на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Функции государства
ри рыночных отношениях, свободе предпринимательской дея-тельности, многообразии и равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается преимущест-венно на основе самоуправления, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства. В этих условиях государство «сбросило» с себя часть обязанностей в экономической сфере.

Вмешательство государства в сферу экономики в известной мере сокращается и сводится главным образом к следующим мерам:

1) выработка экономической политики, в масштабе общества;

2) управление предприятиями и организациями, составляющим государственную собственность. Круг этих объектов должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение; например, ядерная энергетика, деятельность в космосе, общегосударственный транспорт, связь и др.;

3) установление правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулирование государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечение равноправия всех форм собственности, правовая защита собственника, принятие мер для пресечения недобросовестной конкуренции (монополизма), охрана прав потребителя от недобросовестного производителя;

4) регулирование внешнеэкономических отношений в целях защиты государством своего экономического суверенитета, безопасности, стимулирование развития национальной экономики при реализации внешнеторговой и иной деятельности.

В период экономических кризисов, депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается.

Мировой опыт свидетельствует, что в рыночных отношениях недостаточно уповать лишь на элементы саморегулирования, а необхо-димо сочетание саморегулирующих и регулируемых средств и рычагов. В качестве эффективного метода регулирования экономических отношений в странах с развитой рыночной экономикой применяется планирование. Как показывает опыт зарубежных стран, рынок не только совместим с планированием процесса экономического развития, но и практически невозможен без определенных целей, меха-низмов их осуществления, без расчета, прогноза результатов. А это невозможно без планирования. Однако характер и содержание плани-рования в условиях рынка имеют свою специфику. Планирование при рыночных отношениях: а) не носит жесткого характера; б) основано на использовании экономических методов (налогообложение, субси-дии, льготное кредитование и др.); в) имеет рекомендательный харак-тер в отношении частных собственников и частных производителей; г) сочетает взаимные интересы общества, государства, отдельных то-варопроизводителей.

При характеристике экономических функций государства следу-ет иметь в виду, что рынок - динамичное явление, постоянно меняющееся во времени, поэтому масштабы и методы его регулиро-вания также меняются, иначе такое регулирование теряет эффектив-ность.

Социальная функция государства многообразна по содержанию и по объему деятельности. Ее содержание определяется задачами госу-дарства в социальной сфере и провозглашением многих государств в качестве социальных. Главное назначение этой функции - обеспече-ние общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении такого благополучия.

Важную часть социальной функции составляет социальная защита тех, кто нуждается в государственной материальной поддержке: без-работные, инвалиды, пожилые, многодетные семьи, сироты, дети в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов к этой категории добавились беженцы и вынужденные переселенцы.

В социальной функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало - снятие или смягчение социальных противоречий путем использования цивилизованных средств их разрешения; обеспечение человеку надлежащих условий жизни посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства.

Во Всеобщей декларации прав человека (1948) провозглашено право каждого на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния каждого человека, а также его семьи (ч. 1 ст. 25). Общепризнанным эталоном социальной защищенности лич-ности служит гарантированный со стороны государства прожиточный минимум.

С переходом к рынку социальная поддержка государством малообеспеченных граждан приобретает особую значи-мость. Государство обязано принимать необходимые меры социаль-ной защиты людей от негативных последствий инфляции.

Другим важным компонентом социальной функции являются обеспечение права каждого на свободу труда, занятости населения, миграции рабочей силы, контроля за безопасностью условий труда и соответствием требованиям гигиены, социального страхования и обеспечения. Все эти проблемы предопределяются действием рыноч-ных регуляторов. Рыночная экономика делает необходимыми, с одной стороны, отмену права каждого на получение рабочего места (права на труд), а с другой - формирование системы страхования от безра-ботицы, подготовки и переподготовки кадров в связи с технологичес-кими изменениями производства, обеспечение государством занятос-ти трудоспособного населения. Но достижение полной занятости - идеальная цель, к достижению которой стремятся многие государства, объявившие себя социальными, однако ни одно из них этой цели не достигло. Более того, во всём мире отмечается рост безработицы. И хотя, по утверждению специалистов, не существует универсального плана ликвидации безработицы, государство, называющее себя социальным, должно заботиться о том, чтобы реформы и иные преобразования в стране были бы сориентированы на потребности людей; чтобы по возможности смягчить социальные последствия своей политики путем расширения социальных гарантий, поддержки наиболее уязвимых в социальном отношении слоев общества. В реализации социальной функции большое место принадлежит государственной политике в области образования, культуры, здоровья граждан, в жилищной сфере. В указанных областях социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных, учебных учреждений, учреждений культуры.

Что касается управления, организации работы этих учреждений, то они автономны, и вмешательство государства здесь недопустимо, в том числе посредством государственной цензуры печатных изданий, театральных постановок, кинематографической продукции и т.д.

В условиях рынка государство должно освободить указанные сферы от рыночных механизмов, взяв их на полное свое обеспечение. Здравоохранение, образование, культура должны быть общедоступ-ными, поскольку в данном случае речь идет о главных социальных ценностях: здоровье и интеллектуальном потенциале общества.

Вместе с тем очевидно, что надлежащее выполнение государством социальной функции во многом зависит от материальных возможностей общества, от наличия определенной материальной базы.

Экологическая функция тесно примыкает к социальной, поскольку обусловлена социальной обязанностью государства обеспечить эко-логическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны.

