Реферат: Иран после Второй Мировой войны
С началом второй мировой войны прогерманский режим Реза-шаха оказался в
сложном положении: не рассчитывая на прямую военную поддержку со стороны
Берлина, Тегеран не во всем следовал пожеланиям Гитлера, опасаясь реакции
Лондона. Недовольный нерешительностью шаха, фюрер послал в Иран Канариса с
инструкцией "установить в Иране Республику по образцу третьего Рейха", если
обнаружится, что шах "проанглийский реакционер". Параллельно недовольству
Германии нарастало недовольство шахом в Москве в связи с деятельностью в
Иране фашистской агентуры. После четырех предупреждений о нарушении Тегераном
ст. 6 Договора 1921 г. в августе 1941 г. советские войска на основании
указанного Договора были введены в Северный Иран, а британские части по
договоренности с Москвой высадились на Юге. Реза-шах был вынужден отречься от
престола в пользу своего сына Мухаммеда Реза-Пехлеви, правившего страной с
1941 г. по 1979 г.
Оккупация Ирана англо-советскими войсками избавила страну от перспективы
военных действий на его территории, способствовала его экономическому
развитию благодаря интенсивной добыче нефти для нужд антигитлеровской
коалиции, транспортировке грузов по ленд-лизу в СССР и экономической и иной
помощи союзных Держав (поставки продовольствия, борьба с нашествием саранчи и
т. д.). После Сталинграда вожди кочевых племен выдали союзникам главу
германской разведки в Иране Майера, отказавшись от профашистской деятельности
Провал профашистской ориентации Ирана и оккупация страны советскими,
британскими, а позднее и американскими войсками способствовали компрометации
реакционных кругов и усилению национально-демократического движения. В
наибольшей степени этот процесс развился в советской зоне оккупации, на
Севере, где окрепли позиции иранских коммунистов из Народной Партии Ирана
(НПИ), Демократической Партии Курдистана (ДПК), Демократической Партии
Азербайджана (ДПА). В послевоенный период ДПК и ДПА добились широкой
национально-культурной автономии с правом проведения аграрных преобразований,
причем Тегеран обязался демократизировать весь Иран по образцу иранского
Азербайджана (в состав Правительства Кавама даже были включены 3 члена ЦК
НПИ). Как показали последующие события, эти временные уступки были сделаны
Тегераном для накопления сил и последующего разгрома национально-
демократического движения, на чем настаивали Лондон, Вашингтон, АИНК, вожди
кочевых племен, реакционная иранская военщина. Внутриполитическая борьба в
стране происходила на фоне усиливающегося англо-американского противоборства
за влияние в Иране.
Разгром национально-демократического движения в 1946-47 гг. воспрепятствовал
модернизации страны, жизненный уровень которой был в 2, 5 раза ниже
турецкого, что было залогом будущих социальных взрывов и дальнейшего
ослабления ее самостоятельности на международной арене. Наиболее дальновидные
представители правящих кругов видели гарантию сохранения социально-
политической стабильности в стране в форсировании экономического развития,
что было невозможно без использования доходов от иранской нефти на благо
самого Ирана, а не АИНК. Таким образом, нефтедоллары рассматривались ими в
качестве заменителя коренных социально-экономических преобразований.
