p align="left">Может допускаться приостановление работы по контракту на срок до шести месяцев в случае временной невозможности со стороны частного лица исполнить свои обязанности . Добровольность сотрудничества частного лица с органом, осуществляющим ОРД, - охраняемая государством, узаконенная возможность частных лиц по собственному желанию содействовать оперативно-розыскной работе различных правоохранительных органов и спецслужб. Законодатель предусмотрел, что от частного лица, помощь которого требуется для подготовки или проведения оперативно-розыскного мероприятия, орган, осуществляющий ОРД, должен получить утвердительный ответ на просьбу оказать ему содействие в решении задач, предусмотренных ст. 2 Федерального закона об ОРД. Из этого следует, что упомянутый выше выбор указанный гражданин должен сделать по собственному желанию. В данной норме сделан акцент, что при установлении отношений сотрудничества с частными лицами исключается использование противоправных способов склонения их к сотрудничеству. Здесь должны учитываться закономерности оперативно-розыскной практики. Последние указывают, что важно опираться на мотив, который сам по себе в естественной форме может побуждать отдельных граждан в той или иной форме содействовать органам, осуществляющим ОРД. Вместе с тем уловить этот мотив и опереться на него может только профессионально пригодный для работы с частными лицами. В связи с этим в органах, осуществляющих ОРД, устанавливается специальная процедура допуска оперативного персонала к данной сфере ОРД. Кроме того, оперативно-розыскная практика выработала ряд требований, которым должен соответствовать сотрудник, работающий с внештатными сотрудниками и иными частными лицами. Это должны быть разносторонние и сдержанные люди, способные установить хорошие взаимоотношения с окружающими. Одновременно они безусловно обязаны выполнять обещания, данные частным лицам. Опыт разведывательной работы свидетельствует о том, что оперативные работники, успешно устанавливающие отношения сотрудничества с частными лицами, обычно обладают следующими качествами: - хорошая репутация благодаря этичному поведению при раскрытии различного рода противоправных деяний, осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по оперативным делам; - умелое ведение беседы; - способность распознавать личную мотивацию и личные качества частного лица; - знание данных и особенности поведения лиц, живущих и работающих на обслуживаемой территории и объектах в рамках определенной юрисдикции. Мы рассмотрели с Вами некоторые формы участия граждан в деятельности правоохранительных органов по поддержанию правопорядка и деле борьбы с преступностью. б) Место и роль в системе правоохранительных органов предприятий частной детективные и охранной службы. Понятие и общая характеристика частной детективной и охранной деятельности. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. “О частной детектив- ной и охранной деятельности в Российской Федерации” предусмотрел новый вид деятельности в сфере право охраны, получившей название “частная детективная и охранная деятельность”. Ее сущность согласно Закону заключается в оказании на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов (ст. 1). Содержанием этой деятельности являются услуги частных детективных и охранных предприятий, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, охрану имущества собственников, обеспечение порядка, поиск без вести пропавших лиц и т. д. И в этом смысле она переплетается с деятельностью, осуществляемой государственными правоохранительными органами. Более того, в ряде случаев частная правоохранительная" деятельность проникает в такие сферы отношений, которых государственные правоохранительные органы до сих пор не касались. Например, частные детективные и охранные предприятия оказывают услуги в сфере бизнеса: сбор информации для ведения деловых переговоров, выявление ненадежных деловых партнеров, осуществление функций телохранителя и т. д. Частная детективная и охранная деятельность характеризуется рядом признаков, позволяющих отличать ее от правоохранительной деятельности, осуществляемой государственными органами. Во-первых, эта деятельность по своему характеру является предпринимательской, рассчитанной на поддержку частной инициативы граждан и их объединений в сфере право охраны. Она осуществляется на возмездной, коммерческой основе и рассчитана на получение прибыли теми лицами и предприятиями, которые ее осуществляют. Во-вторых, эта деятельность рассчитана на оказание охранно-сыскных услуг индивидуально определенным клиентам- физическим и юридическим лицам. Клиентами частных детективных и охранных предприятий могут быть отдельные граждане, а также предприятия, учреждения, организации любой организационно-правовой формы (государственные, частные, коммерческие, общественные и т. д.). Обязательным условием осуществления частной детективной и охранной деятельности является предварительное заключение между частным детективно-охранным предприятием и клиентом письменного договора. В договоре не только указывается содержание оказываемых услуг клиенту, но и оговаривается ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, устанавливается порядок их возмещения. Обязанностью частного детективного (охранного) предприятия является представление клиенту письменного отчета о результатах проделанной работы. В-третьих, осуществлять подобную деятельность могут не любые, а только такие предприятия, которые получили на это специальное разрешение (лицензию) органа внутренних дел и прошли государственную регистрацию. В-четвертых, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, правовой статус работников государственных правоохранительных органов не распространяется. В соответствии с Законом от 11 марта 1992г. частная детективная и охранная деятельность может осуществляться для сыска и охраны. Сыскная деятельность направлена на сбор определенного рода информации и обеспечение ею клиента в обусловленной форме. В целях сыска разрешается представление следующих видов услуг: а) сбор сведений по гражданским и уголовным делам; б) сбор информации в сфере предпринимательской деятельности (бизнеса); в) сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов; г) поиск без вести пропавших граждан и утраченного имущества. Содержанием первого вида услуг является сбор информации по гражданским и уголовным делам, имеющей значение для правильного их раз- решения. Клиентами в сфере данного вида услуг могут быть не только участники процесса (истец, ответчик, потерпевший, обвиняемый), но и иные лица (защитник, родственники, знакомые участников процесса). Необходимым