При этом необходимо отладить как систему расчетов, чтобы все платежи
проходили оперативно, так и нормальное функционирование кредитных операций.
Это, хотя и взаимосвязанные, но, по своему содержанию, разные задачи. И
если первую, при желании как власти, так и банкиров, можно решить
достаточно быстро, то со второй есть серьезная проблема. Она состоит в том,
что в России пока нет хорошего опыта кредитования банками серьезных
инвестиционных проектов развития производства. Вообще-то инвестиционные
проекты были и есть, но в их реализации делается ставка на финансирование,
а не на кредитование. Разница здесь принципиальная, ибо кредитование
обязательно предусматривает четкие сроки возврата средств и обязательную
плату за кредит. Финансирование же, например, со стороны государства, как
правило, возврат средств в явном виде не предусматривает, лишь косвенно, в
виде налогов. Банки в основном кредитуют предприятия либо на пополнение
оборотных средств, либо для проведения разовых коммерческих сделок. Кроме
того, такие кредиты банки чаще всего выдают предприятиям, которые находятся
у них на обслуживании.
Что же касается инвестиционных кредитов, то как исключение банки их
выдают тем предприятиям, которыми фактически владеют, то есть зависимым от
них, а это уже не кредит. Ведь при заключении кредитного договора
предусматривается, что заключающие его стороны, действующие своей волей и в
своем интересе, свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе
договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий
договоры[3]. А без свободы заемщика предоставление ему средств фактически
уже не является кредитом.
Таким образом, большинство инвестиционных кредитов, о которых банкиры
иногда пишут или говорят, на самом деле таковыми не являются. Это нечто
иное. А в России нужно развивать именно банковский кредит, причем особенно
важно развивать кредитование инвестиционных проектов в реальном секторе.
Вряд ли стоит рассчитывать на возможность привлечения солидных капиталов
для возрождения нашей экономики каким-то иным путем. Именно развитие
банковского кредитования сегодня является наиболее перспективным путем
привлечения инвестиций в экономику России.
Фактически речь должна идти о развитии нового банковского бизнеса, для
реализации которого у современных российских банков нет достаточных
кредитных ресурсов. Недаром все чаще стал подниматься вопрос о
необходимости создания на базе национализированных активов коммерческих
банков Государственного банка реконструкции и развития со 100-процентным
участием государства.
Бизнес по кредитованию инвестиционных проектов банкам надо делать как
бы заново, создавая соответствующие системы кредитования. Но в любом
случае, чтобы банкам дальше развиваться, необходимо выполнить, по крайней
мере, два условия: заняться серьезным обучением высших и средних
руководителей банка организации и технологиям кредитования инвестиционных
проектов и создать соответствующие службы развития банков.
Чтобы российские банки могли реально приступить в необходимых для
России масштабах к различным технологиям долго- и среднесрочного
кредитования развития производства, включая и внедрение технологии
проектного кредитования, в банках и на кредитуемых предприятиях необходимо
создать ряд механизмов, обеспечивающих эффективность кредитных сделок. Это
должно быть не финансирование, а именно кредитование, так как на
финансирование у государства нет ресурсов, а банкам их необходимо вовремя
возвращать.
Возвратность инвестиционных средств, ссужаемых предприятиям,
обеспечивается в полной мере лишь успешной реализацией инвестиционных
проектов. Серьезные инвестиционные кредиты могут даваться лишь предприятиям
инвестиционно привлекательным, то есть наладившим эффективное управление и
достигшим высокой инвестиционной кредитоспособности[4]. Это означает лишь
то, что сегодня большинству российских предприятий практически нельзя
давать серьезные кредиты на длительный срок, поскольку они не будут
возвращены. Таким образом, есть объективная необходимость в налаживании
качества управления российскими предприятиями. Поскольку данная проблема
хорошо понимается Минэкономики РФ, есть реальные шансы ее решения, во
всяком случае разработанная в 1997 г. концепция реформирования предприятий
должна быть практически реализована[5]. Специалистам предприятий необходимо
постичь науку, а может быть, и искусство разработки качественных бизнес-
планов. Без этого получить у банков деньги и тем более на приемлемых
условиях окажется невозможным.
Работники банков, в свою очередь, должны научиться оценивать
инвестиционную кредитоспособность предприятий, запрашивающих кредиты на
реализацию инвестиционных проектов. Это непросто, но необходимо. Кроме
того, банкам следует научиться анализировать бизнес-планы реализации
инвестиционных проектов предприятий, особенно разделы, посвященные
маркетингу, качеству продукции и ее себестоимости. Необходимо также освоить
методики обследования предприятий-заемщиков в натуре, чтобы понять,
насколько то, что показано в бизнес-плане, соответствует реалиям, а это
будет посложнее, чем анализировать финансовую отчетность предприятия, но
заниматься этим придется обязательно.
Реорганизацию своего бизнеса для оптимизации работы в неспекулятивной
среде банкам необходимо в первую очередь осуществлять ради получения
возможности работать на минимальной, для конкретно складывающихся в деловой
среде условиях, марже. Во-вторых, банк должен стремиться наращивать
собственный капитал. И между этими двумя основными ориентирами не должно
возникать противоречий. Наращивание финансовой мощи банка должно
обязательно следовать за повышением эффективности и качества его работы.
Следовательно, на первый план со всей остротой выдвигается необходимость
повышения качества управления банком.
