на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Государственные унитарные предприятия, как организационно-правовая форма предпринимательской деятельности
кономический и правовой статус. Все государственные предприятия в дореволюционной России имели статус казенных. Государственные и му-ниципальные производства, основанные на праве оперативного управления имуществом, существовали и в социалистической экономической системе. Понятие казенное предприятие (завод, фабрика, хозяйство) впервые было введено Указом Президента РФ "О реформе государственных предпри-ятий". Как новая организационно-правовая форма оно закреплено в новом Гражданском кодексе.

Определен его правовой и экономический статус. Это - юридическое лицо, имеющее в оперативном управлении обособленное имущество, со всеми вытекающими правами и ответственностью. Хотя имущество обо-собляется, учредитель имеет право собственности на него. Вместе с тем ка-зенное предприятие - унитарное. Это означает, что его имущество неделимо и не распределяется по вкладам (долям, паям), в том числе между работни-ками.

Не до конца раскрыто экономическое содержание понятия права опера-тивного управления имуществом, а также права хозяйственного ведения. В отличие от унитарных предприятий, имущество которым передается в хо-зяйственное ведение, за казенными оно закрепляется в оперативное управ-ление. Эти две юридические формы не предполагают какие-либо сущест-венные различия в им\%1ественных отношениях данных типов унитарных предприятий и их учредителей. Во всяком случае из Гражданского кодекса такие различия не вытекают.

Установлено, что предприятия на хозяйственном ведении и казенные предприятия осуществляют права владения, пользования и распоряжения имуществом. Те и другие не могут отчуждать имущество (продавать, сда-вать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капи-тал хозяйственных обществ и товариществ) без согласия собственника. Раз-личия лишь в том, что казенное предприятие вправе отчуждать с согласия собственника любое закрепленное за ним имущество, а предприятие на хо-зяйственном ведении - лишь недвижимое. В данном случае разделение пе-реданного в хозяйственное ведение имущества на движимое и недвижимое противоречит ст.132 Гражданского кодекса, согласно которой предприятие в целом как имущественный комплекс является недвижимостью.

Казенные предприятия признаны коммерческими структурами, но не все из них ставят, главной' целью своей деятельности извлечение прибыли. То же самое относится и к большинству неказенных .унитарных предприятий (имущество которым перёдано в хозяйственное ведение), являющихся бесспорно коммерческими. Среди тех и других типов унитарных предпри-ятий есть нерентабельный. Но это не означает, что они перестают быть коммерческими. Во-первых, убыточность может быть временной. Во-вторых, если даже коммерческая организация не преследует в качестве ос-новной цели извлечение прибыли, то экономию ресурсов, снижение затрат ставит одной из важнейших задач своей деятельности. Для государствен-ных предприятий прибыль и снижение затрат по экономическому содержа-нию - равнозначные показатели. В-третьих, получение прибыли - не един-ственный признак коммерциализации. Казенное предприятие функциони-рует в рыночной среде, вступает в экономические отношения с другими субъектами хозяйствования, участвует в конкуренции... Это и есть коммер-ческая деятельность, конечным экономическим результатом которой может быть не только прибыль.

Гражданский кодекс предусматривает формирование казенного пред-приятия лишь в статусе федерального и только на базе имущества, находя-щегося в федеральной собственности. Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. также был рассчитан на создание казенных заводов на базе преобразуемых государственных предприятий. Но все это не исключает, а скорее предпола-гает возможность учреждения государственных (субъектов РФ) и муници-пальных казенных предприятий.

Указом рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Фе-дерации осуществить реформу государственных предприятий, относящихся к их собственности, а органам местного самоуправления - муниципальных. Значит, по аналогии федеральных на базе ликвидируемых производств они могут создавать свои казенные предприятия, что вполне логично.

Вместе с тем, согласно Гражданскому кодексу, унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления имуществом, имеют статус федеральных, субъектов Федерации и муниципальных. Именно они явля-ются казенными, независимо от статуса собственника имущества, т е. уч-редителя. Следовательно, не только федеральные органы, но и органы вла-сти субъектов Федерации и местного самоуправления могут учреждать ка-зенные предприятия как новые, так и на основе преобразования (ликвидации) действующих производств.

Необходимы законы о государственном казенном предприятии или о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. При этом следует предусмотреть возможность создания и функционирования казен-ных предприятий на основе не только федеральной собственности, но и собственности субъектов РФ, а также муниципальной.

Целесообразно выделить из действующих государственных и муници-пальных предприятий казенные заводы и определить их статус, режим хо-зяйствования, методы и органы управления и т. д. Это необходимо сделать
безотлагательно в связи с приватизацией и развертыванием процесса банкротства нерентабельных и несостоятельных производств.

Отношения казенного предприятия и собственника по использова-нию имущества. Определяющее значение для взаимоотношений органов власти и казенных производств имеют отношения по использованию иму-щества, закрепленного на праве оперативного управления.

Понятия "хозяйственное ведение" и "оперативное управление" опреде-ляют характер отношений по поводу владения, пользования и распоряже-ния имуществом. Хотя в том и в другом случае предприятия на условия хозяйственного ведения и казенные, как отмечалось, по существу, одинако-во наделяются такими правами, однако имущественные и управленческие
.. отношения собственника с этими двумя типами унитарных предприятий в
Гражданском кодексе обозначены по-разному. .