Сторонники подобной политики объединились в Национальный Фронт (НФ) во главе
с Мосаддыком (аристократ по рождению, экономист по образованию, бывший
дипломат). В 1950 г. НФ под лозунгом национализации иранской нефти победил на
выборах и приступил к реализации своей программы
Начиная борьбу за установление иранского контроля над своими нефтяными
богатствами, Мосаддык рассчитывал использовать межимпериалистические, прежде
всего англо-американские противоречия, и не стремился вовлекать в борьбу
широкие народные массы. Однако, в отличие от первой попытки нач. 30 гг.,
борьба за нефть на этот раз стала поистине всенародным делом, о чем
свидетельствует переименование в ходе борьбы возникших повсеместно массовых
организаций: в 1950 г. "Общества борьбы с АИНК", в 1951 г. "Общества борьбы с
империалистическими нефтяными компаниями", в 1952 г. "Общества борьбы с
империализмом". Радикализация массового движения с одной стороны напугала
консервативные круги иранской правящей верхушки и оттолкнула их от Мосаддыка,
а с другой стороны способствовала англо-американскому сближению на
антииранской основе: в результате бойкота и блокады нефтяному экспорту Ирана
на Запад Правительство Мосаддыка оказалось без средств (попытка главы
итальянской государственной нефтегазовой корпорации ЭНИ Э. Маттеи наладить
взаимовыгодные контакты с Тегераном завершилась загадочной гибелью Э. Маттеи
в авиакатастрофе, организованной, предположительно, совместно ЦРУ и
Интеллидженс Сервис). В сложившейся ситуации Мосаддык не решился сделать
ставку на массовое антиимпериалистическое движение для противодействия
внутренней и внешней реакции и не использовал возможности продажи нефти
социалистическим странам. Оказавшееся практически в политико-экономической
изоляции, Правительство Мосаддыка было свергнуто в результате
государственного переворота 1953
Поражение Ирана в борьбе за нефть завершилось перераспределением позиций
империалистических Держав в этой стране. В 1954 г. за спиной Тегерана был
создан Международный Нефтяной Консорциум (МНК), известный как "Семь сестер",
для эксплуатации нефтяных ресурсов Ирана. В него входили несколько
американских компаний (40% акций), АИНК (40%), Ройял-Датч Шелл (14%), Франсез
де Петроль (6%). Таким образом, монополия АИНК была нарушена не Тегераном, а
ее западными конкурентами. Новое Правительство Ирана генерала Захеди вопреки
Закону 1951 г. о национализации национальных нефтяных богатств согласилось на
деятельность МНК в стране до 1994 г. при расширении площади концессии без
права ее аннулирования Тегераном в одностороннем порядке. Реальный выигрыш
Ирана заключался в обязательстве МНК отчислять ему прибыли по принципу
"фифти-фифти" плюс 12% добываемой нефти. Не желая укрепления экономической
самостоятельности Ирана, МНК ограничивался расширением добычи и вывоза сырой
нефти без создания системы нефтепереработки.
Экономическая капитуляция Ирана перед западными Державами сопровождалась
укреплением военно-политического сотрудничества Тегерана с Вашингтоном. В
1954 г. страна вступила в Багдадский Пакт (СЕНТО), отказавшись тем самым от
официально нейтрального статуса (за сопротивление такому изменению основ
внешней политики было арестовано более 600 офицеров). Была одобрена "доктрина
Эйзенхауэра" в 1957 г., отвергнуто советское предложение заключить Пакт о
ненападении, поскольку такой документ ограничил бы возможности американо-
иранского военно-политического сотрудничества. Военные расходы в 50 гг. в 4
раза превосходили государственные инвестиции в экономику. Большая часть
американской помощи Ирану направлялась в строительство военной
инфраструктуры. Страна запуталась в сетях иностранных займов - выплата старых
долгов превосходила поступления от новых займов. Экономические планы
промышленного строительства выполнялись только наполовину. Развитие сельского
хозяйства, и особенно ирригации, сковывалось полуфеодальными отношениями в
деревне. Страна находилась на пороге глубокого социально-экономического и
политического кризиса.
Белая революция Шаха и народа" (1961-79 гг.)
"Белая революция" (серия реформ сверху для предотвращения революции снизу)
была обусловлена как внутренними потребностями модернизации страны, так и
настояниями США (Президент Д. Кеннеди полагал, что американская помощь
союзникам не может заменить внутренних преобразований в этих странах).
Поскольку большая часть господствующего класса, связанная с полуфеодальным
землевладением, не желала перемен, Шах распустил Меджлис и проводил реформы
своими декретами.
Важнейшей реформой была аграрная, проведенная в несколько этапов и
ликвидировавшая остатки феодализма в деревне. В первой половине 60 гг.
площадь землевладения ограничивалась землями одной деревни, а остальные
передавались безземельным крестьянам в рассрочку на 15 лет. В сер. 60 гг.
был введен максимум землевладения 30 га орошаемых и 200 га богарных земель
(устанавливалась привилегия до 500 га хозяйствам, применяющим капиталистические
методы с/х производства). В нач. 70 гг. государство создавало условия
для кооперативного движения и для крупных зерноводческих хозяйств на
государственных землях. В целях общекультурного подъема села туда были
направлены добровольцы-военнообязанные из Корпусов просвещения и
здравоохранения.
