на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Совершенствование кредитования населения

межбанковской конкуренции формирование персонала высокого уровня является

неотъемлемой частью стратегии банка как коммерческого предприятия.

К данному блоку относятся и такие подразделения банка, как секретариат,

канцелярия, а также хозяйственные подразделения, осуществляющие

обслуживание здания банка, его хозяйственные и социальные потребности и др.

В структуре СБ России, помимо управлений и отделов, функционируют также

ревизионная комиссия и различные комитеты, в том числе кредитный комитет.

Ревизионная комиссия осуществляет контроль за работой банка (соблюдение

сметы расходов банка в целом и его отдельных подразделений).

Кредитный комитет не является самостоятельным подразделением. Комитет

создан для повышения уровня и улучшения качества управленческих решений,

определения стратегии в сфере кредитных операций, координации в реализации

кредитной политики и принятия решений по принципиальным вопросам. В своей

деятельности комитет определяет стратегические и тактические задачи

развития кредитных операций, рассматривает основные нормативно -

методические документы по ведению и учету кредитных операций, принимает

решение о предоставлении финансовой помощи филиалам банка, о выдаче крупных

кредитов, устанавливает уровень процентной ставки по кредитным операциям и

т.д.

Многие полагают, что банки играют в экономике всего одно и достаточно

ограниченную роль – принимают вклады на депозиты и выдают кредиты, однако

любой современный банк для сохранения своей конкурентоспособности и

удовлетворения общественных потребностей вынужден осваивать новые роли.

Основные из них сегодня таковы:

Роль посредника. Трансформация сбережений, принимаемых главным образом

от частных лиц, в кредиты (займы) производственным и другим фирмам, которые

инвестируют полученные средства в новые здания, оборудование и другие

средства производства.

Роль в осуществлении платежей. Осуществление платежей за товары и

услуги по поручению клиентов банка.

Роль гаранта. Поддержка своих клиентов, выражающаяся в уплате их

долгов, когда клиенты не могут погасить их сами.

Роль организации, предоставляющей агентские услуги. Управление

собственностью и ее защита, выпуск и погашение ценных бумаг клиента по

поручению последнего (обычно осуществляется через трастовый отдел банка).

Политическая роль. Выполнение функции проводника политики государства,

направленной на регулирование развития экономики и достижение социальных

целей.

Новые экономические реалии, рыночные реформы начала 90-х годов

требовали серьезных изменений в работе Сберегательного Банка России,

быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию. Главными задачами первых

лет деятельности в новых условиях стали задачи сохранения целостности

системы Банка, удержания позиций на рынке розничных банковских услуг и

вкладов населения, создания для обслуживания клиентов. Решение этих задач

стало возможным благодаря жесткой централизации структуры управления

Банком.

К 1996 году период гиперинфляции закончился, и экономическая ситуация в

стране существенно изменилась. Основная задача Банком была решена: система

Сбербанка России устояла и сохранила основу. Банк сформировал стабильную

ресурсную базу, нарастил потенциал отделений и филиалов. Перед Банком

встала задача эффективного управления привлекаемыми ресурсами. Принятая в

1996 году собранием акционеров Концепция развития Сбербанка России до 2000

года была нацелена на трансформацию в универсальный коммерческий банк, в

частности, через развитие банковского обслуживания корпоративных клиентов с

сохранением специализации и лидерства на рынке розничных услуг. Концепция

подчеркивала приоритетность участия Банка в решении актуальных и сегодня

общенациональных задач оздоровления денежно-кредитных отношений, развития

отечественной экономики, участия в крупных государственных проектах,

имеющих важное социальное значение.

Правильность определенного Концепцией направления развития была

подтверждена во время кризиса финансовой системы страны в 1998 году.

