на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Билеты: Концепция естествознания

Билеты: Концепция естествознания

1. Роль естествознания в развитие общества. Наука, техника, гуманизация

Современная наука возникла в Европе в период 15-17 вв. в период становления

капиталистического способа производства. Наука — это форма духовной

деятельности человека по получению нового знания о природе, обществе и самом

знании. Наука разделена на множество отраслей знания (частных наук), которые

различаются между собой тем, какую сторону действительности.

По предмету и методу познания можно выделить науки о природе —

естествознание, и обществе — обществознание (гуманитарные, социаль­ные

науки), о познание, мышлении (логика, гносеология и др.). От­дельную группу

составляют технические науки. В свою очередь каждая группа наук может быть

подвергнута более подробному членению. Так, в состав естественных наук входят

механика, физика, химия, биология и др., каждая из которых подразделяется на

научные дисциплины — физи­ческая химия, молекулярная химия и т.д. Могут быть

и другие критерии для классификации наук. Так, по своей удаленности от

практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, где нет

прямой ориентации на практику, и прикладные — непосредственно решающие

практические задачи.

Наука представляет собой продукт развития мысли древних греков. Наука в

древнегреческой культуре представляла собой целостную науку. Зачатки

мышления, идущие в плане частных наук, появились под влия­нием Аристотеля и

его школы, таких великих врачей, как Гиппократ, Гален. Но это не нарушало

целостность науки и картины мира. В эпоху христианского средневековья наука

так же разрабатывалась как гармо­ническое целое. Только в конце средних веков

произошла подмена поня­тия «наука» понятием «естествознание» Эта новая наука

начала свое триумфальное шествие с эпохи Возрождения, когда была признана

воз­можность математического описания результатов, полученных

экспери­ментальным путем. Эта новая форма приобрела столь большое значение,

что Кант оценивал частные науки в зависимости от степени применения в них

математики. Под влиянием экспериментально-математической науки коренным

образом изменилось мировоззрение европейца и усилилось его влияние на

духовную жизнь остального мира. В особенности оно воз­росло благодаря

подведению строгого строго научного фундамента под возникшую из медицины

технику, которая базировалась до этого исклю­чительно на ремесленном опыте.

С развитием новой науки возникла необходимость более глубокого разделения ее

на специальные дисциплины, для более тщательного и глубокого изучения

отдельных явлений и процессов определенной об­ласти действительности.

Естественные науки, получившие свое граждан­ство с 18 в., — это совокупность

всех наук, занимающихся иссле­дованием природы. Главные сферы естественных

наук — материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная.

Взаимодействие естествознания и общества всегда было непростым. Сначала науку

рассматривали как средство покорения природы. Использование достижений науки

меняло само общество и его жизнь, прежде всего его экономику. Но начиная со

второй половины 20 в. в связи с угрозой ядерной и биологической войны

появилось негативное отношение к науке.

Наука, и в том числе естествознание становиться для общества основой для

практической деятельности. Со временем она становится производительной силой

общества. От развития науки зависит развитие техники — орудий труда,

мастерства, умения. Для современного общества характерна все более крепнущая

связь науки, техники и производства.

В настоящее время все большее значение приобретает гуманистический аспект

науки, складывается особая дисциплина — этика науки. В условиях научно-

технического прогресса особенно актуальны нравственные оценки научных

открытий — можно ли вмешиваться в генное строение человека, совершенствовать

биотехнологию и даже конструировать новые формы жизни?

