на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Нотариат и его роль в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц
p align="left">Перечень нотариальных действий, совершаемых государственными нотариусами шире, чем у частнопрактикующих нотариусов, последние имеют право совершать любые нотариальные сделки за исключением выдачи свидетельств о праве на наследство и принятия мер по охране наследственного имущества Ст. 35 и 36 Основ законодательства РФ о нотариате..

Нотариальные действия, совершаемые как государственными нотариусами, так и нотариусами, занимающимися частной практикой указаны в Основах о нотариате.

Нотариусы, независимо от того, являются ли они государствен-ными или занимаются частной практикой, имеют, по общему пра-вилу, равные права, т.е. совершают равным образом все нотариаль-ные действия и несут равные обязанности; оформленные ими доку-менты имеют равную юридическую силу; нотариальные действия совершаются нотариусами, как работающими в государственных нотариальных конторах, так и занимающимися частной практикой от имени РФ.

Из равного статуса государственных и частнопрактикующих нотариусов есть лишь два исключения.

Во-первых, в соответствии со статьей 36 Основ о нотариате только государственные нотариусы ведут наследственные дела, вы-дают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к ох-ране наследственного имущества (а на практике при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы со-вершение указанных нотариальных действий поручается одному из нотариусов, занимающихся частной практикой).

Во-вторых, деятельность государственных нотариусов финан-сируется из средств государственного бюджета, следствием чего яв-ляется то, что в соответствии со статьей 17 Основ ответствен-ность за действия государственных нотариусов несет государство. Нотариус, занимающиеся частной практикой, осуществляет свою деятельность на принципе самофинансирования и отвечает за свои действия всем принадлежащим ему имуществом, т.е. несет полную материальную ответственность за законность совершаемых им но-тариальных действий.

Государственные нотариусы находятся на бюджетном финанси-ровании, в силу чего объективно не заинтересованы напрямую в со-вершении большего числа нотариальных действий. Рассмотрение организации государственного нотариата в некоторых странах Ев-ропы свидетельствует, что государственный нотариат призван обеспечи-вать совершение нотариальных действий в основном в тех местно-стях, где потребность в них низка из-за незначительного количества населения и нотариальная деятельность в силу этого носит затрат-ный характер.

Однако на современном этапе развития правовой науки, выво-ды которой неоднократно проверены зарубежной и отечественной практикой, можно с полной определенностью утверждать, что це-лям защиты субъективных прав граждан и юридических лиц наибо-лее полно отвечает нотариат, действующий в форме свободной про-фессии, т.е. частнопрактикующий, независимый нотариат.

При исполнении своей функции частнопрактикующий нотариус несет персональную ответственность, в том числе и всем своим иму-ществом, за ущерб, причиненный им какому-либо лицу. Частно-практикующий нотариус обязательно входит в состав коллегиаль-ного органа - нотариальной палаты, что является необходимым принципом деятельности нотариата латинского типа, так как спо-собствует эффективности контроля за деятельностью нотариусов, не ограничивая при этом принципов независимости и беспристраст-ности нотариуса при осуществлении нотариальных действий, по-скольку нотариальная палата не является органом государства, а представляет собой некоммерческое профессиональное самоуправ-ляющееся объединение, образованное на корпоративных началах.

Необходимо признать, что, если имеющееся равенство прав и обязанностей государственных и частнопрактикующих нотариусов дополнить выравниванием их компетенции по совершению нотари-альных действий (а именно лишить нотариусов, работающих в го-сударственных нотариальных конторах, исключительного права наведение наследственных дел), то можно прогнозировать дальней-шие значительное повышение эффективности деятельности частно-практикующих нотариусов по сравнению с нотариусами, работаю-щими в государственных нотариальных конторахЧеремных, И.Г. Нотариат и нотариальное право России. / И.Г. Черемных - М.: Эксмо, 2008. - С. 86. .

Во-первых, это обусловлено полной имущественной ответствен-ностью нотариуса, занимающегося частной практикой, за свои дей-ствия, что требует совершения только «качественных» с точки зре-ния законности нотариальных действий.

Во-вторых, взимание платы по тарифам за совершение нотари-альных действий и оставление полученных денежных средств в распоряжении частнопрактикующего нотариуса является сильным экономическим стимулом к повышению количества принятых граж-дан и представителей юридических лиц.

Если в период принятия Основ законодательства РФ о нотариате (1993 г.) наличие двух категорий нотариу-сов: государственных и частнопрактикующих - с равными права-ми и обязанностями было объективной закономерностью Репин, В.С. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате. / В.С. Репин. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1999. - с. 2., обуслов-ленной необходимостью обеспечения стабильности осуществления нотариальной деятельности, преемственности нотариальных архи-вов, а также направленной на минимизацию организационных и технических проблем этапа становления частнопрактикующего но-тариата, то в настоящее время эти проблемы решены и сохранение государственного нотариата не является необходимым.

Несомненно, уже сейчас созданы предпосылки (правовые и ма-териальные) для передачи права совершения всех без исключения нотариальных действий нотариусам, занимающимся частной прак-тикой.

Сохранение категории нотариусов, работающих в государствен-ных нотариальных конторах, не только нецелесообразно по крите-риям эффективности и экономичности, но и неоправданно с теоре-тической точки зрения, исходя из признания нотариата институтом гражданского общества.

