на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Контрольная: Принципы синергетики, эволюционная триада и системный подход

Контрольная: Принципы синергетики, эволюционная триада и системный подход

ТОЛЬЯТТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СЕРВИСА

Кафедра «Современное естествознание».

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Концепции современного естествознания».

Выполнил студент гр. КОз – 1С

Battman

Проверил: доцент кафедры

Стасюк Наталья Ивановна.

Тольятти

2004г.

Содержание.

Часть I. Контрольные вопросы. 3

Часть II Реферат. 8

Тема № 18. Принципы синергетики, эволюционная триада и системный подход. 8

Введение. 8

Глава 1. Синергетика – наука о сложном. 10

1.1. Отличие синергетического и информационного подходов. 11

1.2. Эволюционная триада и принцип причинности. 12

Глава 2. Самоорганизация. 14

2.1. Энтропия и информация. 15

Глава 3. Свёртка принципов синергетики и системного

подхода в эволюционную триаду. 17

Вывод. 19

Литература. 20

Часть I. Контрольные вопросы.

Вопрос 2. Каковы фундаментальные парадигмы естествознания и

глобальные научные революции, меняющие тип рациональности?

Парадигма – система мышления.

Естествознание состоит из многих наук. Каждая из естественно научных

дисциплин – физика, химия, геология, биология и другие – изучает определённый

вид бытия. Подобно видам бытия, науки находятся между собой в некоторых

соотношениях. В первую очередь разумно обратиться к той науке, которая

изучает фундамент природы, - физике.

Если бы мы обратились, например, к биологии, науке о живом, то в ряде случаев

нам бы недоставало физических сведений о тех процессах, на базе которых и

возможно только появление живого. Вселенная не лишена истории, один за другим

возникали ее новые, всё более сложные уровни организации. И с учётом этой

эволюции и развития природы имеет смысл для начала обратиться к

фундаментальным аспектам бытия: физике, космологии, химии, геологии,

биологии, - без которых не могли бы существовать другие уровни организации

природы.

В начале XX в. был сделан целый ряд открытий, в корне изменивших видение мира

современным естествознанием. Теория относительности А. Эйнштейна, опыты

Резерфорда с альфа-частицами, работы Нильса Бора, исследования в химии,

биологии, психологии и других науках показали, что мир гораздо разнообразнее,

сложнее, чем это представ­лялось механистической науке, и что сознание

человека из­начально включено в само наше восприятие действительно­сти.

Согласно теории относительности пространство не трехмерно, а время не

линейно. И то, и другое не являются отдельными самостоятельными сущностями.

Они тесно пе­реплетены и образуют пространственно-временной контину­ум. Поток

времени не является равномерным и однород­ным, он зависит от позиции

наблюдателя и его скорости от­носительно наблюдаемого события. Кроме того, в

общей теории относительности речь идет о том, что пространство и время

находятся в тесной связи с массой тел: возле гигант­ских космических тел

пространство способно искривляться, а время - замедляться.

Нобелевский лауреат Илья Пригожин положил начало новому принципу ос­мысления

действительности. В свете этого принципа, признающего за Вселенной первич­ную

динамическую неопределенность, оказалось возмож­ным выработать новое

понимание эволюции. Второй закон термодинамики не всесилен, ибо все

существующие системы имеют прирожденную способность мутировать в направле­нии

большей сложности. Одна и та же энергия, одни и те же принципы обеспечивают

эволюцию на всех уровнях: от физико-химических процессов до человеческого

сознания и социокультурной информации. Вселенная оказывается еди­ной во всех

своих пластах, живой, развивающейся, восхо­дящей на новые ступени бытия. [5]

Вопрос 3. Сформулируйте теорему К.Гёделя?

Появившаяся в 1931 г. работа Геделя, произвела эффект разорвавшейся

интеллектуальной бомбы. Гедель утверждал, что состоятельность и полноту

какой-либо логической системы можно установить, погружая исходную систему в

систему более развернутую. Правда, Гедель показал, что при этом проблема

состоятельности и полноты становится более сложной из-за усложнения

логического языка, что приводит к спирали усложнений, к нескончаемой логической

эскалации. Именно это и происходит также, когда человеческий разум занят своим

привычным делом - размышлением.

Машина, работа которой основана на аксиомах Пеано, окажется неспособной ответить

на вполне определенную последовательность вопросов. Hо каковы эти вопросы,

Гедель не сообщает, Во всяком случае, можно предположить, что неразрешимой в

геделевском смысле является следующая головоломка. Построим

последовательность целых чисел, начинающуюся с любого целого числа, причем

каждое последующее число должно быть равно половине предыдущего, если оно

четное, или предыдущему, умноженному на три и сложенному затем с единицей, если

это предыдущее число нечетное. Повторяя процедуру вычисления последующих чисел,

мы в конце концов построим всю последовательность. Если начать с цифры 5, то мы

получим следующую последовательность: 5, 16, 8, 4, 2, 1. Итак,

мы пришли к единице. Оказывается, что независимо от числа, с которого

начинается последовательность, мы всегда приходим к единице, хотя

доказательства этого факта не существует. Возможно, это связано с нашей

неспособностью найти его, но может быть, указывает на недостатки, присущие

фундаментальным основам арифметики. [ 1 ]

Вопрос 4. В чем сущность принципа соответствия?

Бор сформулировал принцип, получивший название принципа соответствия:

для больших квантовых чисел частота излучения, испускаемого атомом при переходе

из одного состояния в другое, асимптотически совпадает с одной из частот,

ожидаемых по классической теории. Другими словами, в пределе при h (постоянная

Планка), стремящейся к нулю, результаты квантовой теории должны переходить

в предсказания классической теории.