Сбербанк России не только подтвердил репутацию самого надежного банка

страны, пройдя кризис с минимальным уровнем потерь, но и обеспечил доступ

банковским услугам значительному количеству новых клиентов. Реализуя

принятую Концепцию, Сбербанк России к 2000 году значительно укрепил свои

позиции на приоритетных сегментах рынка. Сбербанк России сохранил

лидирующие позиции на рынке розничных банковских услуг, доля в общем объеме

рублевых вкладов населения достигла 87%. Несмотря на падение реальных

доходов населения и отставание законодательной базы, Банк последовательно

развивает кредитование физических лиц, и в объеме банковских кредитов,

полученных населением страны, на долю Сбербанка России приходится более

20%. Существенно укрепились позиции Банка в обслуживании корпоративных

клиентов: доля Банка на рынке составляет около 25%, более 1 миллиона

юридических лиц – клиенты Сбербанка России. Банк продолжает активно

работать на рынке внутренних и внешних государственных обязательств,

корпоративных ценных бумаг. Наращивая присутствие на приоритетных сегментах

финансового рынка, Банк стремился обеспечить адекватное увеличение

собственного капитала, диверсифицировать ресурсную базу, улучшить структуру

активов, повысить рентабельность работы. Размер капитала на начало 2000

года составил 29,6 млрд. рублей. Прирост капитала, в основном,

обеспечивался чистой прибылью Банка, которая только в 1999 году составила

8,4 млрд. рублей. Существенно изменилась структура привлеченных средств. С

1995 года доля корпоративных клиентов в привлеченных средствах увеличилась

более чем в 4 раза. Качественно изменилась и структура активов Банка.

Определенная Концепцией политика приоритетного направления инвестиций в

реальный сектор экономики реализовалась в значительном росте кредитного

портфеля Банка, который на начало 2000 года составил 46% от размещенных

средств, превысив объем вложений Банка в государственные ценные бумаги.

Кредитный портфель Банка превышает 30% общего объема кредитов юридическим

лицам. Значительно сократились объемы межбанковских кредитов, которые на

текущий момент представляют собой, в основном, инструмент управления

краткосрочной ликвидностью. Последовательно наращивается участие Банка в

сфере инвестиционного кредитования и проектного финансирования. Объем

инвестиционных долгосрочных кредитов на начало 2000 года превысил 10,5

млрд. рублей и 320 млн. долларов.

Курс на трансформацию в универсальный коммерческий банк потребовал

значительного расширения набора банковских продуктов и услуг,

предоставляемых физическим лицам и корпоративным клиентам. Произошло

существенное развитие бизнеса банковских карт (доля на рынке – более 20%),

количество эмитированных карточек превысил 1,5 миллиона, динамично

развивается собственная эквайринговая сеть. Выросли объемы операций с

драгоценными металлами (доля на первичном рынке – 20%), которые включают

кредитование добычи золота и серебра, реализацию драгоценных металлов

населению, Банку России, экспорт и продажу на мировых финансовых рынках.

Продолжено совершенствование расчетной системы Сбербанка России, которая

сегодня ежедневно обрабатывает более ста тысяч межрегиональных платежей.

Значительное развитие получили казначейские операции Банка на денежном и

фондовом рынках, созданы Дилинг-центр и Депозитарий Сбербанка России.

Существенно изменилась система управления Банком. Обеспечивается единая

процентная политика, учитывающая региональные особенности, действует

централизованная система контроля, учета и управления рисками, управления

финансовыми потоками и ликвидностью. Разработана и постоянно

совершенствуется современная методическая и регламентная база операций

Банка, утверждены подходы к развитию новых видов бизнеса. Единая система

нормативов и лимитов обеспечивает необходимую децентрализацию управления в

сочетании с усилением вертикальной системы контроля. На постоянной основе

ведется работа по совершенствованию организационной структуры Банка,

оптимизации филиальной сети.

