p align="left">· Консультативная: МНПО дают советы и консультации организациям, лицам, группам лиц по их просьбе. · Правотворческая: МНПО традиционно участвует в правотворческом процессе, влияя на позицию государств, разрабатывая проекты соглашений. Такие проекты зачастую передаются на рассмотрение государств и межправительственных организаций. Некоторые МНПО специально занимаются неофициальной кодификацией международного права, например, Гаагский институт международного права. Большую роль в кодификации международного гуманитарного права играет Международный комитет Красного Креста (МККК), при активном участии которого были разработаны Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним. · Контрольная: все больше возрастает роль МНПО в обеспечении соблюдения норм международного права и соответствующего контроля. В качестве примера можно отметить деятельность МККК, основная задача которого состоит в наблюдении за выполнением норм международного гуманитарного права. Ряд МНПО, действующих в области прав человека и демократии, например, Международная амнистия, Международная федерация прав человека, Международная комиссия юристов, контролируют соблюдение международных стандартов по правам человека. Подобные же контрольные функции выполняют МНПО в области охраны окружающей среды, например, Международный Зеленый Крест. · Следственная: МНПО неоднократно создавали специальные следственные комиссии. Так, по инициативе Международной ассоциации юристов-демократов были созданы Международная комиссия по расследованию преступлений США в Индокитае (в 1970 году), Международная комиссия по расследованию преступлений Израиля на оккупированных арабских территориях. В последние годы ряд МНПО, например, Международная амнистия, создавали специальные следственные комиссии для расследования положения с правами человека в Чили, Руанде, Гаити. 2.2 Статус международных неправительственных организаций в специализированных учреждениях ООН и других международных организациях В настоящее время большинство специализированных учреждений и вспомогательных органов ООН имеют постоянные отношения с международными неправительственными организациями и предоставляют им различные категории консультативного статуса. Хотя первенство в установлении консультативных отношений с МНПО и принадлежит старейшему специализированному учреждению ООН - МОТ, но Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) имеет более разработанную систему связей с МНПО, что позволяет осуществлять активное сотрудничество с большим количеством МНПО. Среди специализированных учреждений ООН ЮНЕСКО выделяется широтой диапазона своей деятельности. Роль ЮНЕСКО в межгосударственном сотрудничестве в области образования, науки и культуры довольна велика11 Специализированные учреждения ООН в современном мире. М., 1967, с. 29.. Первоначальные положения об отношениях между ЮНЕСКО и МНПО были сформулированы в Уставе ЮНЕСКО. Согласно п. 4 ст. 10 Устава ЮНЕСКО, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры может принимать надлежащие меры для организации консультаций и обеспечения сотрудничества с международными неправительственными организациями, занимающимися вопросами, входящими в круг ее ведения, а также возлагать на них конкретные поручения. Это сотрудничество может также осуществляться путем участия представителей указанных организаций в работе консультативных комитетов, созданных Генеральной конференцией11 Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, принят 16.11.1945г. . Международные неправительственные организации в силу целого ряда причин долгое время более эффективно, чем межправительственные организации, действовали в областях обра-зования, науки и культуры, и некоторые из них, например, Между-народный совет научных союзов, накопили немалый опыт в осу-ществлении крупных международных программ. Первоначально ЮНЕСКО, так же как и ЭКОСОС, предоставляла различные категории консультативного статуса постоянно сотрудничавшим с организацией неправительственным организа-циям на официальной основе. Были установлены три категории консультативного статуса: А - консультативная и сотрудничающая категория (высшая); В - информационная и консультативная категория; С - категория взаимной информации. Руководствуясь этими положениями, ЮНЕСКО установила официальные отношения на трех различных уровнях или в рамках трех различных категорий примерно с 580 неправительственными организациями. В соответствии с положениями п. 13 ст. 4 Устава ЮНЕСКО