на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Государственные механизмы в системе управления
p align="left">В-четвертых, государство предоставляет монополиям большие кредиты и крупные налоговые льготы, которые также увеличивают их доходы. Возрастание экономической деятельности буржуазных государств означает вместе с тем дальнейшее усиление вмешательства в трудовые отношения путем замораживания заработной платы, налоговой политики и т.д.

Производными от типа являются формы государства. Они определяются характером социальных противоречий, соотношением и расстановкой общественных сил в тот или иной период в данной стране и на международной арене. Формы государства различаются: по видам управления, по методам управления (политическим режимам) и по организационному устройству государства.

По видам управления выделяют монархию и республику. Монархия -- власть одного человека (короля, царя, императора), которая обычно передается по наследству. Республика -- власть, осуществляемая выборными органами (сенатом, парламентом и др.). По методам управления (политическим режимам) выделяют: демократические и антидемократические политические режимы.

По организационному устройству различаются государства простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные). Простое государство имеет лишь административно-территориальное деление (провинции, департаменты, округа). Сложное государство представляет объединение государств в виде федерации или конфедерации. Наиболее распространена форма федерации, т.е. союзного государства, включающего высшие (центральные) органы власти и органы власти субъектов федерации.

Тип государства и его форма находятся в определенном соотношении. Тип государства остается без изменения в рамках существования одной общественно-экономической ступени. Что же касается форм государства, то они могут быть различными в пределах одного и того же типа государства. Это значит, что одна и та же сущность государства в зависимости от конкретно-исторических условий может проявляться в различных политических формах. Они зависят непосредственно от соотношения социальных сил и степени обострения противоречий, от уровня сознательности и организованности населения, наконец, от влияния внешних факторов.

Государственная власть структурируется по вертикали и по горизонтали. Вертикальное разделение -- это деление власти между различными уровнями государственного управления (например, центральный, областной, районный). Горизонтальное разделение имеет место между тремя ветвями власти -- законодательной, исполнительной и судебной. Впервые идею о разделении власти на три ветви высказал в 1748 г. Щ.Л. Монтескье. Практическую реализацию эта идея получила лишь в 1778 г. в Конституции США.

Разграничение полномочий между законодательной и исполнительной властью необходимо для того, чтобы, во-первых, четко определить их функцию, компетенцию и ответственность; а во-вторых, гармонично соединять такие противоречивые аспекты жизни общества, как власть и свобода, закон и права личности, государство и общество.

Исполнительная власть занимает специфическое положение в системе государственного управления. Она характеризуется следующими особенностями:

* единством исполнительских и нормотворческих функций, т.е. не только исполняет законы, принятые законодательной властью, но и сама издает подзаконные нормативные акты или выступает с законодательной инициативой;

* относительной самостоятельностью, в постоянно меняющейся обстановке она должна оперативно принимать конкретные меры по своему усмотрению; в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия, внутренние и железнодорожные войска, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.д.;

* закрытостью, исполнительная власть осуществляет свою деятельность преимущественно без рекламы, широковещательных кампаний, за "закрытыми дверями".

Под влиянием данных особенностей, при отсутствии надлежащих "сдержек и противовесов" исполнительная власть имеет тенденцию захватывать властные функции, подминать под себя две другие ветви государственной власти и мигрировать в сторону авторитарного, тоталитарного и даже деспотического режимов. Ее сдерживание достигается посредством регулярной подотчетности и ответственности перед законодательной и судебной властями, а также осуществлением в различных формах социального контроля (институт выборов, отчеты перед населением, освещение в печати, на радио, телевидении и др.).

Исполнительная власть -- это подзаконная деятельность, осуществляемая "на основе и во исполнение закона". Она вторична по отношению к законодательной деятельности, осуществляется в процессе повседневного и непосредственного руководства политико-административным, хозяйственным и социально-культурным строительством.

Характерной чертой исполнительной власти является ее авторитарный характер. Все исполнительные органы при решении вопросов определяющую роль отводят руководителю этого органа. Именно единоначалие обеспечивает оперативность руководства, использование индивидуальных способностей и опыта руководителя, повышает их персональную ответственность за результаты работы этого органа. Нередко единоначалие первого руководителя дополняется совещательной коллегиальностью.

В.И. Ленин принцип разделения государственной власти на три ветви не воспринял. Он считал опровержением этого принципа опыт Парижской коммуны, которую вслед за К. Марксом называл "работающей корпорацией", соединявшей принятие законов с осуществлением их исполнения. Ленин довольно долго прожил в Швейцарии и с интересом изучал вопросы государственного строительства и местного самоуправления. Б начале XX в. швейцарские городские коммуны (Женева, Берн, Люцерн, Цюрих и др.) окончательно отказались от практики невозможного в то время решения муниципальных (местных) дел общинным сходом. Этот основной тип муниципального уклада был построен почти повсеместно по следующей четырехступенчатой схеме:

1) муниципальный избирательный корпус как база;

2) вышедший из его лона распорядительный совет;

3) исполнительный орган;

4) наверху всей пирамиды -- должностное лицо в роли высшего представителя муниципальной коммуны.

Начиная с 1920-х гг. этот тип муниципального уклада был изменен в ряде стран Европы, где отказались ради экономии и простоты конструкции от особого исполнительного органа. Исполнительные функции были поручены единолично высшему должностному лицу муниципального образования. В других случаях распорядительная и исполнительная власти были соединены в едином представительном органе.

Судя по всему, именно этот западноевропейский опыт послужил основой для конструирования Лениным механизма государственной власти в виде Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, которые объединяли законодательную и исполнительную власть. Данный теоретический вывод он реализовал в деятельности советской власти в России, что было вполне оправданно и полезно в тех чрезвычайных условиях (революция, гражданская война, военная интервенция), но сказалось крайне негативно в условиях мирного развития. Ленинскую конструкцию использовали и в других социалистических странах.