2. Основные этапы развития естествознания. Революция в науке

Наука представляет собой продукт развития мысли древних греков. Наука в

древнегреческой культуре представляла собой целостную науку. Зачатки

мышления, идущие в плане частных наук, появились под влия­нием Аристотеля и

его школы, таких великих врачей, как Гиппократ, Гален. Но это не нарушало

целостность науки и картины мира. В эпоху христианского средневековья наука

так же разрабатывалась как гармо­ническое целое. Только в конце средних веков

произошла подмена поня­тия «наука» понятием «естествознание» Эта новая наука

начала свое триумфальное шествие с эпохи Возрождения, когда была признана

воз­можность математического описания результатов, полученных

экспери­ментальным путем. Эта новая форма приобрела столь большое значение,

что Кант оценивал частные науки в зависимости от степени применения в них

математики. Под влиянием экспериментально-математической науки коренным

образом изменилось мировоззрение европейца и усилилось его влияние на

духовную жизнь остального мира. В особенности оно воз­росло благодаря

подведению строгого строго научного фундамента под возникшую из медицины

технику, которая базировалась до этого исклю­чительно на ремесленном опыте.

С развитием новой науки возникла необходимость более глубокого разделения ее

на специальные дисциплины, для более тщательного и глубокого изучения

отдельных явлений и процессов определенной об­ласти действительности.

Естественные науки, получившие свое граждан­ство с 18 в., — это совокупность

всех наук, занимающихся иссле­дованием природы. Главные сферы естественных

наук — материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная — позволили сгруппировать их

следующим об­разом:

1. физика, химия, физическая химия

2. биология, ботаника, зоология

3. анатомия, физиология, учение о происхождении и развитии, учение о

наследственности

4. геология, минералогия, палеонтология, метеорология, география

5. астрономия вместе с астрофизикой и астрохимией.

Математика, по мнению ряда натурфилософов, не относится к естествен­ным

наукам, но является решающим инструментом их мышления.

Дифференциация научного знания была необходимым этапом в разви­тии науки.

Частные науки классифицировались с точки зрения их пред­мета или метода. В

результате, в какой-то степени, утрачивалось по­нимание истинной цели науки о

мире в целом, а действительности — как единого целого.

Революция в науке — это переворот. Развитие науки долго шло постепенного,

непрерывного накопления знаний, но развитие не сводится только к простому

накоплению знаний. Наиболее радикальные изменения в науке связаны с научными

революциями, которые сопровождаются пересмотром, уточнением и критикой

прежних идей, программ и методов, т.е. всего, что называется парадигмой

науки. В последние десятилетия началась кардинальная революция, принципиально

изменяющая отношение мира человека и мира природы. В марксистской

терминологии — это «научно-техническая революция», по цивилизационной

типологии Тоффлера — это «социо-техническая революция». Иногда ее называют

информационно-компьютерной революцией. Основой этой революции является

создание и развертывание электронно-компьютерной и биотехнологической

технологий. Ее результатом может стать новая информационная цивилизация.

3. Фундаментальное единство естественных наук. Наблюдение, эксперимент, теория

Если окружающий нас мир един и образует единое и целостное образование, то и

знание о нем имеет фундаментальное единство. И хотя наука разделена на

дисциплины, но существуют фундаментальные законы отображающие единство и

целостность природы, законы составляющие фундаментальное единство

естественных наук.

Наблюдение — это первоначальный источник информации, но в основе наблюдений

лежит теория, идея.

Эксперимент — важнейший метод эмпирического исследования, для наблюдения

процессов в условиях, меньше всего подверженных воздействию посторонних

факторов. Измерения являются дополнением любого эксперимента.

На теоретической стадии строят гипотезы и теории, открывают законы науки.

Затем гипотезу проверяют экспериментом. Если результаты эксперимента не

совпадают с гипотезой, то опровергается сама гипотеза. Но это возможно

поспешный вывод, проводятся разнообразные эксперименты и их достоверность

зависит от уровня развития науки и техники.

Единство естественных наук подтверждает и междисциплинарные методы

исследования, например системный метод. Хотя системы, встречающиеся в природе

имеют разное строение и разные признаки, но все они самоорганизующиеся

системы, и нельзя противопоставлять живые и неживые системы, новые результаты

проливают свет на проблему возникновения живого из неживого.