В нем четко сформулировано, что собственник имущества, находящего-ся в хозяйственном ведении, решает вопросы создания, предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвида-ции, утверждает устав, назначает директора (руководителя), осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью переданного имущества. Ясно, что такие же функции выполняются и по отношению к казенному производству. Однако это не закреплено, но определено, что соб-ственник в лице Правительства РФ утверждает устав казенного предпри-ятия, может принимать решение о его реорганизации или ликвидации, име-ет право изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назна-чению имущество. То, что функции собственника четко не очерчены, ос-тавляет широкий простор для вмешательства государственных органов управления в деятельность предприятий, которым не ясны их права, преде-лы зависимости от собственника и возможности хозяйственной самостоя-тельности. Поэтому целесообразно законодательно закрепить следующие функции собственника по отношению к казенному производству:

связанные с учреждением предприятия (создание и установление его статуса, определение предмета и целей деятельности, утверждение устава, принятие решения о реорганизации или ликвидации);

связанные с имущественными отношениями (закрепление имущества за предприятием в оперативное управление, установление размера и оплата уставного капитала, определение структуры и назначения имущества, изъя-тие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению, контроль за применением по назначению и сохранностью закрепленного имущества):

связанные с управлением предприятием (назначение директора, уста-новление обязательного задания на производство и поставку продукции для нужд собственника, контроль за его выполнением, определение порядка распределения доходов). Суханов Е. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления / Хозяйство и право, №6.,2000г., ст. 3-12.

Конкретизация функций и их законодательное закрепление помогут создать эффективный механизм взаимоотношений собственника и казенно-го предприятия, очертить границы его самостоятельности, существенно улучшить управляемость производства.

Регулирование деятельности казенных предприятий Гражданский кодекс не предусматривает какие-либо требования к производительному использованию имущества, находящегося в хозяйственном ведении. Пред-приятие самостоятельно решает вопросы его применения. Право оператив-ного управления предполагает, что казенное производство владеет, пользу-ется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с его назначением. Здесь прибавляется существенный элемент - право собст-венника доводить задание и обязанность предприятия его выполнять

Механизм реализации этой правовой нормы определен постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г., утвердившим Порядок планирова-ния и финансирования казенных производств. Предусмотрено функциони-рование их под воздействием двух систем - административной и рыночной Реализация задания государства (собственника) полностью. регламентируется сверху, а разрешенная самостоятельная хозяйственная деятельность организуется по законам рынка.

Государство утверждает предприятию не только план развития и план-заказ на поставку продукции для государственных нужд, но и цены на нее, фонд оплаты труда на объем плана-заказа, лимит численности работников Вместе с тем оно устанавливает тарифную сетку и порядок оплаты труда. Таким образом, казенное предприятие, выполняющее государственное за-дание, не обладает хозяйственной самостоятельностью.

Важно привести Порядок планирования и финансирования деятельно-сти казенных заводов (фабрик, хозяйств) в соответствие с Гражданским ко-дексом. Обязательное задание (план-заказ) следует ограничить объемом по-ставок продукции (в натуральном выражении в конкретной номенклатуре и ассортименте) с указанием сроков поставки. Предприятие должно выпол-нять прежде всего это задание, за него оно несет экономическую и админи-стративную ответственность. Следовательно, целью планирования производства является выполнение задания собственника при минимальных за-тратах ресурсов. Поэтому планирование должно быть компетенцией самого предприятия. Нет необходимости устанавливать сверху фонд оплаты и ли-мит численности, тарифную сетку и порядок оплаты труда работников. Це-ны на продукцию на общих основаниях могут быть оговорены в контракте (договоре), определяющем обязательства и ответственность как заказчика, так и предприятия, разумеется, за исключением случаев, когда установлен единый порядок государственного регулирования цен. Гражданское право. Учебник / Под ред. Е.А.Суханова.Т.2. М.,2000. ст.317.

Такой подход усилит экономическую заинтересованность предприятия и его ответственность за выполнение задания собственника. Вместе с тем это даст возможность максимально использовать сэкономленные и свобод-ные ресурсы для разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельно-сти.

Казенное предприятие может быть создано в случае:

если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

необходимости использования имущества, приватизация кото-рого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспе-чения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализа-ции иных стратегических интересов Российской Федерации;

необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

необходимости осуществления деятельности, предусмотрен-ной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Основным условием создания и функционирования казенных предприятий является необходимость поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных нужд.

Общие требования к договорам поставки для государственных нужд установлены параграфом 4 главы 30 ГК РФ.

В соответствии со статьей 525 ГК РФ поставка товаров для государ-ственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд.

Государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Статьей 527 ГК РФ установлено, что государственный контракт зак-лючается на основе заказа государственного заказчика на поставку то-варов для государственных нужд, принятого поставщиком (исполните-лем). Для государственного заказчика, разместившего заказ, принятый поставщиком (исполнителем), заключение государственного контракта является обязательным.

Заключение государственного контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта.

Условие о возмещении убытков не применяется в отношении казен-ного предприятия. Таким образом, при размещении государственного заказа на казенном предприятии соответствующий орган государствен-ного управления освобождается не только от возмещения прямых убыт-ков, но и (что гораздо важнее) от применения штрафных и иных финан-совых санкций. Из этого следует, что привлечение казенных предприя-тий для поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг для государственных нужд, в конечном счете, имеет целью минимизацию непроизводительных потерь бюджетов всех уровней.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.