p align="left">е) обеспечения защиты информации, исключающей разглашение сведений о целях и содержании проводимых совместных мероприятий, составе применяемых при этом разно ведомственных сил и средств. Элементом административно - правовой охраны живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации являются правовые нормы, определяющие порядок лицензирования хозяйственной деятельности. Лицензирование является конкретной формой разрешительной системы, через которую органы государственного управления осуществляют контроль за природопользованием и охраной окружающей среды См.: Суров А. Ф. Лицензионно-договорные основы природопользования и охраны окружающей среды. Дисс. канд. юрид. наук., М. 1999.. Лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанного в нем вида деятельности в течение оговоренного срока, а также определяющим условия его осуществления. Порядок ведения лицензионной деятельности, утвержден Федеральным законом от 8 августа 2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» См.: Российская газета. 2001. 10 августа., в соответствии, с которым в перечень видов деятельности, на осуществление которой требуется лицензия, входит осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыбные, а также других водных животных и растений. Российское законодательство (законодательство, определяющее порядок ведения лицензионных видов деятельности находится в стадии изменения) устанавливает следующие виды документов разрешающих осуществлять деятельность на континентальном шельфе: лицензии на региональное геологическое изучение континентального шельфа, на поиск минеральных ресурсов, на разведку и разработку минеральных ресурсов; разрешения на создание искусственных островов; разрешения на проведение морских научных исследований; разрешения на захоронение отходов и других материалов; разрешения на прокладку подводных кабелей и трубопроводов; лицензии на промысел живых ресурсов разрешения на проведение буровых работ. Основной целью деятельности органов Пограничной службы в области лицензирования промысла живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны России является исключение выдачи лицензий на промысел с нарушениями федерального законодательства. Для достижения этой цели в соответствии с Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (ст.35) и упоминавшимся Указом президента РФ от 29 августа 1997 г. осуществляются следующие мероприятия: Пограничная служба ФСБ России координирует применение сил государственного контроля за использованием и сохранением живых ресурсов. Необходимо отметить, что Федеральные законы «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» не предусматривают непосредственного участия Пограничной службы в выдаче лицензий на использование живых ресурсов исключительной экономической зоны, континентального шельфа. После принятия Федерального закона о континентальном шельфе весьма полезными оказались разъяснения, приведенные в письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 февраля 1996 г. «О федеральном законе от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации». В нем говорится, что участки континентального шельфа в соответствии с законом могут предоставляться в пользование физическим и юридическим лицам Российской Федерации и физическим и юридическим лицам иностранных государств, причем права и обязанности пользователя возникают с момента получения лицензии. Не допускается передача пользователями права пользования участками третьим лицам в порядке переуступки прав, предусмотренного гражданским законодательством Российской Федерации. Правовое регулирование охраны и использования живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны осуществляется многочисленными актами, в частности, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил регистрации лицензий (разрешений) на промысел водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, выдаваемым российским и иностранным юридическим лицам и гражданам». Разрешение на ведение промысла в исключительной экономической зоне выдается только тем иностранным физическим и юридическим лицам, государства которых заключили соглашение по рыболовству с Российской Федерацией. Промысел живых ресурсов в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации иностранными юридическими и физическими лицами, российскими предприятиями с иностранными инвестициями осуществляется только по разрешениям. Так же важным правовым средством являются нормы, определяющие права должностных лиц федеральных органов исполнительной власти по осмотру, задержанию и пресечению незаконной деятельности, по привлечению виновных к административной ответственности. В Федеральных законах о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне устанавливаются права должностных лиц Пограничной службы по охране живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (ст. 36 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», ст. 43 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации»). В частности они вправе: останавливать и осматривать российские и иностранные суда и иные плавучие средства, искусственные острова, установки и сооружения, осуществляющие: региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведку и промысел живых ресурсов, ресурсные и морские научные исследования; захоронение отходов и других материалов; иную деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации; проверять на судах, искусственных островах, установках и сооружениях документы на право осуществления деятельности, указанной в законе; в случаях, предусмотренных законом и международными договорами Российской Федерации, задерживать нарушителей законов «О континентальном шельфе Российской Федерации» и «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», а