В условиях ухудшения экологической обстановки во всем мире, ряда экологических катастроф это направление социальной политики государства приобретает самостоятельное значение. Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требова-ний, вредные последствия различного рода катастроф требуют посто-янного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной среды, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях. Право на безопас-ную (благоприятную) окружающую среду - одно из естественных прав человека.

В ст. 42 Конституции РФ зафиксировано: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Это конституционное право предполагает возможность требовать соответствующего поведе-ния от физических и юридических лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения этого права.

Государственные гарантии прав человека на благоприятную окружающую среду состоят в том, что государство обязано осуществлять: планирование и государственное нормирование качества окружаю-щей среды; принимать меры по предотвращению экологически вред-ной деятельности, предупреждению и ликвидации аварий, стихийных бедствий, катастроф; государственное и общественное страхование граждан, образование резервных фондов помощи, возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения природы и иных вредных воздействий; государственный контроль за соблюдени-ем природоохранного законодательства; привлекать к ответственнос-ти лиц и организации, виновные в нарушении экологических требо-ваний.

Важной функцией государства является налогообложение и финан-совый контроль.

Рыночная экономика использует налоги в качестве инструмента экономической и социальной политики. Налоги предназначены для:

а) покрытия расходов на содержание государственного аппарата;

б) перераспределения доходов среди различных групп и слоев населе-ния;

в) обеспечения перспективного экономического, культурного и иного развития страны.

Рыночные отношения способны эффективно развиваться только на базе устойчивой налоговой, системы, поэтому рассматриваемая функция есть реализация соответствующих властных полномочий го-сударства. В то же время рыночная экономика диктует необходимость рассматривать данную функцию как специфические обязательствен-ные отношения между государством и плательщиком налогов. И хотя этот вид отношений носит ярко выраженный «вертикальный» харак-тер, тем не менее демократизация деятельности государства предпо-лагает внедрение в сферу налогообложения механизмов юридической, в том числе судебной, защиты прав и законных интересов налогопла-тельщиков.

Другой частью данной функции является финансовый контроль. Он выступает одним из видов государственного контроля за образо-ванием, распределением и использованием всех ресурсов финансо-вой системы страны. В эту систему включаются не только государ-ственные финансы, но и рынок ценных бумаг, валютные ценности и др.

Финансовый контроль имеет своими задачами: проверку финансовых обязательств перед государством; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль за правильностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении государст-венных финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и др.

Государство располагает широким кругом субъектов финансового контроля. В России это Счетная палата, Центральный банк, Минис-терство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, контрольно-ревизионные органы федеральных органов ис-полнительной власти и др.

В контроле могут участвовать и негосударственные аудиторские организации.

В юридической литературе функцию налогообложения и финан-сового контроля нередко трактуют не как самостоятельную, а в ка-честве вспомогательной и во многом обслуживающей по отношению к другим функциям. Безусловно, нельзя отрицать такую ее природу. Но на переходных этапах развития общества, в период его реформи-рования, сопровождаемого становлением новых рыночных структур и механизмов, данная функция приобретает особое значение и может быть выделена в качестве самостоятельной. Она отличается от других функций не только особой сферой применения, но и форма-ми и методами осуществления: проведение ревизий, проверок, уста-новление нормативов деятельности субъектов, мерами воздействия и др.

Значение функции налогообложения и финансового контроля за-висит от той роли, которую стремится играть государство в экономи-ке, а также от того, принимает ли оно на себя в полном объеме социальную функцию. Государство, провозглашающее себя как правовое и социальное, должно вести строгий финансовый контроль во всех, сферах с целью максимальной защиты интересов общества, государ-ства, личности.

Переход к демократическому государству возводит в разряд при-оритетных функцию защиты прав и свобод личности, обеспечение за-конности и правопорядка.

Обеспечение прав человека и гражданина - главный критерий де-мократичности государства. Права человека составляют основу поли-тики в отношениях с другими государствами и со всем мировым со-обществом. В современных условиях происходят интернационализа-ция проблемы прав человека, перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики, признание междуна-родной юрисдикции по вопросам нарушения прав человека.

Во Всеобщей декларации прав человека (1948) закреплен принцип уважения прав человека. Это значит, что все государства должны, во-первых, рассматривать права и свободы человека, как естественные, неотчуждаемые и неприкосновенные; во-вторых, не допускать дис-криминации по признакам пола, языка, расы, религии; в-третьих, со-трудничать друг с другом в этой сфере.

Многие государства, в том числе Россия, возвели в ранг конститу-ционного принципа уважение прав и свобод человека, а также их за-щиту и соблюдение. Однако обращает на себя внимание разрыв между некоторыми конституционными положениями и практикой.

Выполнение функции защиты прав и свобод человека, обеспече-ние законности и правопорядка осуществляются системой правоохра-нительных органов, среди которых большая роль принадлежит судам, органам внутренних дел, государственной безопасности и др.

3. Основные внешние функции государства.

Интеграция в мировое сообщество ряда постсоциалистических государств серьезно изменила их внешнюю политику и побудила к при-знанию гуманистических и общедемократических норм и принципов в международных отношениях. В частности, провозглашается, что общепризнанные принципы и нормы международного права, междуна-родные договоры имеют приоритет перед внутригосударственными правом и законом.

Реализация функции интеграции в мировую экономику стала возможной с ослаблением напряженности в отношениях между государствами. Эта функция основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире. Взаимозависимость охватывает ши-рокий круг отношений, в том числе производственные, научно-техни-ческие, торговые, кредитные, транспортные и др.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.