Этот принцип сыграл важную роль в развитии и становлении квантовой физики и

является неотъемлемой частью теории. Принцип соответствия служит

методологическим принципом и не ограничивается рамками физики. С этой точки

зрения необходимо рассматривать весь процесс развития не только физики, но и

естествознания в целом.

Действительно, теория относительности возникла как обобщение классической

механики, поэтому последняя выступает как частный случай релятивистской

механики.

Волновая оптика представляет обобщение геометрической оптики, а последняя есть

частный случай волновой оптики, и т.д. Во всем этом проявляется общая

закономерность развития физики, которую можно сформулировать так: теории,

справедливость которых экспериментально установлена для той или иной области

физических явлений, с возникновением новых, более общих теорий, не устраняются

как нечто ложное, но сохраняют свое значение для прежней области и становятся

частным случаем новых теорий.

Принцип соответствия считается одним из важнейшим достижением всего

естествознания в ХХ в. Благодаря ему история физической науки предстает перед

нами не как хаотическая смена различных теорий, не как череда их крушений, а

как закономерный и последовательный процесс развития познания, идущего ко всё

более широким обобщениям, как познавательный прогресс, каждая ступень

которого имеет объективную ценность.

Философское значение принципа соответствия в том, что он показывает, как

реализуется тезис диалектического материализма в естествознании о том, что

абсолютная истина складывается из бесконечной последовательности

относительных истин.

Принцип соответствия утверждает, что:

1) каждая физическая теория - относительная истина, содержащая элемент

абсолютной истины; она соответствует определенному этапу в процессе познания;

2) смена физических теорий - это не череда катастроф, а естественный процесс

развития физики, постепенное проникновение в сущность вещей и явлений; 3)

сколь бы "безумными" и противоречивыми не казались новые теории, они всегда

образуют единое целое.

Итак, развитие физики - это не механическая замена старых теорий новыми, а

процесс их последовательного обобщения, когда новое отрицает старое, но не

просто отрицает, а с удержанием всего того положительного, что было накоплено

в старом. По-видимому, это применимо к любому развитию, о чем желательно

никогда не забывать.

Вопрос 5. Какова суть античных научных программ?

Античная философия космоцентрична, космос понимается как неразделенность

природы и человека. Греческие философы не противопоставляют природу человеку.

Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой.

Начиная с Аристотеля разделение наук, стихийно начатое еще ранее, получило

свое теоретическое обоснование. Великих философских систем уже не рождал

греческий дух, зато в отдельных науках и, прежде всего естественных,

наблюдался значительный прогресс. Этот период связан с Александрией

Египетской, с городом, где благодаря династии Птолемеев был создан центр наук

- Мусейон и где ученые поддерживались государством. Знаменита Александрийская

библиотека, содержавшая при Цезаре 700 тыс. свитков. С Александрией связана

деятельность таких ученых как Евклид, Архимед, Аристарх, Герон, Феофраст и

многих других. 3десь же был и центр истории, филологии, изобразительных

искусств.

Вопрос 6. Каковы причины движения по Аристотелю?

По Аристотелю, причиной движения тела может быть либо какой-то внешний

«двигатель», находящийся с телом в непосредственном контакте: телега

двигается потому, что ее тянет лошадь, – либо стремление тела к своему

естественному месту: стремясь к своему естественному месту, тела падают вниз.

В рамках христианства система Аристотеля господствовала в Европе примерно на

протяжении 15 веков и объясняла причины всех физических явлений. Но

существовали отдельные факты, по существу противоречившие этой системе, о

которых хорошо знали специалисты тех времен. Одним из таких фактов был

доступный наблюдению каждого человека полет брошенного камня.

Брошенный камень может лететь и вверх. Что является причиной такого движения?

Те объяснения, которые предлагал Аристотель и его последователи, были

неудовлетворительными, и это было хорошо понято еще в античности. Но, тем не

менее, из этого противоречия между теорией и экспериментом не было сделано

никаких радикальных выводов вплоть до 17 века, когда появилось представление

об импульсе, а Галилей и Ньютон заложили основы классической физики.

Вопрос 7. Что такое климат?

Климат - [греч. klima наклон (земной поверхности к солнечным лучам)],

статистический многолетний режим погоды, одна из основных географических

характеристик той или иной местности. Основные особенности климата определяются

поступлением солнечной радиации, процессами циркуляции воздушных масс,

характером подстилающей поверхности. Из географических факторов, влияющих на

климат отдельного региона, наиболее существенны широта и высота местности,

близость его к морскому побережью, особенности орографии и растительного

покрова, наличие снега и льда, степень загрязненности атмосферы. Эти факторы

осложняют широтную зональность климата и способствуют формированию местных его

вариантов.

Вопрос 8. Что означают концепции близкодействия и дальнодействия?

Дальнодействие мыслилось как мгновенное распространение гравитационных и

электрических сил через пустое абсолютное пространство, в котором силы

находят свою конечную цель благодаря божественному проведению. Концепция же

близкодействия (Декарт, Гюйгенс, Френель, Фарадей) была связана с пониманием

пространства как протяженности вещества и эфира, в котором свет

распространяется с конечной скоростью в виде волн. Это привело в дальнейшем к

понятию поля, от точки к точке которого и передавалось взаимодействие. Именно

это понимание взаимодействия и пространства, развивавшееся в рамках

классической физике, было унаследовано и развито далее в XXвеке, после

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.