условием выполнения указанного вида услуг, связанных со сбором сведений по уголовным делам, является обязательное, в течение суток с момента заключения контракта с клиентом, письменное уведомление об этом частным детективом органа дознания, следователя, прокурора или суда, в чьем производстве находится уголовное дело. Деятельность частных детективов в сфере бизнеса может проводиться для получения информации о состоянии рынка (спрос, предложение, цена и т. д.), о надежности партнера (его кредитоспособность, состояние и уровень финансово-хозяйственной деятельности и т. д.), о фактах недобросовестной конкуренции (распространение ложных сведений о деловой репутации клиента, попытки сбора сведений, составляющих коммерческую тайну, и т. д.). Сбор информации об отдельных лицах связан с выяснением биографических и иных характеризующих личность данных при заключении трудового и иного контракта (например, брачного контракта). Такая информация о частной жизни лица может быть получена только с его письменного согласия (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ и п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона от 11 марта 1992 г.). Содержанием деятельности, связанной с поиском (пропавших граждан, утраченного имущества), является сбор информации об истинных причинах их исчезновения или утраты, о месте их нахождения. Охранная деятельность направлена на охрану личных и имущественных прав. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: 1. Защита жизни и здоровья граждан, которая предполагает осуществление мер по активной физической защите охраняемых лиц от различного рода преступных посягательств. Цель ее - не допустить причинения телесных повреждений охраняемым лицам, лишения их жизни. 2.Охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке, предполагает как физическую, так и техническую охрану имущества. Это могут быть здания, сырье, продукция, транспортные средства. Охраняемое имущество может находиться в государственной, федеральной или муниципальной собственности, в коллективной и личной. Оно может принадлежать как российской стороне, так и зарубежным деловым партнерам либо находиться в совместной собственности. Охранная деятельность частных охранных предприятий не распространяется только на объекты, подлежащие государственной охране. Перечень таких объектов утвержден постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 (САПП РФ. 1992. № 8. Ст. 506; 1993 № 39 Ст. 3690). 3. Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации. 4. Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств. 5. Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (на основе договора с устроителями съездов, симпозиумов, спортивно-массовых мероприятий и др.). Приведенный перечень сыскных и охранных услуг, оказываемых клиентам в процессе частной детективной и охранной деятельности, является исчерпывающим. Такая деятельность не должна служить никаким другим целям, кроме защиты законных прав и интересов клиентов. Поэтому охранно-сыскные предприятия не вправе заключать договоры на выполнение услуг, которые направлены на ограничение законных прав и интересов третьих лиц. Частные детективные и охранные предприятия создаются и функционируют не в противовес деятельности государственных правоохранительных органов, а в ее дополнение. И те и другие решают ряд общих задач по охране и улучшению правопорядка. В некоторых случаях совпадает их компетенция, связанная с выполнением отдельных видов правоохранительной деятельности. Все это объективно выдвигает задачу организации четкого взаимодействия между государственными и негосударственными субъектами правоохранительной деятельности. Вопрос о механизме такого взаимодействия частично решен в Законе от 11 марта 1992 г. Закон, в частности, допускает возможность сбора частными детективами сведений по уголовным делам, но с определенными ограничительными условиями: на договорной основе с участником процесса, с обязательным уведомлением о заключении контракта государственных должностных лиц и органов, в производстве которых находится дело. Еще одной формой взаимодействия является предоставление законом частным детективным и охранным предприятиям права на оказание содействия государственным правоохранительным органам в обеспечении правопорядка. Содержанием этого вида взаимодействия является практическое выполнение совместных сыскных и охранных действий, направленных на поддержание правопорядка. Взаимодействие между охранно-сыскными предприятиями и правоохранительными органами осуществляется также в форме информационного обмена, оказания друг другу различного рода услуг, личного контакта руководителей, проведения совместных совещаний и т. д. Особенностью взаимодействия частных детективных и охранных предприятий с правоохранительными органами в рамках обеспечения правопорядка является то, что оно может осуществляться на договорной основе Частные детективные и охранные предприятия В соответствии с Законом от 11 марта 1992г. частная детективная и охранная деятельность осуществляется предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел (ст. 1). В ст. 11 этого же Закона подчеркнуто, что оказание услуг в целях охраны разрешается только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения. Поэтому отдельные граждане, имеющие индивидуальную лицензию на занятие частной охранной деятельностью, таковой могут заниматься только в составе частного охранного предприятия после заключения с ним трудового соглашения (контракта). Несколько иное положение складывается в сфере сыска. Отдельные граждане, имеющие индивидуальную лицензию на занятие частной сыскной деятельностью, могут, как и частные охранники, работать в составе объединения частных детективов на контрактной основе. Вместе с тем они могут осуществлять сыскную деятельность индивидуально. Для этого они должны зарегистрировать индивидуальное частное детективное предприятие (ч. 5 ст. 6 Закона от 11 марта 1992 г.). Учредителями детективных и охранных предприятий, как правило, вы- ступают физические лица - граждане Российской Федерации. Особый правовой статус занимают службы безопасности. Они создаются на предприятиях, которые являются их учредителями. Создание и деятельность частных детективных и охранных предприятий возможны только при наличии на то лицензии, которая выдается органом внутренних дел по месту учреждения сроком на три года. В дальнейшем срок действия лицензии продлевается на пять лет. В предусмотренных законом случаях органы внутренних дел могут аннулировать выданную предприятию лицензию (ч.2 ст.10 Закона от 11 марта 1992 г.).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|