на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Кредитная система РФ

ресурсов. Резко возросли издержки обращения банков в связи с увеличением

банковского аппарата, ростом его заработной платы и организованных

расходов.

Госбанк занимался только распределением ресурсов на верхнем уровне, не

имея возможности воздействовать на выполнение кредитных планов. Каждый

банк реализовал самостоятельные кредитные планы, используя административные

методы управления. Так, распределяли свои ресурсы на вертикали между

своими учреждениями, не обращая внимания на выгодность помещения средств, и

осуществляли простое финансовое обслуживание и субсидирование предприятий.

Монопольное положение спецбанков и централизованное закрепление

ресурсов не позволяло вести торговлю деньгами или создавать денежные рынки.

Кроме того, банки стали вводить искусственные поборы с предприятий и

населения за обычные банковские услуги. В результате этого кредитные и

денежные ресурсы продолжали выполнять пассивную роль и не могли рационально

воздействовать на ход экономического развития.

В качестве позитивных мер банковской реорганизации 1987 г. можно

назвать упорядочение безналичных расчетов, прекращение кредитования

убытков, сверхплановых запасов товарно-материальных ценностей, а также

выдачи кредитов на восполнение утраченных собственных оборотных средств,

приостановление изъятия излишних кредитных средств из хозяйственного

оборота и замену их собственными ресурсами предприятий. В результате этих

мероприятий были высвобождены кредитные ресурсы на сумму свыше 75 млрд.

руб. Однако такие позитивные меры существенно нивелировались отрицательными

последствиями банковской реформы.

Как ответ на негативные последствия банковской реформы в 1988-1989 гг.

стали создаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на базе

денежных накоплений различных отраслей промышленности. В течение первого

периода 1988-1989 гг. было создано около 150 коммерческих и кооперативных

банков. Начала вырисовываться новая двухъярусная структура банковской

системы: Госбанк и специализированные банки - первый ярус, коммерческие и

кооперативные банки - второй ярус.

В середине 1990 г. в связи с объявлением правительством программы

перехода к рынку стало очевидным, что банковская система нуждается в

дальнейшей реорганизации. В частности, в правительственной программе

отмечалась необходимость создания эффективной двухъярусной банковской

системы, состоящей из Государственного банка и коммерческих банков, в

которые должны быть преобразованы также созданные 1987 г.

специализированные банки.

Наряду с этой программой исполнительные и законодательные органы

страны рассматривали альтернативную программу перехода к рынку - "500

дней", предлагавшую создать трехъярусную банковскую систему, которая помимо

Госбанка и коммерческих банков дополнялась сетью специализированных

кредитно-финансовых учреждений в лице страховых компаний, земельных банков,

инвестиционных фондов, кредитных товариществ, пенсионных фондов, брокерских

и лизинговых компаний. Программа "500 дней" расширяла количество будущих

субъектов рынка капитала за счет перспективного создания специализированных

кредитных учреждений, однако по существу неправильно подменяла понятие

"кредитная система" понятием "банковская система". Первое понятие шире, чем

второе, которое ограничивается только банками. Кроме того, в программе

оставалось понятие "ссудного фонда", тогда как в условиях рынка необходима

его замена на "рынок капитала".

Концепция структуры новой кредитной системы практически полностью

перешла в программу союзного правительства " Основные направления развития

народного хозяйства и перехода к рынку ", принятую осенью 1990 г. Верховным

Советом СССР. Однако и здесь была допущена профессиональная ошибка, так как

под банковской системой, по сути, подразумевалось создание новой кредитной

системы.

В конце 1990 г. Верховным Советом СССР был принят закон " Закон о

Госбанке и банковской деятельности", который окончательно устанавливал

двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка),

Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому закону

коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения

вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок.

Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе

лицензий, выданных Центральным банком.

Закон 1990 г. изменил функциональную деятельность Госбанка: кроме

эмиссионной, расчетной функции, он стал контролировать деятельность

коммерческих банков путем установления для них обязательных норм резервов и

хранения их на счетах Центрального банка. Принятие закона 1990 г.

способствовало созданию широкой сети коммерческих банков во всех регионах

страны.

Специализированные банки были превращены в коммерческие банки. Уже в

1988-1989 гг. начали возникать отдельные специализированные кредитно-

финансовые институты. В качестве альтернативы двум государственным

страховым учреждениям - Госстраху и Ингосстраху были образованы на

коммерческой основе страховые компании "Центрорезерв", "Дальросс", "Аско" и

др.

Одновременно было создано несколько инвестиционных компаний и банков.

К 1990 г., т.е. к моменту принятия "Закона о банках и банковской

деятельности", в стране начинает складываться трехъярусная кредитная

система. К концу 1991 г. в связи с образованием Российской Федерации как

самостоятельного государства формируется новая структура кредитной системы,

которая складывается из следующих трех ярусов.

Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1992г.

I. Центральный банк РФ;

II. Банковская система:

. коммерческие банки;

. сберегательный банк РФ;

III. Специализированные небанковские кредитные институты:

. страховые компании;

. инвестиционные фонды;

. прочие.

Нынешняя структура кредитной системы РФ приближается к модели

кредитной системы промышленно развитых стран. Но дело в том, что наиболее

слабым звеном новой кредитной системы является третий ярус. Он представлен

в основном страховыми компаниями, а для развития других типов

специализированных кредитных институтов нужно полноценное функционирование

рынка капиталов и его второго элемента - рынка ценных бумаг. Создание

последнего возможно в условиях относительно широкой приватизации

государственной собственности. Именно это должно стимулировать развитие

третьего яруса кредитной системы.