Последствия аграрных преобразований были неоднозначны и противоречивы. В 60
гг. крестьянское безземелье (60% крестьян) сменилось крестьянским
малоземельем (иного при ограниченности пахотных угодий в этой стране и не
могло быть), но социальная база шахского режима в деревне резко увеличилась
на указанное десятилетие. С другой стороны, парцеллизированное с/х в эти годы
само стало потреблять большую часть производимой продукции и в связи с
необеспеченностью городов продовольствием Иран был вынужден прибегнуть к с/х
импорту. Таким образом, уже в 60 гг. наблюдаются противоположные социальные и
экономические последствия аграрных преобразований.
В 70 гг. выявилось, что темпы аграрных преобразований в стране оказались
слишком высокими: на смену феодальному безземелью крестьянства через короткий
период малоземелья приходит процесс обезземеливания обуржуазивающейся
деревни, земли которой интенсивно переходят в руки деревенской кулацкой
верхушки и тех же бывших помещиков (около 30% деревенского населения). До 41%
крестьянства были вынуждены в 70гг. мигрировать в города, не нуждавшиеся в
таком количестве рабочей силы, и составили там значительный слой маргиналов,
взрывоопасный в плане социального протеста, традиционно массового в этой
стране.
Период "Белой революции" характеризуется быстрыми темпами промышленного роста
благодаря политике реформизма, проводимой Шахом, и притоку нефтедолларов,
особенно с 1973 г. ВНП на душу нас. увеличился за 1963-78 гг. со 100
долл./год до 1521 долл. Темпы прироста пром. производства составляли 8,8% в
год в 1962-68 гг., 11,5% в 1969-72 гг., 26% в 1973-78 гг. Однако эти
блестящие показатели были достигнуты в основном за счет развития сборочного
производства, не укрепляющего экономической самостоятельности страны и, что
самое существенное, на путях развития капитализма сверху, блокирующего
возможности демократического развития капитализма снизу с втягиванием в
буржуазно-рыночные отношения основной массы населения. Следовательно,
капиталистический прогресс обеспечивал средства для существования
незначительной части населения. В то же время не только в деревне, но и в
городе старые формы существования разрушались быстрее утверждения новых.
Несчастье Ирана эпохи "Белой революции" заключалось в том, что темпы
модернизации страны были слишком быстрыми, реформы недостаточно учитывали
национально-религиозную специфику, а потому натолкнулись на слишком серьезное
сопротивление - культурно-цивилизационную реакцию традиционного иранского
общества на утверждение новых буржуазных норм и условий существования,
возглавленную шиитским духовенством. Гибельными для "Белой революции"
оказались слишком большие доходы от нефти (в результате повышения цен на нее
с 1973 г. по 1978 г. казна получила более 100 млрд. нефтедолларов, из которых
40 млрд. были истрачены на силовые структуры и столько же на государственные
промышленные проекты). Уникальное явление в мировой практике реформ - наличие
средств, и наличие мощного репрессивного аппарата побудили Шаха игнорировать
оппозиционные преобразованиям силы (вместо кропотливой работы с оппозицией
для ее раскола и привлечения части ее на свою сторону Шах практиковал ее
тотальное подавление).
Многочисленное шиитское духовенство (только в городах их 15 тыс. чел. в 5400
мечетях) выступало против реформирования систем образования и
судопроизводства в светском направлении из опасения потери своей
идеологической монополии и влияния на массы. Посягательство светской власти
на свои традиционные привилегии улемы трактуют как посягательство на
исламские устои. В период "Белой революции" Шах целенаправленно ограничивал
своими реформами не только политико-идеологическую роль духовенства, но и его
экономическую мощь (секуляризация церковной земельной собственности), чем
восстановил его против себя.
В 60-70 гг. во внешней политике Ирана произошли существенные изменения и
появились принципиально новые ее направления. Во-первых, Шах резко расширил
масштабы экономического сотрудничества с социалистическими странами. Это было
обусловлено нежеланием Запада содействовать строительству базовых отраслей
Страницы: 1, 2, 3
|