Государственная власть характеризуется рядом особенностей:

1) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью;

2) обязательностью -- верховенством ее решений для всех других социальных властей;

3) легальностью в использовании силы в пределах государства;

4) моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений;

5) многообразием средств воздействия -- помимо правовых и насильственных используются также экономические, информационные, моральные и др.

Основные способы государственного властвования:

* демократический, когда власть осуществляется при участии исполнителей ее решений, народа;

* либеральный, на основе принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также уважения свободы личности, ее фундаментальных прав;

* конституционный, когда правление осуществляется в рамках закона;

* авторитарный, при единоличном правлении с использованием неприкрытого насилия против всех неугодных;

* тоталитарный, при полном огосударствлении всех управленческих процессов в обществе;

* деспотический, при всевластии, произволе и опоре на насилие. Данные формы государства зарекомендовали себя как наиболее

распространенные и жизнеспособные. Они не только были в прошлой истории, но имеют значительное место и в современном мире.

4. Проблемы совершенствования государственных механизмов в управлении

В нашей стране традиционно сохраняется подход, основанный на тезисе об исключительном единстве государства и права, в силу чего все государствоведческие проблемы рассматриваются практически только в рамках юридических наук. Политический аспект деятельности государства (как главной политической силы общества) по разным причинам (и прежде всего также политическим) не исследовался.

Политический характер государственного управления

Государство от имени господствующего класса в прошлом, теперь в значительной мере от политической или экономической группировки и в будущем, предположительно, от всего общества осуществляет руководство общественными делами. По мере своего формирования государство начинает усложнять свою структуру и делится первоначально на уровни (этажи) управления, затем -- на формы властеосуществления (законодательную, исполнительную, судебную) и, наконец, на две функциональные части - политическую и политико-административную. Все структурные составляющие государства являются государственной властью и имеют политический характер.

В составе государства в зависимости от властной структуры происходит свое перераспределение политических возможностей и приоритетов. Например, в прежнем СССР существовало пять уровней государственного управления - союзный (центральный), союзно-республиканский, областной, районный и местный. Соответственно и политическая власть по своим возможностям и приоритетам дробилась на эти пять уровней. Наибольшими возможностями и приоритетами располагает союзная (центральная) власть и самыми низкими -- местная власть.

В современной России государственная власть делится на два легитимных уровня -- федеральный (центральный) и региональный (субъектов Федерации). Кроме того, в 41 субъекте Федерации во власти участвует еще и нелегитимный уровень -- районный (он все еще никак не конституируется). Местный уровень управления, по Конституции не будучи государственным, является политической властью, местным самоуправлением.

Таким образом, российская политическая власть (которую не следует смешивать с государственной властью) сейчас делится на четыре уровня -- федеральный (центральный), региональный (субъектов Федерации), районный и местного самоуправления. Конечно, крайние уровни диаметрально противоположны по своим политическим возможностям и приоритетам.

Если же взять формы политического властеосуществления, то но логике наибольшими возможностями и приоритетами должна обладать законодательная власть. В СССР ни одна ветвь государственной власти не обладала преимуществами и приоритетами. Высшую политическую власть в стране в это время осуществляла негосударственная политическая организация - РСДРП(б) - ВКП(б) - КПСС. Все ветви государственной власти должны были не просто считаться с требованиями программы и устава партии, а неукоснительно выполнять, реализовывать эти партийные требования. Поэтому вполне справедливо утверждение, что в это время в стране доминировал партократический режим.

Относительно практики, которая сложилась в Российской Федерации, здесь логика государственного строительства изначально и бескомпромиссно была принесена в угоду "верховному гаранту Конституции", т.е. первому Президенту РФ Б.Н. Ельцину, а, следовательно, исполнительной власти. Режим, существовавший тогда в России, конечно, был авторитарным с использованием неприкрытого насилия против всех неугодных. Законодательная и судебная власти были изначально слабыми и беспомощными.

Раздвоение (дихотомия) государственной власти на первичную политическую власть и вторичную политико-административную власть (или государственную службу) практически не существовало в прежнем СССР. Первичную политическую власть осуществляли здесь выборные партийные лидеры, а вторичную -- партийный аппарат. На долю советской власти приходились лишь третьестепенные функции. К тому же советская власть не имела обычных трех ветвей, а ограничивалась лишь двумя: 1) законодательно-исполнительной и 2) судебной. Что касается современной России, то указанное раздвоение государственной власти на политическую и административную проведено в ней достаточно последовательно.

Анализ исходных структур государственной власти свидетельствует, что все они создавались и функционировали в основном по законам политики, имели политические предпосылки и политическое содержание, преследовали политические цели. Все уровни власти, формы власти и части власти практически в равной мере участвуют в формировании политики государства. И в целом государственная политика -- это баланс усилий составляющих государственных структур, за которыми достаточно ясно вырисовываются те или иные социальные силы.

Известно, что политика сама по себе не формирует, не продуцирует социальные нормы. Она лишь вырабатывает основные линии социального поведения государств, классов, наций, этносов, различных социальных групп по поводу государственной власти и взаимоотношений между ними. Социальные нормы, по общему правилу, вырабатываются такими формами общественного сознания, как право и мораль (нравственность). Именно им принадлежит возможность регламентирования социального поведения людей. Подчеркнем, что право и мораль имеют лишь возможность такого регламентирования. Для того чтобы эти нормы стали общими и обязательными для людей, нужны особые социальные силы.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.