p align="left">Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее. Проблема гражданственности и патриотизма не нова. Патриотизм российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции. Так, Л. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. «Мне странно, - писал он, - что у моих сыновей нет патриотизма... Я вижу молодых людей, которым это нипочем... В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не сдать». Вослед Толстому вторил П. Струве, констатировавший в 1910 г., что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы зажечь и организовать угасший в народе патриотизм». Минуло 100 лет. За это время Россия пережила всплески и анти-патриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). На рубеже XX и XXI вв. необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь актуализировалась. В нынешних непростых условиях учитель должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не растаскивание) России, любовь к ней (а не безразличие или даже ненависть), защиту Родины как в мирное, так и в военное время (а не предательство, уклонение от воинской службы и т.п.). В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны. Опыт показывает, что в сложнейших условиях реформирования общества не менее сложно воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие достойному гражданину Родины, которые традиционно взращиваются на более благодатной почве. Причины здесь ясны: трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого в отдельности человека, в том числе и школьника. Сегодняшние достижения новой России пока еще не столь значительны, чтобы на них воспитывать патриотизм у учащихся и студентов. И недалекое прошлое дискредитировано (и жизнью, и средствами массовой информации). Тем не менее, пришло время перестать делить общество на «красных» и «белых», перестать быть «детьми без родителей», показывать все достижения - Руси - России - - Советского Союза -- Российской Федерации независимо от того, каким было или есть государство -- княжеское, царское, буржуазное, советское или современное. И тогда юноша, и девушка смогут почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны. Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России -- это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся, студентам необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Гражданское патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания. Все вышеизложенное и определило актуальность и значимость темы данного исследования. 4.2 Экономическое обоснование выпускной квалификационной работы Предложенная Программа мероприятий по формированию гражданского самосознания и патриотизма в молодежной и студенческой среде г. Нижнекамска потребует следующих расходов. - Профессиональная подготовка педагогических кадров подразумевает проведение двухнедельных курсов для трех групп по сто человек в каждой: 1) Затраты на подготовку учебных материалов (планов, методических пособий, лекционного материала, литературы) составляют 50 тысяч рублей с учетом стоимости расходных материалов. 2) Проведение занятий, оплата преподавателям, командировочные расходы: 216 часов 60 руб./час + 42 дней 110 руб./сут. = 17 580 руб. 3) Потерянная производительность обучающих (с учетом средней заработной платы 2000 руб.). Потеря заработной платы за две недели составляет 1 143 руб. 300 чел. 1 143 руб. = 343 000 руб. 4) Выдача свидетельства о повышении квалификации: 100 руб. 300 чел. = 30 000 руб. Распространение материала по законодательству о патриотическом воспитании с учетом типографских расходов. 500 шт. 25 руб. = 12 500 руб. Затраты, связанные с проведением соревнований, семинаров, лекций, различных выставок, включают: 1) Затраты на рекламу, информацию в местных средствах массовой информации. Так как средства массовой информации муниципальные, то расценки на подобные акции, как правило, не требуют оплаты, либо оплачиваются частично: 9000 руб. 12 мес. = 108 000 руб. 2) Затраты на канцелярские расходы - около 5000 руб. 3) Затраты на призы (совместно со спонсорами) - около 100 000 руб. 4) Типографские затраты 10 000 экз. 25 руб. = 250 000 руб. - Создание постоянного информационного канала заключается в трансляции по местному телевидению (НТР) различных аналитических программ, организация прямой связи с депутатами Объединенного Совета народных депутатов города Нижнекамска и Нижнекамского района, и другими представителями местной власти. Подобные акции либо не оплачиваются, либо оплачиваются частично. Таким образом, годовые расходы составили 50 000 руб. + 17 580 руб. + 343 000 руб. + 30 000 руб. + 12 500 руб. + + 108 000 руб. + 5 000 руб. + 100 000 руб. + 250 000 руб. = 916 080 руб. Внедрение в жизнь данной Программы требует определенных затрат. И, если говорить об эффективности в целом (эффективность складывается из экономической и социальной составляющих), нужно отметить, что данная Программа рассчитана в большей мере не на экономическую эффективность, а на социальную. Разработка и реализация программы может существенно повысить уровень патриотического и гражданского сознания жителей города. 