Новая банковская система пока развивается сложно и противоречиво. К

началу 1992 г. в РФ действовало 1414 коммерческих банков, из них 767

созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы.

Суммарный составной фонд составил 76,1 млрд. руб. Однако основным

недостатком новой банковской системы является большое число мелких банков -

1037, или 73% от общего числа банков, с уставным фондом от 5 до 25 млн.

руб., в то время как банков с уставным фондом свыше 200 млн. руб.

насчитывалось 24, или 2% их общего количества.

Поэтому мелкие коммерческие банки не могли эффектно организовать

обслуживание клиентов и гарантировать сохранность их вкладов. Кроме того,

характерными негативными сторонами всей банковской системы являются

нехватка квалифицированных кадров; слабая материально-техническая база;

отсутствие конкуренции; недоступность услуг для ряда клиентов из-за

высокого уровня процента. 1993-1994 годы характеризовались дальнейшим

ростом числа коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов,

что было обусловлено расширением масштабов приватизации, развитием рынка

ценных бумаг, дальнейшим продвижением рыночных реформ.

К концу 1994 г. в России действовало около 2400 коммерческих банков,

более 2 тыс. страховых компаний, большое количество инвестиционных фондов

(компаний), одновременно стали создаваться ипотечные банки,

негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные компании,

частные сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений.

На конец 1994 г. структура кредитной системы России значительно

отличается от 1991 - 1992 гг.

Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1994г.

I. Центральный банк;

II. Банковская система:

. коммерческие банки;

. сберегательные банки;

. ипотечные банки;

III. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты:

. страховые компании;

. инвестиционные фонды;

. пенсионные фонды;

. финансово-строительные компании;

. прочие.

Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать

потребности рыночного хозяйства и все больше приспосабливаться к процессу

новых экономических реформ.

Глава 2. Современная кредитная система РФ.

2.1. Центральный Банк РФ (Банк России).

Банк России является юридическим лицом – некоммерческой организацией в

форме государственной корпорации.

Исходя из этого, Банк России наделен обязанностями, выполнение которых

необходимо для достижения целей общества. Полномочия Банка России

закреплены в основном в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке

России)», а так же в законах «О некоммерческих организациях», «О банках и

банковской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных

организаций».

Прежде всего Банк России является органом финансовой власти, сущность

которой заключается в том, что он вместе с правительством разрабатывает и

осуществляет денежно-кредитную политику. А в части ее реализации Банк

России может использовать процентные ставки по собственным операциям,

нормативы обязательных резервов коммерческих банков, количественное

ограничение роста денежной массы и т. д.. Также может использовать

косвенные методы воздействия на остальных участников банковской системы, в

частности, уровень его процентных ставок должен влиять на уровень

процентных ставок, нормативы обязательных резервов и рефинансирования – на

объемы и структуру операций коммерческих банков. Особо стоит сказать о тех

функциях Банка России, которые закон закрепил за ним в сфере банковской

кредитной деятельности. Он должен проводить государственную регистрацию и

лицензирование кредитных организаций, а также организаций, занимающихся их

аудитом, устанавливать правила проведения банковских операций,

бухгалтерского учета и отчетности, с помощью организуемой им системы

рефинансирования исполнять роль кредитора «последней инстанции» для

коммерческих организаций, осуществлять надзор за их деятельностью.

Для подготовки аналитических и прогнозных материалов ЦБ наделен

полномочиями запрашивать и получать необходимую информацию, статистические

данные и иные такого рода материалы как у кредитных организаций, так и у

Федеральных органов власти.

Банк России – властный орган, что проявляется не только в его

полномочия, но и в его самостоятельности и независимости от государственных

органов. Мировой опыт свидетельствует: денежная единица страны тем

устойчивее, чем большей самостоятельностью обладает ЦБ.

Закон о Банке России прямо подчеркивает его независимость в приделах

полномочий, предоставленных ему Конституцией и Федеральными законами: ему

запрещено кредитовать Федеральный бюджет (кроме тех случаев, когда такая

возможность прямо предусмотрена законом о Федеральном бюджете) и бюджеты

РФ.

Кроме разработки и реализации кредитно-денежной политики Банк обладает

полномочиями еще в двух важнейших областях: он является надзорным органом

для всей банковской системы и органом, определяющим развитие системы

расчетом в РФ.

Для осуществления надзорной функции Банк России имеет право

устанавливать конкретные параметры обязательных нормативов, обеспечивающих

стабильность банковской системы.

Деятельность по обеспечению бесперебойной работы систем расчетов

включает несколько элементов: организацию налично-денежного обращения,

установление стандартов и правил осуществления безналичных расчетов,

лицензирование системы расчетов.

Также закон закрепляет за Банком России монопольное право осуществлять

эмиссию наличных денег, организовывать их обращение.

Нельзя не сказать и о такой функции Банка России как нормотворческая

деятельность. Круг вопросов, по которым возможно издание нормативных актов,

ограничен общей компетенцией Банка России. Кроме того устанавливается их

обязательность для федеральных органов государственной власти, органов

власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и всех юридических и

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.