на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конституционное право Российской Федерации
p align="left">Относительно внутреннего правопреемства было признано действие всех актов бывшего СССР и РСФСР в части, не противоречащей Конституции. Органы исполнительной и судебной власти продолжали исполнять свои полномочия в соответствии с заключительными положениям Конституции РФ 1993 г. Несмотря на то, что новая Конституция была принята в нарушение действовавшей, формально отмена Конституция РСФСР 1978 года в Заключительных и переходных положениях состоялась.

Все эти обстоятельства позволяют сделать вывод, что произошла только замена органов власти и части правовой системы (правопреемство), но в целом государство, в отличие от 1918 года, осталось прежним и сохранилось в качестве правопреемника РСФСР, созданной 3 января 1918 года. Поскольку в СССР определенная правосубъектность союзных республик сохранялась, следует считать РСФСР в 1922-1991 гг. участником конфедеративного образования, не означавшем утрату собственной государственности.

§9. Основные этапы и направления развития государственной и

правовой системы России после принятия Конституции 1993 года

В развитии правовой и государственной системы в 1993-2004 гг. можно выделить следующие этапы, волею случая или наоборот не случайно совпадающие со президентскими сроками.

1 этап: 1993 - 1996 год. Произошло оформление новой правовой системы и системы государственных органов. Принимались наиболее важные и значимые федеральные законы (Уголовный кодекс - 1996 год), в том числе необходимые для развития экономики - I и II части Гражданского кодекса (1994 и 1996 гг.).

2 этап: 1996 - 1999 год. На этом этапе основное внимание было уделено выстраиванию системы финансовых отношений (были приняты Бюджетный и Налоговый кодекс), организации местного самоуправления..

3 этап; 2000 - 2004 год. В области устройства государственной власти началось выстраивание вертикали власти и уменьшение самостоятельности субъектов, получила дальнейшее развитие судебная реформа, окончательно было обновлено основное кодифицированное законодательство - приняты процессуальные кодексы (арбитражный, гражданский и уголовно-процессуальный), Кодекс об административных правонарушениях, III часть Гражданского и Трудовой кодекс.

В целом среди направлений правовой и судебной реформы можно выделить следующие:

- правовое признание и гарантирование прав человека, а также создание эффективного механизма их защиты

- реформирование избирательного законодательства

- развитие федерализма

- судебная реформа, в том числе создание судов присяжных и мировых судей

- создание самостоятельного местного самоуправления.

Тема 4. Основы конституционного строя Российской Федерации

§1. Понятие конституционного строя и основ конституционного

строя

Под конституционным строем в современной науке понимают такую систему организации власти в обществе, при которой государственная власть ограничена правом, в интересах общества и отдельной личности (Румянцев О.Г. Конституционный строй. М., 1994). Понятие это было сформулировано при разработке новой Конституции 1993 г. По сути дела, это понятие производно от определенного понимания Конституции. В зависимости от того, включается ли в предмет конституционного регулирования только государственный строй, независимо от его содержания, или государственный строй особого рода, а также общественный строй, можно соответствующим образом рассматривать и конституционный строй.

Под основами конституционного строя следует понимать основные принципы устройства государства и механизма его функционирования. Основы конституционного строя, как правовые принципы, имеют нормативное содержание, а не являются пожеланиями, целями или морально-нравственными императивами. Не следует анализировать основы конституционного строя, как философские идеи. Будучи закрепленными в Конституции, высказанные политическими мыслителями идеи (например, разделение властей), становятся правовыми предписаниями, пусть и очень абстрактными, но все равно имеющими определенные сферу и содержание правового регулирования.

В некоторых случаях содержание принципа из числа основ конституционного строя сводят к субъективным правам (например, принцип светского государства - к свободе вероисповедания). Отличие основ конституционного строя от субъективных прав состоит не только в месте расположения нормы и в её формулировке, а в адресате регулирования и его содержании. Принципы устанавливают правила деятельности государства, а субъективные права - правомочия индивида.

Структура и классификация основ конституционного строя в работах разных авторов различна. Однако в любом случае их нужно рассматривать как систему взаимосвязанных принципов.

§2. Основы правового статуса личности и взаимоотношения

личности и государства

Человек, его права и свободы как высшая ценность (ст.2 Конституции РФ).

В мировой культуре можно выделить два принципиально различных подхода к роли личности в обществе. При первом, коллективистском подходе (характерен для некоторых государств Востока) личность имеет ценность только в качестве частички коллектива. Коллектив в целом, большинство всегда доминирует над личностью, ради блага всех можно пожертвовать интересами отдельного человека. Второй подход, индивидуалистический, главным образом характерен для западноевропейской и американской культуры. Его суть состоит в самостоятельной ценности отдельной личности, отдельного индивида. Признается, что нельзя требовать ограничения прав в интересах абстрактного общества, а единственным возможным ограничением может быть защита прав и интересов других граждан. Именно второй подход и следует рассматривать как содержание конституционного принципа, закрепленного в ст.2. Конституции РФ.

Конституция РФ регулирует ограничение прав следующим образом.

1) Видами ограничения являются: «отрицание» и «умаление» (ч.1 ст.55) - урезание объема правомочий, включаемых в содержание права или запрет на реализацию права вообще; собственно «ограничение» (ч.2 ст.19, ч.2 ст.23, ч.3 ст.55, чч.1 и 3 ст. 56) - установление пределов права по формам его реализации или по перечню субъектов права; «регулирование» (п. «в» ст.71) - установление порядка реализации права; и «затрагивание» (ч.3 ст.15) - регулирование либо ограничение.