4.3 Правовое обеспечение выпускной квалификационной работы Правовой основой и нормативными источниками патриотического воспитания на современном этапе являются Конституция Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании», «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части касающейся вопросов патриотического воспитания. 4.4 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы Программа социологического исследования формирования новых подходов утверждения патриотического и гражданского сознания на уровне муниципального образования Обоснование проблемы исследования. Сегодня перед российским обществом, вновь встают извечные вопросы: «что делать» и «с чего начать». Очередной раз решается судьба России и ее многострадального народа. Находясь на переломном рубеже, перед российским социумом стоит вопрос, - какой будет Россия третьего тысячелетия. Последние двадцать лет наше общество переживает масштабные разрушения практически во всех сферах жизнедеятельности. Особенно тяжелы последствия разрушений в духовной сфере, в том числе в области воспитания и образования. По оценкам различных авторов наше общество в духовно-нравственном плане потеряло за эти десятилетия два поколения молодых людей. Эти потери характеризуются, прежде всего, утратой традиционных ценностей, отсутствием патриотизма и гражданственности в первую очередь в молодежной среде, увеличением количества детей и подростков с девиантным поведением, снижением эффективной деятельности таких традиционных агентов социализации детей и молодежи как семья и система образования, фактическим отсутствием выверенной эффективной государственной молодежной политики. Само общество, по сути, потеряло смысл и идею собственного существования. Проблемам гражданско-патриотического и нравственного воспитания за последние шесть лет уделялось и уделяется немало внимания. Проведено достаточно большое количество социологических исследований по состоянию, проблемам и противоречиям в этой области. Принята вторая по счету Государственная программа по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг. Разработаны и реализуются подобные программы в регионах, проводится большое количество мероприятий патриотической направленности. С точки зрения масштабности проделанная работа впечатляет. Однако ученые, общественные деятели культуры, ответственные политики, педагогическое сообщество отмечают, что негативные тенденции в сознании и поведении, нравственном состоянии наших граждан и в первую очередь российской молодежи продолжают нарастать. Объект исследования: молодежь г. Нижнекамска в возрасте от 14 до 30 лет. Предмет исследования: воспитательный процесс, формирующий гражданственность и патриотизм через различные формы работы. Цель исследования: изучить условия патриотического и гражданского воспитания, как основы учебно-воспитательного процесса в вузах. Логический анализ основных понятий. Патриотизм (греч patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Родина - страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и нравов. Муниципальное образование - это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психо-физиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Обычно к молодежи причисляют людей в возрасте 14-30 лет. Гражданин - лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. По своему правовому положению гражданин конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства. Только гражданам принадлежат политические права и свободы. Гипотеза исследования, основывается на том, что в современной России не уделяется должное внимание патриотическому и гражданскому воспитанию. Это ведет к падению нравственности и духовности, а следовательно к деградации российского общества, забвению исторической памяти, а со временем и к гибели Отечества. Поэтому необходимо воспитывать в молодежи гражданина и патриота России через различные формы работы. Задачи исследования: - определить формы патриотизма; - выявить уровень гражданского самосознания; - рассмотреть необходимость проведения военно-патриотического воспитания молодежи; - проанализировать узнаваемость и действенность государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.»; - исследовать влияние направлений патриотического воспитания на формирование патриотических ценностей; - определить специфику работы по патриотическому и гражданскому воспитанию с молодежью; - выработать направления, по которым необходимо совершенствование системы патриотического и гражданского воспитания. Рабочий план исследования представлен в таблице А1 (Приложение А). Основным методом сбора информации является анализ статистических данных, анкетирование, вторичный анализ данных социологических исследований. 4.5 Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|