приборы, такие, как телескоп и микроскоп, представлены только фотографиями.

Однако эти приборы в школе применяются при изучении астрономии и биологии,

и учащиеся должны знать их устройство. Оптические схемы микроскопа и

телескопа вполне доступны пониманию детей этой возрастной группы, а

оптические схемы телескопов – рефлекторов Ньютона и Кассегрена могут стать

хорошей иллюстрацией того, как работают законы отражения света. Это удачно

используется в интегрированном курсе физики и астрономии.

В 11-м классе вместо объяснения оптических схем телескопов достаточно

показать их чертеж, тем самым активизировать знания и сократив время на

изучение этого материала примерно на треть урока. Освободившееся время

более полезно потратить на рассказ о крупнейших обсерваториях мира, обращая

внимание на оптические схемы самых крупных телескопов этих обсерваторий.

Таким образом, включение астрономического материала в виде иллюстраций

в другие школьные дисциплины позволяют освободить до одной трети всего

времени без ущерба для самого курса астрономии и тех учебных дисциплин, в

которых будет применятся иллюстративный астрономический материал.

2 Планы-конспекты уроков

План-конспект урока по астрономии (11 класс).

Тема: Оптические телескопы.

Цель: Дать начальные сведения о телескопах.

Тип: Объяснение нового материала.

Элементы усвоения: Типы телескопов.

Приборы и принадлежности: Схемы рисунки.

Методы: фронтальный опрос, рассказ, беседа.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

а) знать: 1) Предыдущий материал.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.