Генеральная конференция может приглашать (по рекомендации исполнительного совета) представителей организаций категории С участ-вовать в работе совещательных комитетов, образованных Гене-ральной конференцией. Кроме того, важной особенностью ст. 11 п. 4 является указание на отношения лишь с МНПО. Это объясняется тем, что, во-первых, национальные неправитель-ственные организации сотрудничают с национальными комиссия-ми ЮНЕСКО и, во-вторых, тем, что ЮНЕСКО стремилась устано-вить отношения с организациями, выражающими мнение возмож-но более широкого круга общественности или специалистов. Статус неправительственных организаций, установленный ст. 11 Устава ЮНЕСКО, неуклонно повышался посредством принятия Генеральной конференцией соответствующих директив в 1960, 1966 и 1995 гг. Последняя из них - директива, касающаяся отношений ЮНЕСКО с неправительственными организациями, была принята на 28-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Ст. 1 Директивы ЮНЕСКО 1995г. устанавливает две категории МНПО: 1. вступающие в консультативные отношения; 2. поддерживающие ассоциативные связи. Общими для обеих категорий МНПО являются следующие обязанности: · регулярно информировать Генерального директора о своей деятельности, которая соответствует программам ЮНЕСКО, и о помощи, оказываемой ими для достижения целей ЮНЕСКО; · знакомить своих членов с программами деятельности ЮНЕ-СКО и результатами, которые их могут заинтересовать; · по просьбе Генерального директора давать советы и оказывать помощь в связи с консультацией по подготовке программ и ис-следований ЮНЕСКО в рамках их компетенции; вносить вклад своей деятельностью в реализацию программ ЮНЕСКО, включать в повестку своих совещаний специальные вопросы, имеющие отношение к программам ЮНЕСКО; · приглашать представителей ЮНЕСКО на свои совещания, по-вестка дня которых представляет интерес для ЮНЕСКО; предоставлять Генеральному директору периодические отчеты о своей деятельности, совещаниях и поддержке, оказываемой ЮНЕСКО; · вносить существенный вклад в подготовку доклада Исполнительного совета Генеральной конференции о вкладе НПО в деятельность ЮНЕСКО; · направлять представителей, по мере возможности на высоком уровне, на конференции международных неправительственных организаций. Что касается обязанностей МНПО, имеющих статус соучастни-ков, то они, помимо вышеперечисленных обязанностей, должны: · тесно сотрудничать с ЮНЕСКО в расширении своей собствен-ной деятельности, которая в рамках ЮНЕСКО находится в их компетенции; · оказывать помощь ЮНЕСКО в ее усилиях по развитию международной координации деятельности НПО, работающих в сходных областях, и способствовать их объединению в круп-ные организации; · направлять представителей самого высокого уровня на раз-личные виды консультационных встреч, на которые приглаша-ет Генеральный директор и участие в которых их экспертов является необходимым; · поддерживать посредством своих сетей, а также региональных и национальных представителей эффективное сотрудничество с органами ЮНЕСКО и национальными комиссиями ЮНЕСКО различных стран. Генеральный директор может приглашать НПО обеих категорий в качестве наблюдателей на сессии Генеральной конферен-ции. Наблюдатели могут выступать с заявлениями по вопросам, входящим в их компетенцию, в комиссиях, комитетах и вспомогательных органах Генеральной конференции с согласия руководи-телей указанных органов11 Абашидзе А. Х., Урсин Д. А. Неправительственные организации: международно-правовые аспекты. М., 2002, с. 102.. Международная организация труда (МОТ) является трехсторонним учреждением в рамках системы ООН. Согласно п. 3 ст. 12 Устава МОТ, она может, если сочтет это желательным, принимать любые соответствующие меры для консультаций с признанными неправительственными орга-низациями11 Устав Международной Организации Труда, принят в 1919г. (с изм. и доп. 1972г.).. МНПО, которые проявляют несомненный интерес, по крайней мере, к одной из сфер деятельности МОТ и принимают установ-ленные процедуры, могут быть включены во вторую категорию, а именно - в Специальный список неправительственных организа-ций МОТ. Международная морская организация (ИМО) предоставляет консультативный статус неправительственным организациям, деятельность которых непосредственно связана с ее целя-ми. Таким неправительственным организациям (в настоящее время их насчитывается около 55) предлагается направлять своих представителей в качестве наблюдателей на сессии руководящих орга-нов ИМО и ее комитетов, а также их вспомогательных органов. Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) предоставил консультативный статус междуна-родным организациям, которые занимаются деятельностью в целях развития и уже получили консультативный статус при ЭКОСОС, осуществляют мероприятия в интересах детей и хотели бы офици-ально оформить свои отношения с ЮНИСЕФ. К числу традиционных областей деятельности МНПО относятся охрана здоровья и развитие де-тей, базовое образование, водоснабжение и экологическая санита-рия и питание детей. Мировая продовольственная программа (МПП) приглашает МНПО участвовать в засе-даниях ее Исполнительного совета в качестве наблюдателей, и как таковые они могут выступать на заседаниях. МПП осуществляет сотрудничество в области оперативной деятельности примерно с 1200 МНПО во всем мире, которое охватывает широкий круг мероприя-тий, включая: сбор данных, обмен информацией, определение и разработку проектов, оценку потребностей, обследование положе-ния в области питания, распределение продовольствия, представление докладов, контроль или оценку последствий. В чрезвычайных ситуациях основными областями сотрудничества являются распределение продовольствия и наблюдение за этим процессом. Всемирная торговая организация (ВТО). В 1996г. была принята процедура, согласно которой МНПО было позволено присутствовать на пленарных заседаниях. Заявки МНПО для участия передаются на регистрацию с Секретариат ВТО. Такие заявки принимаются, если МПНО докажет, что ее деятельность вписывается в работу ВТО. 2.3 Деятельность международных неправительственных организаций юридического профиля Рассмотрим деятельность такой МНПО юридического профиля, как Международная ассоциация уголовного права (МАУП). МАУП была создана в 1924 году как правопреемница Международной ассоциации уголовного права, учрежденной в 1889 году. Ассоциация является научным учреждением и в своей работе руководствуется принципами, закрепленными в Уставе ООН и Всеобщей декларации прав человека. В своей деятельности МАУП неизменно стремится к тесному партнерству с ООН и ее органами и специализированными учреждениями. Консультативный статус МАУП был предоставлен в 1952 году11 Абашидзе А. Х., Урсин Д. А. Неправительственные организации: международно-правовые аспекты. М., 2002, с. 123.. Ассоциация внесла существенный вклад в создание Международного уголовного суда, поскольку сама идея создания международной уголовной юрисдикции и соответствующего механизма для расследования международных преступлений и нарушений прав человека и вынесения по ним судебных решений зародилась и получила свое развитие в Международной ассоциации уголовного права. В сотрудничестве с Центром по предупреждению международной преступности Секретариата ООН Ассоциация организовала международную конференцию, посвященную системам сравнительного уголовного правосудия (16-20 декабря 1997г.), на которой рассматривался такой важный вопрос международного уголовного права, как обеспечение согласованности различных национальных правовых систем и законодательств. Существенным вкладом Ассоциации в деятельность ООН стало проведение 17-го Международного конгресса по вопросам уголовного права (Будапешт, 5-11 сентября 1999 г.), посвященного системам уголовного правосудия и их борьбе с организованной преступностью. Большинство мероприятий оказали непо-средственное воздействие на программы технической помощи и сотрудничества, осуществляемые Ассоциацией совместно с раз-личными управлениями и подразделениями Секретариата ООН и ее специализированными учреждениями. Эти программы направ-лены на оказание содействия развивающимся странам, особенно странам Африки и арабским странам, а также странам Центральной и Восточной Европы. Они охватывают такие области деятель-ности, как укрепление прав человека и обеспечение их соблюде-ния в рамках систем уголовного правосудия, международное со-трудничество в вопросах уголовного правосудия, включая экстра-дицию и взаимную помощь в юридических вопросах, борьба про-тив организованной преступности и ее транснациональных форм, обеспечение благого управления и законности и оказание под-держки в связи с учреждением Международного уголовного суда. Ассоциация осуществляет тесное и плодотворное сотрудни-чество с коллегами из различных подразделений Секретариата ООН. В частности, деятельность, связанная с учреждением Меж-дународного уголовного суда и с защитой прав человека, способ-ствовала развитию сотрудничества с должностными лицами из