на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Информационные технологии в избирательном процессе
p align="left">В целом справочные определения понятия гарантий дают представление об этом важнейшем институте реализации избирательных прав граждан. Однако содержание гарантий, в том числе и избирательных, затрагивает более широкий спектр отношений и совокупность характеристик определяющих их содержание.

Конечно, по вопросам гарантии обеспечения избирательных прав граждан в Российской Федерации при проведении выборов с использованием ГАС «Выборы» у правоведов существуют различные мнения по теоретическим и содержательным характеристикам данного института, определяющего демократические начала не только избирательной системы, но и политико-правовой системы в целом.

Дискуссионные моменты характеризуют само понятие "гарантии" и другие составные части категориального аппарата, содержание гарантий, соотношение условий и средств реализации гарантий в избирательной системе, систему гарантий в механизме реализации конституционных прав, приоритетность базовых начал гарантий, соотношение различных предпосылок в реализации гарантий, проблемы классификации гарантий, структуру юридических гарантий, допустимый объем санкций, применяемый в обеспечении гарантий избирательных прав и т.д.

Неоднозначно употребляется и сама категория гарантий. Некоторые используют понятие "гарантии избирательных прав граждан" (А.Е. Постников, А.А. Смольяков), другие пишут просто о "гарантиях избирательных прав" (С.А. Авакьян, А.Е. Штурнев), третьи просто используют понятие "гарантии свободы выборов" (А.В. Зиновьев, В.Б. Сергейчук), хотя речь идет об обозначении одного и того же явления Зиновьев, А.В. Избирательная система России: теория, практика и перспективы. / А.В. Зиновьев, И.С. Поляшова. - СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2003. - С. 250..

Рассматривая данную проблему, важно отметить, что гарантии избирательных прав в целом выступают важным средством постоянного их совершенствования, их реального осуществления, а в необходимых случаях - и эффективной защиты от возможных нарушений. Вместе с тем по родовому понятию гарантий в литературе имеются определенные разночтения, что, собственно, понятно, поскольку этими проблемами занимались представители различных школ, направлений, имеющие к тому же и ярко выраженные авторские позиции.

Тем не менее большинство исследователей под гарантиями все же склонны понимать условия, систему условий (А.С. Мордовец) Матузов, Н.И. Теория государства и права: учебник / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2004. - С. 275., некоторые предпочитают говорить о факторах Расолов, М.М. Теория государства и права: учебник для вузов / Под ред. М.М. Расолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2000 - С. 357., о сложившихся факторах и специально предпринимаемых мерах Нерсесянц, В.С. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. - С. 468., о предпосылках Авакьян, С.А. Конституционное право России: учебный курс: В 2 т. Т. 1. / С.А. Авакьян. - М.: Юрист, 2005. - С. 682., другие добавляют к условиям средства, обеспечивающие реальную, осознанную и ответственную свободу волеизъявления (М.В. Баглай) Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. / М.В. Баглай. - М.: Издательство "НОРМА" (Издательская группа "НОРМА-ИНФРА-М"), 2000. - С. 252..

Гарантии в первую очередь следует понимать как избирательные права и права на участие в референдуме, установленные Конституцией Российской Федерацией, законом, иным нормативным правовым актом, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Такое понимание совпадает с легальной дефиницией этого понятия, закрепленного в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 17.06.2002. - № 24. - ст. 2253..

Рассматривая гарантии избирательных прав граждан, нас в первую очередь интересуют информационные гарантии избирательных прав, которые почти не затрагиваются в исследовательской литературе.

Использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума является важной гарантией реализации прав граждан Российской Федерации.

Гарантия реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, в свою очередь, основана на таких принципах, как гласность, достоверность, оперативность и полнота информации о выборах и референдуме.

Анализ норм, закрепляющих реализацию каждого из этих принципов в системе гарантий избирательных прав граждан, позволяет сделать ряд выводов и сформулировать предложения, направленные на осмысление взаимосвязи положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федерального закона «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы».

Об обеспечении реализации описанных выше принципов будет рассказано в следующей главе настоящей работы. Кроме того будут затронуты некоторые проблемы, связанные с практическим использованием ГАС «Выборы».

Глава 2. Обеспечение гарантий избирательных прав граждан при использовании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»

2.1 Принципы обеспечения гарантий избирательных прав граждан

В первую очередь необходимо отметить, что такие принципы обеспечения гарантий реализации избирательных прав граждан, как гласность, достоверность, оперативность и полнота информации, применительно к ГАС «Выборы» требуют дополнения их содержания и уточнения особенностей взаимосвязи.

Так, принцип оперативности процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи информации при подготовке и проведении выборов, референдума следует дополнить принципом надежности такой информации.

В свою очередь, гласность избирательных процессов обеспечивается за счет максимально быстрого, всестороннего информирования избирателей и обеспечения их прав в условиях автоматизированной обработки данных - оперативности.

Эффективность достоверности, полноты, надежности и оперативности информации о выборах и референдуме возможна только за счет формирования вертикали организационной структуры ГАС «Выборы», установления мер ответственности за правонарушения в этих процессах.

Кроме того, можно выделить и такой системообразующий (функциональный) принцип функционирования ГАС «Выборы», как безопасность информации.