2) Права человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом (ч.3 ст.55) и (или) на основании судебного решения (стст. 23, 25). Подобные требования (норма федерального закона и (или) судебное решение) применяется в случаях привлечения граждан к ответственности, если санкция предусматривает вторжение в права собственности или личной неприкосновенности. В законодательстве об административных правонарушениях федеральный закон устанавливает процедуру назначения и виды наказаний, в том числе наказания, налагаемые только судом, в уголовном законодательстве федеральным законом регулируются все вопросы привлечения к ответственности.

3) Пределами ограничения прав является то, что ограничения не должны посягать на основное содержание права (абз.5 п.6 м.ч. Постановление КС РФ от 02.02.1996 N 4-П), быть обоснованными, необходимыми и соразмерными тем целям, ради которых они устанавливаются.

4) Правомерными целями ограничения прав являются следующие (ст.55 ч.3).

- Защита основ конституционного строя. Возможно установление таких ограничений, которые препятствовали бы насильственному свержению или пропаганде, которая имеет целью насильственное свержение конституционного строя.

- Защита нравственности и здоровья других граждан. В этих целях могу ограничиваться только определенные права (право на частную жизнь, свобода совести, свобода выражения мнений, свобода собраний, право на осуществление предпринимательской деятельности)

- Обеспечение обороны страны и безопасности государства. При установлении ограничений в этих целях важна граница между защитой государства в целом или защитой прав отдельных лиц или органов, олицетворяющих себя с государством. В любом случае невозможно ограничение прав в целях воспрепятствования противозаконной деятельности государства.

- Защита прав и законных интересов других лиц. Эта цель связана с самой сущностью субъективных прав (ч.3 ст.19).

Принципы гражданства (ст. 6 Конституции РФ)

Институт гражданства, который более подробно будет рассматриваться в рамках следующей темы, имеет существенно значение в рамках взаимоотношений личности и государства. Гражданство служит способом определения субъектного состава государства, определяя: а) круг управомоченных лиц, перед которыми государство связано положительными обязательствами, в том числе и по защите перед другими государствами; б) субъект политической власти, от имени и в интересах которого действует государство и в) сферу юрисдикции государства. Именно поэтому основные принципы гражданства закреплены в основах конституционного строя.

§3. Принципы взаимодействия государства и других общественных

институтов

Демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ)

Демократию часто путают с республикой как формой правления, противопоставляемой монархии или аристократии. Это позволяет некоторым ученым даже говорить об идентичности этих понятий, произошедших из разных языков. В большинстве учебников по конституционному праву «демократия» употребляется скорее в социологическом, а не юридическом смысле - как вид политического режима (наряду с авторитарным и тоталитарным). Однако политический режим практически не регулируется правом, а в принципе демократического государства необходимо находить правовое содержание.

В качестве конституционного принципа демократию следует рассматривать такое устройство государства, в котором источником власти является народ. В демократическом государстве органы получают свою власть от народа, действуют от его имени и в его интересах. При этом неважно, какая устанавливается форма правления. Может быть и демократическая монархия.

Составная часть принципа демократии - народный суверенитет. В понятие народного суверенитета входит формирование органов государственной власти в соответствии с установленной процедурой учитывая мнение каждого гражданина при голосовании на основе принципа формального равенства [Кабышев В.Т. Конституционное обеспечение народного суверенитета в СССР]. Народное представительство обеспечивается особым механизмом парламента, встроенным в систему разделения властей. Именно парламент - это орган представительства, поскольку он отражает интересы различных социальных групп и представляет их на государственном уровне при принятии государственных решений. Значение народного представительства как организационной формы государства, однако, не означает слияния государственной власти и народа. Речь идет о передаче народом права на законодательную власть парламенту при сохранении им за собой контроля за деятельностью парламента и иных форм реализации государственной власти. Народ передает представительным органам государства не саму власть, а лишь право на власть, на осуществление власти, причем на строго определенный срок [Постановление КС РФ от 30.04.1997 N 7-П].

Принципы участия государства в экономике (стст. 8 и 9 Конституции РФ)

Как основной принцип провозглашается равенство форм собственности: частная и публичная (муниципальная и государственная - федеральная и субъектов РФ). Ограничения по объектам собственности конституция не содержит, хотя земля и природные ресурсы должны использоваться и охраняться как основа жизни и деятельности народов, живущих на соответствующей территории.

Государство в рамках экономических отношений ставит себя в положение одного из хозяйствующих субъектов, сохраняя монополию только на объекты обороны, ядерные и прочие объекты, связанные с безопасностью. Кроме того, путем административных процедур государство осуществляет контроль за экономической деятельностью, обеспечивая безопасность этой деятельности. При этом осуществление публично-властных функций государства должно быть организационно обособленно от хозяйственной деятельности.

Свобода экономической деятельности ограничивается в части поддержки конкуренции и ограничения на монополистическую деятельность. Вместе с тем фискальная политика государства не должна создавать правовых препятствий свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а также свободы экономической деятельности в любом субъекте РФ.

Социальное государство (ст. 7 Конституции РФ)

Государство может руководствоваться в области социальной политики двумя альтернативными принципами - либо при минимальном вмешательстве в экономику создавать условия для свободной экономической деятельности на свой риск и страховой модели социального обеспечения (либеральное государство), либо при условии увеличения государственного сектора экономики осуществлять социальное обеспечение за счет государственных средств (социальное государство).

Социальное государство - это стремление равномерного содействия благу всех граждан и равномерное распределение тягот, создание преимуществ для более слабых (уравнивание и позитивная дискриминация). Практика следования этому принципу демонстрирует его негативные аспекты. Излишняя государственная опека ослабляет личную ответственность гражданина, опека в экономической сфере постепенно распространяется и на политическую область, что означает тенденцию к авторитаризму или даже тоталитаризму.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.