Управления по правовым вопросам, Центра по правам человека и Управления Верховного комиссара по правам человека. К сожалению, начиная с 1998 г. консультации и сотрудниче-ство с должностными лицами из Управления ООН по борьбе с наркотиками и предупреждению преступности существенно со-кратились из-за преднамеренной политики руководства этого Управления, несмотря на неоднократные просьбы и предложения Ассоциации о развитии сотрудничества. Европейская организация женщин-полицейских (ЕОЖП) была создана на Международной конференции женщин-поли-цейских, прошедшей в Нордвейкерхауте (Нидерланды) 23 марта 1989 г. Основополагающими ценностями ЕОЖП являются равен-ство всех людей, свобода, справедливость и солидарность. Ее цели и деятельность определяются демократическими принципами и основными правами, закрепленными во Всеобщей декларации прав человека. Специальный консультативный статус ЕОЖП получила в 1996 году.ЕОЖП - это некоммерческая организация, в своей деятельности полностью независящая от правительств стран, политических течений и влияния других групп. На протяжении последних лет основной целью ЕОЖП оставалась «оптимизация положения женщин на полицейской службе в европейских странах», что дос-тигается следующими средствами:· обмен знаниями, информацией и опытом относительно поло-жения женщин в организациях полиции различных европей-ских стран;· поощрение международных исследований и обучение по те-мам, имеющим важное значение для оптимизации работы женщин-полицейских в Европе;· проведение раз в два года европейской конференции и соответствующих семинаров для полицейских обоих полов; поощрение создания национальных организаций женщин-полицейских;· обеспечение взаимной поддержки европейских женщин-полицейских;· установление контактов во всех европейских странах и созда-ние базы данных с адресами11 Матвеева Т. Д. Неправительственные организации в механизме защиты прав человека. М., 1997, с. 62..Все предложения, поступающие от ООН, распространяются среди членов совета ЕОЖП, которые с большим интересом их изучают. Однако в связи с ограниченно-стью бюджета ЕОЖП сотрудники этой организации не в состоя-нии, к сожалению, принять участие в работе многих совещаний.В период с 1996 по 1999 г. какие-либо конкретные меро-приятия совместно с органами и специализированными учрежде-ниями ООН не проводились. Однако ЕОЖП на регулярной основе распространяет материалы об основных положениях международ-ных договоров, посвященных защите прав женщин, в том числе, например, в ходе лекций, семинаров и общения с представителями прессы.В 1999 г. был проведен ряд мероприятий: · организован шестой европейский семинар по вопросам про-движения по службе;· в Дублине (Ирландия) проведена третья конференция женщин-руководителей, работающих в полиции европейских стран; · в Брюсселе (Бельгия) проведена европейская конференция по установлению связей;· в Софии (Болгария) проведена конференция для женщин-полицейских из стран Юго-Восточной Европы и т. д.Международная служба по правам человека была учреж-дена в 1984г. в целях поощрения осуществления международных стандартов, деклараций и принципов в области прав человека. Она стремится оказывать помощь правозащитникам и правозащитным организациям и укреплять их возможности, в том числе помогает им вносить вклад в работу ЭКОСОС, его вспомогательных орга-нов и других совещаний и конференций ООН.В своей работе Международная служба по правам человека руководствуется следующими принципами:· получаемая информация о программе ООН в области прав че-ловека анализируется, обрабатывается и представляется в раз-личных формах, с тем, чтобы обеспечить ее максимальное ис-пользование правозащитниками;· Международная служба разрабатывает проекты и инициативы, направленные на оказание помощи жертвам и правозащитни-кам в получении более широкого доступа к механизмам ООН. Она добивается также налаживания связей между националь-ными и международными неправительственными организа-циями и дипломатами;· Международная служба считает, что национальные правоза-щитники и правозащитные организации должны играть неза-менимую роль в поощрении и защите всеобщих принципов прав человека в контексте своих собственных культур и соци-ально-экономических условий;· цель каждого мероприятия состоит в укреплении возможно-стей правозащитников и неправительственных организаций; в рамках программ Международной службы правозащитникам на регулярной основе предоставляются такие услуги, которые могут корректироваться с учетом потребностей и приоритетов пользователей.