4. Разделение естествознания на научные дисциплины. Структурные уровни

организации материи. Микро, макро, мега мир. Их основные характеристики

В конце средних веков возникло поня­тия «естествознание» Эта новая наука

начала свое триумфальное шествие с эпохи Возрождения, когда была признана

воз­можность математического описания результатов, полученных

экспери­ментальным путем.

С развитием новой науки возникла необходимость более глубокого разделения ее

на специальные дисциплины, для более тщательного и глубокого изучения

отдельных явлений и процессов определенной об­ласти действительности.

Естественные науки, получившие свое граждан­ство с 18 в., — это совокупность

всех наук, занимающихся иссле­дованием природы. Главные сферы естественных

наук — материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная — позволили сгруппировать их

следующим об­разом:

1. физика, химия, физическая химия

2. биология, ботаника, зоология

3. анатомия, физиология, учение о происхождении и развитии, учение о

наследственности

4. геология, минералогия, палеонтология, метеорология, география

5. астрономия вместе с астрофизикой и астрохимией.

Математика, по мнению ряда натурфилософов, не относится к естествен­ным

наукам, но является решающим инструментом их мышления.

Дифференциация научного знания была необходимым этапом в разви­тии науки.

Частные науки классифицировались с точки зрения их пред­мета или метода.

В философии существует категория материи, которая обозначает объективную

реальность, независимую от восприятия. В физике под понятием материи

понимается любое вещество. Вещество может находиться в твердом, жидком,

газообразном и плазменном агрегатных состояниях. Принципиально отличное от

обычного «вещества» состояние материи в виде поля.

Материальный мир делиться на три сферы: неживая природа, живая природа,

социум. Структурность — внутренняя расчлененность реального мира. Неживая

природа представлена уровнями: субмикроэлементарном, микроэлементарном,

ядерном, атомном, молекулярном, макротел, планет, систем планет, галактик,

систем галактик, метагалактик, Вселенной или мира в целом. Живая природа

имеет свои уровни: доклеточный (ДНК, РНК, белки), клетки, многоклеточные

организмы, виды и популяции, биоценозы, биосфера. Социум представлен

уровнями: индивид, семья, коллективы, социальные группы, этносы и нации,

государство, союзы государств, человечество.

Материя имеет сложное строение, которое можно рассматривать на нескольких

структурных уровнях: на мега уровне материя рассматривается в виде галактик, на

макро уровне материя может представлять собой определенное тело, например,

стол, на микро уровне — этот стол уже рассматривается как сложная система

частиц (молекул, затем — атомов, затем — элементарных частиц). Таким образом

весь материальный мир можно рассматривать как мега мир — мир галактик, звезд,

комет и др. небесных тел, макро мир — мир окружающих нас вещей, и микро мир —

невидимый мир молекул, атомов и элементарных частиц. При этом мега мир включает

в себя микро мир (галактики состоят из более мелких тел), макро мир включает в

себя микро мир (любое тело состоит из элементарных частиц). Какова структура

материи на уровне меньше чем макро уровень (с размерами меньше 10-16

см) пока не ясно. В масштабах, превышающих тысячи мегапарсек, Вселенная

бесструктурна. В таких масштабах материя однородна и изотропна, т.е. св-ва

везде одинаковы. С развитием науки познания о материи расширяются и горизонты

ее изучения раздвигаются.

Для описания макро и мега мира используются уравнения и законы классической

физики, которые позволяют определить их положение, скорость, траекторию и

т.д. Но эти уравнения бессильны описать микро мир, для этого необходима

квантовая физика и статистическая физика, описывающая параметры элементарных

частиц вероятностными характеристиками с учетом их волновых свойств.

Распределение и структуру материи на мега уровне изучает астрофизика, на

микро уровне — атомная физика, ядерная, физика элементарных частиц. Изучает

материю на макро уровне физика твердого тела, физика жидкостей и газов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.