Предпринятые меры позволили Банку, не имея льгот и преференций, работая

с другими банками в рамках единой, установленной Банком России нормативной

базы, стать лидером на большинстве сегментов рынка, успешно конкурировать с

крупными коммерческими кредитными организациями на российском рынке

банковских операций и услуг. Цели поставленные в 1996 году Концепцией

развития Банка на период до 2000 г., достигнуты, намеченные стратегические

задачи выполнены, создана необходимая основа для дальнейшего развития.

Условия политической стабилизации и начала экономического роста в стране

дают Банку новые возможности роста, увеличения вклада в развитие экономики

и банковской системы России. Лидирующие позиции Банка на основных сегментах

финансового рынка, накопленные финансовые ресурсы, технологический и

кадровый потенциал, создают основу для планирования развития Банка на

среднесрочную перспективу и требуют постановки стратегических целей и задач

Банка, приоритетных направлений его развития на ближайшие пять лет.

Раздел II. Законодательно-нормативная и информационная

база деятельности Сбербанка России.

Банки как элементы банковской системы могут успешно развиваться только

во взаимодействии с другими ее элементами и прежде всего с банковской

инфраструктурой. Под банковской инфраструктурой понимается такая

совокупность элементов, которая обеспечивает жизнедеятельность банков.

Принято различать два блока банковской инфраструктуры: внутренний и

внешний. Первый обеспечивается стабильностью банка изнутри, второй – в его

взаимодействии с внешней средой.

К элементам внутренней инфраструктуры относятся:

. законодательные нормы, определяющие статус кредитного учреждения,

перечень выполняемых им операций;

. внутренние правила совершения операций, обеспечивающие выполнение

законодательных актов и защиту интересов вкладчиков, клиентов банка, его

собственных интересов, в целом методическое обеспечение;

. построение учета, отчетности, аналитической базы, компьютерная обработка

данных, управление деятельностью банка на базе современных

коммуникационных систем;

. структура аппарата управления банком.

. Стартовым началом деятельности банка являются различного рода юридические

нормы и документы (устав банка, разрешение на совершение им определенных

операций, запрещение заниматься теми или иными видами услуг и др.). В

дополнение к данным юридическим нормам банки самостоятельно формируют

свою методическую базу. В условиях отсутствия ряда нормативных актов

Центрального банка РФ по порядку совершения тех или иных операций

коммерческие банки самостоятельно формируют правила их ведения.

Разумеется, это усложняет работу кредитных учреждений, может вызвать

ошибки, затруднить защиту интересов их клиентов, достижение их

собственных целей.

К внешнему блоку банковской инфраструктуре относятся:

- информационное обеспечение;

- научное обеспечение;

- кадровое обеспечение;

- законодательная база.

Информационное обеспечение является важнейшим неотъемлемым атрибутом

рыночной экономики. Оно необходимо как банку, так и его клиентам. Банки

работая в условиях конкуренции, собирают сведения о развитии экономики в

целом, отдельных отраслей, подотраслей и групп предприятий. На базе анализа

тенденций в развитии рынка банки корректируют свою денежно-кредитную

политику, ограничивают или расширяют свои инвестиции, перераспределяют

капиталы в соответствии с состоянием спроса и предложения. Необходимая

информация о макроэкономических отношениях, как правили, содержится в

статистических сборниках, многочисленных справочниках, специальных

оперативных изданиях, бюллетенях, публикуемых в том числе центральными

банками. В процессе своей деятельности банк активно использует данные об

экономике предприятий, развитии их продукта, финансовой устойчивости.

Помимо баланса, других форм отчетности предприятий банк собирает информацию

о деятельности своих клиентов в периодической печати, пользуется услугами

специальных агентств, располагающих конфиденциальной информацией о

предприятии в целом и его руководителях. В некоторых странах банки имеют

возможность обратиться в специальные фирмы, анализирующие экономику

предприятий, получить от них необходимые сведения. Картотека клиентов в

целом ряде случаев ведется центральными банками, позволяя коммерческим

банкам оперативно оценить предприятие, обратившееся с просьбой о

предоставлении ссуд. Центральные банки некоторых стран практикуют рассылку

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.