В течение последних 10 лет Международная служба по правам человека осуществляет свою деятельность в рамках четырех основных программ:· Информационная программа: Издание ежеквартального обзорного документа Human Rights Monitor: серии HR-DOC-DH: документа HR-Dossiers и ознакомительных справочников. В документе Human Rights Monitor представляется информация обо всех проводимых ООН в Женеве и Нью-Йорке совещаниях по вопросам прав человека.· Учебно-просветительная программа: она включает в себя проведение Женевских учебных курсов и региональных учебных сессий, главным образом для представителей неправительствен-ных организаций. Кроме того, Международная служба ежегодно организует подготовку для представителей правительств либо в рамках курсов ООН/МОТ, либо в рамках других сессий, организуемых научными центрами, например, Институтом аспирантуры в Женеве.· Программа связи, которая включает совместно проводимые МНПО мероприятия по осуществлению конкретных целей, созданию сетей, а также реализации проектов, посвященным правам МНПО в системе ООН, проектов по защите правозащитников и проектов, посвященных экономическим, социальным и культурным правам. В рамках этой программы международная служба способствует поддержанию контактов между МНПО и дипломатами путем организации встреч между ними по конкретным вопросам.· Консультативная программа.Международное движение за реформу пенитенциарной системы (МДРПС) представляет собой добровольную ассоциа-цию национальных организаций, выступающих за реформу пени-тенциарной системы, из 88 стран. Специальный статус МДРПС предоставлен в 1983 г. МДРПС участвует в решении широкого круга проблем уголовного правосудия и через свои филиалы про-водит работу в целях поощрения участия общественности в дея-тельности системы уголовного правосудия.МДРПС является гло-бальным форумом для обсуждения соответствующих проблем и повышения уровня осведомленности общественности о преступ-ности и обращении с правонарушителями.3. ЗаключениеВ данном реферате были рассмотрены следующие вопросы:1. Понятие, классификация и виды международных неправительственных организаций;2. Статус международных неправительственных организаций в специализированных учреждениях ООН и других международных организациях;3. Деятельность международных неправительственных организаций юридического профиля.Следует сделать вывод о том, что в российской международно-правовой литературе по вопросу о статусе международных неправительственных организаций имеются в основном две точки зрения:1. МНПО не являются субъектами международного права;2. МНПО, не будучи субъектами международного права, представляют собой участников международных правоотношений и, возможно, в будущем произойдет становление их международной правосубъектности.По мнению большинства юристов, международные неправительственные организации не являются субъектами международного права, но должны осуществлять свою деятельность, сообразуясь с его принципами и нормами. Внутри государств правовой статус МНПО определяется национальным законодательством. За ними и международным персоналом МНПО признаются определенные привилегии и иммунитеты.Список используемой литературы:1. Устав Международной Организации Труда, принят в 1919г. (с изм. и доп. 1972г.). 2. Устав Организации Объединенных Наций, принят 26.06.1945г. 3. Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, принят 16.11.1945г. 4. Абашидзе А. Х., Урсин Д. А. Неправительственные организации: международно-правовые аспекты. М., 2002. 5. Кузнецова Е. Эволюция консультативного статуса международных неправительственных организаций при экономическом и социальном Совете ООН. М., 2004. 6. Камынин А. И. Международные неправительственные организации в современных международных организациях: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1992. 7. Кольяр К. Международные организации. М., 1978. 8. Малкина И. Б. Международные неправительственные организации в современном международном праве: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2001. 9. Матвеева Т. Д. Неправительственные организации в механизме защиты прав человека. М., 1997. 10. Международное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. М., 2000. 11. Николаева Э. Н. Международно-правовые проблемы международных неправительственных организаций: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2001. 12. Специализированные учреждения ООН в современном мире. М., 1967.
Страницы: 1, 2
|