Содержание безопасности использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы», согласно Федеральному закону «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», включает следующие принципы обеспечения безопасности информации:

- обеспечение безопасности информации в ГАС «Выборы» в сочетании с открытостью системы и доступностью информации, содержащейся в информационных ресурсах ГАС «Выборы», в соответствии с федеральными законами;

- обеспечение достоверности информации, получаемой с использованием ГАС «Выборы»;

- применение лицензионных программных средств общего назначения, сертифицированных специализированных программно-технических средств и средств связи ГАС «Выборы»;

- недопустимость подключения ГАС «Выборы» к сети Интернет;

- недопустимость подключения ГАС «Выборы» при ее использовании при проведении выборов и референдума к иным информационным системам и сетям связи, неприменяемым в ГАС «Выборы».

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» создана в целях автоматизации информационных процессов подготовки и проведения выборов и референдума в избирательной системе России, сокращения сроков подведения итогов голосования и затрат на проведение избирательных кампаний.

Эффективность подсистем информационной поддержки выборов следует оценивать с учетом оперативности предоставления информации избирателям. Так, итоговые протоколы более 90 тысяч избирательных участков должны быть своевременно размещены на сайтах избирательных комиссий субъектов Федерации.

Оперативность (своевременность) - это обеспечение в отведенные законом временные рамки ввода и обработки результатов голосования не менее чем на 90% (90% протоколов вводятся и обрабатываются за 48 часов, 60% протоколов - за 10 часов и т.д.), а также представление в отведенные временные рамки данных в вышестоящие избирательные комиссии, осуществление оперативных публикаций данных о ходе подготовки и проведения выборов и референдумов в Российской Федерации в соответствии с требованием избирательного законодательства в средствах массовой информации и сети Интернет.

Оперативность выражается в сути технологического процесса голосования. По окончании передачи в систему протоколов с итогами голосования с технических средств подсчета голосов, размещенных на избирательных участках, или ручного ввода их в систему они автоматически передавались и размещались в базах данных всех вышестоящих избирательных комиссий, вплоть до ЦИК России, после чего оперативно (спустя 10 - 15 минут) публиковались на сайтах ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Федерации. Одновременно производился автоматический подсчет голосов на соответствующих уровнях системы, и данные с предварительными итогами голосования в режиме он-лайн поступали в систему отображения избирательных комиссий и телестудий, а еще через 15 минут публиковались в сети Интернет.

Анализ практики применения ГАС «Выборы» в регионах позволяет выделить основные преимущества использования автоматизированной системы с точки зрения оперативности:

- существенное сокращение времени получения предварительных итогов голосования. Данные о них поступают в территориальную избирательную комиссию через несколько часов после закрытия участков;

- данные о явке избирателей и предварительные итоги голосования оперативно размещаются в сети Интернет;

- с незначительными материальными затратами составляются списки избирателей;

- планирование избирательных кампаний любой сложности.

Надежность информации обеспечивается оперативностью информирования избирателей, участников референдума о ходе и результатах выборов и референдума (п. 3 ст. 4 Федерального закона о ГАС «Выборы»), а также недопустимостью вмешательства в информационные процессы в ГАС «Выборы» органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, других лиц и организаций, которые в соответствии с федеральными законами не могут вмешиваться в данные процессы (п. 4 ст. 4 Федерального закона о ГАС «Выборы»). На обеспечение надежности информации направлен принцип сочетания централизации и децентрализации в управлении процессами использования и эксплуатации ГАС «Выборы» (п. 5 ст. 4 Федерального закона о ГАС «Выборы»).

Независимость системы в процессе голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума также обеспечивает структура ГАС «Выборы» (ст. 8 Федерального закона о ГАС «Выборы»), в частности Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ст. 9), Информационный центр избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (ст. 10).

Правовой режим информационных ресурсов ГАС «Выборы» (ст. 17) обеспечивает их надежность за счет того, что эти ресурсы, содержащие персональные данные, формируются, хранятся и используются в условиях конфиденциальности в установленном порядке (ч. 2 ст. 17).

Специальный порядок доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы» также направлен на их надежность. Так, согласно ст. 18 Федерального закона о ГАС «Выборы» право доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы», содержащим персональные данные, имеют:

- члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, члены избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных, территориальных избирательных комиссий, комиссий референдума, работники аппаратов этих комиссий и работники, обеспечивающие использование ГАС «Выборы», если такая информация необходима для выполнения ими своих должностных или служебных обязанностей;

- граждане, запрашивающие персональные данные о себе;

- должностные лица органов государственной власти, государственных органов, органов местного само управления, которым доступ к такой информации предусмотрен федеральными законами.

Право доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы» всех уровней, не содержащим персональных данных, имеют члены и работники аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, работники Федерального центра информатизации.

Контроль за использованием ГАС «Выборы» (ст. 23) - система мер по обеспечению надежности информационных ресурсов ГАС «Выборы».

С принципом надежности тесно связано такое свойство ГАС «Выборы», как их исключительность, о чем указывается в п. 6 ст. 4 Федерального закона о ГАС «Выборы» - обязательное применение ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума, недопустимость использования для этих целей вместо ГАС «Выборы» других автоматизированных систем и информационных технологий.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.