Существенно повысить качество управления банком можно лишь за счет
комплексного совершенствования выполнения всех функций и всех направлений
его деятельности. В России необходимо в широких масштабах внедрить в
экономику механизм управления инвестициями на основе развития банковского
кредитования. Сегодня реализация данного механизма открывает неплохие
перспективы для подъема отечественного производства и одновременно создает
условия для эффективного развития российской банковской системы. Чтобы
банки смогли успешно вступить в новый этап экономической жизни России и
выполнить свою роль в подъеме отечественной экономики, им необходимо
качественно освоить технологии инвестиционного кредитования реального
сектора.
Поставленные проблемы предполагается рассмотреть в данной бакалаврской
работе, состоящей из трех частей. В первой части рассматриваются факторы,
определяющие надежность КБ: характеристики состояния Банковской системы РФ
на современном этапе, причин кризиса банковской системы, методы
определения надежности коммерческими банками. Рассматриваются внешние и
внутренние банковские риски и вопросы управления рисками. Раскрывается
необходимость и Ключевые слова:
В работе использовались материалы ИЦ ”Рейтинг”, независимого
агентства, работающее на рынке банковской информации, , монографии, статьи,
данные финансовой отчетности предприятий и фирм.
Глава 1. Надежность коммерческих банков как необходимое условие развития
банковской системы России
1.1. Факторы, определяющие надежность коммерческого банка. Основные подходы
к оценке надежности коммерческих банков
В условиях продолжающейся рыночной нестабильности и кризиса в банках,
принявшего скрытые формы, проблема оценки финансового состояния банка
является актуальной. Актуальность этой проблемы стала еще выше после
августовского банковского кризиса 1998г. еще выше. Последствиями этого
кризиса стали: отсутствие ресурсов для продолжения кредитования различных
секторов экономики, в том числе здоровой ее части что привело к стагнации
производства, падению экспортного потенциала, другим негативным
экономическим и социальным последствиям. Произошло огромное изъятие
средств вкладчиков с банковских счетов, что привело к резкому сокращению
ресурсной базы банков, снижение доверия к банковской системе и к отдельным
банкам как со стороны самого банковского сообщества, так и со стороны
корпоративных клиентов. «Замораживание» значительных объемов банковских
активов в государственных ценных бумагах, потеря банками ликвидности,
значительные убытки, в результате снижение суммарного капитала банковской
системы практически до нуля.
Не лучше отношение к коммерческим банкам и у частных вкладчиков. На
вопрос «Как изменится Ваше отношение к надежности вкладов в коммерческих
банках после принятия закона "О гарантиях вкладов"?» участники опроса,
проводимого ВЦИОМ, дали следующие ответы: Никак не изменится отношение у
2084 (80%) чел.; заметно улучшится - у 56 (2%) опрошенных; 416 (16%) чел.
думают, что их отношение улучшится частично; у 47 (2%) респондентов
отношение частично ухудшится и заметно ухудшится - у 56 (2%) опрошенных[6].
Диаграмма 1. Отношение населения к надежности коммерческих банков
после принятия Закона о частных вкладах
В высшую группу надежности не попал ни один банк, к очень высокой
группе относится только Сбербанк России, к высокой группе надежности
относится только Внешторгбанк России, Газпромбанк, Международный московский
банк.
В «Программе реструктуризации банковской системы России»[7] отмечены
основные проблемы большинства российских банков, накопившиеся в течение 5-
6 лет и приведшие банковскую систему страны к глубокому системному кризису.
Этими проблемами являются:
. значительный объем выданных кредитов, которые либо не обслуживаются
заемщиками, либо вовсе не могут быть возвращены заемщиками банкам, в
результате чего значительный объем банковских активов оказался
обесцененным и иммобилизованным;
. тесное переплетение экономических интересов банков и их крупных
акционеров, являющихся одновременно клиентами банков и членами их
финансово-промышленных групп, в результате чего политика банков
проводилась исходя из корпоративных интересов отдельных групп
клиентов и не учитывала интересы частных вкладчиков и других
кредиторов;
. низкий профессионализм руководящего звена банков, а в ряде случаев –
личная корыстная заинтересованность банковских менеджеров в
проведении операций, нарушающих экономические интересы кредиторов и
акционеров;
. использование некоторыми московскими банками значительных
государственных бюджетных средств в качестве ресурсной базы для
ускоренного наращивания размеров своего баланса и операций, что
привело к чрезмерной зависимости таких банков от состояния
государственного бюджета, а также к нерациональному использованию
государственных средств.
В апреле 1999 года лицензию на проведение банковских операций имели
более 600 московских организаций. В середине апреля в Москве прошел девятый
съезд ассоциации российских банков (АРБ). Высокое собрание почтили своим
присутсвием первые лица правительства и Центрального банка. Главной темой
для обсуждения стало состояние российской банковской системы и поиск путей
выхода из кризиса. Выступавшие отмечали, что совокупный капитал банковской
системы России реально равен нулю, что денег на реструктуризацию банков в
бюджете нет, а помощь будут оказываться избирательно только тем кредитным
организациям, которые встроены в региональную и государственные системы.
Были и оптимистичные заявления о том, что реальность оказалась лучше
мрачных прогнозов конца прошлого года.
Однако общий тон выступлений был все-таки минорный, а главным
разочарованием прошедшего съезда, наверное, можно считать отсутствие
единства между правительством, ЦБ и банковским сообществом относительно
того, что нужно делать в сложившейся ситуации. Поэтому чего ждать дальше -
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|