Принцип невмешательства государства в функционирование институтов гражданского общества не сочетается с большим объе-мом полномочий государства в отношении государственных нота-риусов. Формально законодательство не относит государственный нотариат к системе органов государственной власти, напротив, под-черкивает единую правовую природу частного и государственного нотариата, равенство по общему правилу прав и обязанностей. Тем не менее государственные нотариальные конторы в соответствии со статьей 7 Основ о нотариате открывались и упразднялись государ-ством в лице Министерства юстиции РФ или по его поручению - министерствами юстиции республик в составе РФ, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Теперь эта функция передана Федеральной регистра-ционной службе и ее территориальным органам. Кроме того, декла-рированные законодательством беспристрастность и независимость нотариусов при осуществлении нотариальных действий для госу-дарственных нотариусов также существуют, несмотря на то что о нив то же время являются государственными служащими с соответст-вующим иерархическим подчинением.

Следует отметить, что, несмотря на существенные отличия ста-туса нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, от статуса нотариусов, занимающихся частной практи-кой, государственный нотариат не может считаться элементом сис-темы органов государственной власти, ибо он является составной частью единой системы нотариата РФ, пред-ставляющего в целом институт гражданского общества. Некоторые моменты в организации и деятельности государственного нотариа-та, не полностью соответствующие принципам существования и функционирования института гражданского общества, не влияют на его правовую природу и позволяют считать нотариат в РФ единой системой, базирующейся на общих прин-ципах и выполняющей одни и те же функции.

Наличие в России двух категорий нотариусов придает нотариа-ту некоторую неопределенность, не согласующуюся с общей тен-денцией реформирования государственности в направлении по-строения правового государства, базирующегося на принципах признания гражданского общества, свободы гражданского оборота. Государственный нотариат нуждается в реформировании в соответ-ствии с принципами организации и деятельности института граж-данского общества с целью придания российскому нотариату еди-ного непротиворечивого статуса.

Мировая государственно-правовая практика свидетельствует, что именно нотариусы, занимающиеся частной практикой, способ-ны составить тот институт, который будет базироваться на принци-пах беспристрастности и независимости (в том числе от государст-ва) и действительно сможет реально в пределах своей компетенции осуществлять право охранительную деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

в) Должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющие нотариальные действия

Согласно ст. 1 Основ о нотариате в случае отсутствия в населённом пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. Данное правило фактически повторяется в ч.1 ст. 37 Основ о нотариате.

Условием осуществления нотариальных действий выступает отсутствие нотариуса в населённом пункте. Перечень нотариальных действий, осуществляемых должностными лицами органов исполнительной власти, ограничен. К таким действиям относятся:

удостоверение завещания;

удостоверение доверенности;

принятие мер к охране наследственного имущества;

свидетельствование подлинности документов и выписок из них;

свидетельствование подлинности подписи на документах.

Законодательными актами РФ на указанных в этой статей должностных лиц может быть возложено совершение также иных нотариальных действий.

Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населённых пунктах, где нет нотариусов, устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством юстиции РФ Ст. 39 Основ законодательства РФ о нотариате..

В соответствии с Инструкцией совершение нотариальных действий возлагается решением органа исполнительной власти на одно из должностных лиц аппарата органа исполнительной власти только в случае отсутствия в населённом пункте нотариуса.

При совершении нотариальных действий должностные лица обязаны соблюдать тайну совершаемых нотариальных действий, им запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе после увольнения, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Суд может освободить должностное лицо от обязанности сохранения тайны, если против него заведено уголовное дело в связи с совершённым нотариальным действием.

Должностные лица, на которых возложено совершение нотариальных действий, обязаны оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомлённость не могла быть использована им во вред.

В необходимых случаях должностные лица по просьбе обратившихся к ним за совершением нотариальных действий вправе составлять проекты документов и выписок из них, изготовлять копии документов, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий.

Нотариальные действия совершаются в день предъявления всех необходимых документов и уплаты государственной пошлины.

Совершение нотариального действия может быть отложено в следующих случаях:

при необходимости истребования дополнительных сведений от физических и юридических лиц;

при направлении документов на экспертизу.

Совершение нотариальных действий должно быть отложено, если в соответствии с законом необходимо запросить заинтересованных лиц об отсутствии у них возражений на совершение этих действий.

Срок отложения совершения нотариальных действий не может превышать месяца со дня вынесения постановления об отложении совершения нотариального действия.

По заявлению заинтересованного лица, оспаривающего в суде право или факт, за удостоверением которого обратилось другое заинтересованное лицо, совершение нотариального действия может быть отложено на срок не более десяти дней. Если в течение этого срока от суда не будет получено сообщения о поступлении заявления, нотариальное действие должно быть совершено.

В случае получения от суда сообщения о поступлении заявления заинтересованного лица, оспаривающего право или факт, об удостоверении которого просит другое заинтересованное лицо, совершение нотариального действия приостанавливается до разрешения дела судом.

При совершении нотариального действия должностные лица устанавливают личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица.

Содержание нотариально заверяемой сделки, а также других документов должно быть зачитано участникам вслух. Документы, оформляемые в нотариальном порядке, подписываются в присутствии должностного лица, совершающего нотариальное действие.

Должностные лица органов исполнительной власти не принимают для совершения нотариальных действий документы, имеющие подчистки либо приписки, зачёркнутые слова и иные неоговоренные исправления, а также документы, исполненные карандашом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.