также международных договоров России и изымать у них орудия лова, оборудование, инструменты, установки и другие предметы, а также документы и все незаконно добытое; преследовать и задерживать суда-нарушители, осуществляющие деятельность на континентальном шельфе, доставлять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов); налагать на нарушителей штрафы или передавать материалы о совершенных нарушениях в суды Российской Федерации в соответствии с законодательством России; останавливать суда, если имеются достаточные основания считать, что они произвели незаконное захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе или незаконный сброс вредных веществ в исключительной экономической зоне Российской Федерации. У капитана остановленного судна может быть затребована информация, необходимая для того, чтобы установить, было ли совершено нарушение, а само судно может быть осмотрено с составлением протокола об осмотре с последующим задержанием, если для этого имеются достаточные основания; Составлять протоколы о нарушениях законов «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и международных договоров Российской Федерации при остановке или прекращении деятельности, указанной в законе, о задержании нарушителей, об изъятии орудий лова, оборудования, инструментов, установок и других предметов, а также документов и всего незаконно добытого. применять оружие против нарушителей законов «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и международных договоров России для отражения их нападения и прекращения сопротивления в случае, если жизнь должностных лиц органов охраны подвергается непосредственной опасности. Применению оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применения и предупредительный выстрел вверх. Должностные лица специально уполномоченных органов в области охраны природных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, указанные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют различные полномочия по применению определенных видов взысканий, и размерам налагаемых штрафов. Максимальный размер штрафа за правонарушения на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации составляет 3 тыс. минимальных размеров оплаты труда. Штраф в таком размере налагать вправе: руководитель федерального органа горного надзора и его заместители; руководитель федерального органа по геологии и использованию недр и его заместители; руководитель федерального органа по охране окружающей среды и природных ресурсов и его заместители; руководитель федерального органа по рыболовству и его заместители; руководитель Пограничной службы, командующий морскими силами Пограничных войск и их заместители, командующие войсками пограничных округов, группами Пограничных войск, командующие морскими силами пограничных округов (групп) и их заместители; руководитель федерального органа исполнительной власти по таможенному делу и его заместители; руководитель федерального органа исполнительной власти по таможенному делу и его заместители - штраф в размере до трех тысяч минимального размера оплаты труда; Штраф в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда вправе налагать: начальники управлений и округов государственного горного надзора и их заместители, начальники отделов и инспекций указанных управлений и округов и их заместители; начальники управлений федерального органа по геологии и использованию недр и их заместители главные и старшие государственные инспектора Российской Федерации и государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне их деятельности и их заместители, главные государственные инспектора по охране природы в субъектах Российской Федерации и их заместители; начальник главного управления по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства и его заместители, начальники бассейновых управлений по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства и их заместители начальники пограничных отрядов, командиры воинских частей пограничного контроля, морских соединений и воинских частей командиры пограничных кораблей (катеров); начальники таможен и их заместители; Минимальный размер штрафа составляет 200 минимальных размеров оплаты труда и его вправе налагать: главные государственные инспектора и государственные инспектора управлений и округов государственного горного надзора; начальники отделов указанных управлений, старшие и районные государственные инспектора федерального органа по геологии и использованию недр их заместители; государственные инспектора и государственные инспектора по охране природы в субъектах Российской Федерации, главные государственные инспектора и государственные инспектора по охране природы в зоне их деятельности; начальники отделов рыбоохраны указанных бассейновых управлений, старшие и районные государственные инспектора органов рыбоохраны командиры пограничных кораблей (катеров). Требования экологической безопасности при осуществлении разрешенной деятельности на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в общем виде устанавливаются Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» См.: Ведомости РФ. 1992. № 10. ст.457.; Федеральным законом от 22 марта 1995 г. (24 апреля 1995 г.) «О животном мире» См.: СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462., актами Правительства Российской Федерации по вопросам охраны живых ресурсов, например, принятыми 13 августа 1996 г. «Требованиями по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередач» См.: СЗ РФ. 1996. № 37. Ст. 4290., постановлением от 25 мая 1994 г. «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов» См.: СЗ РФ. 1994. № 6. Ст. 604., санитарными правилами, экологическими стандартами и нормативами, утвержденными органами охраны окружающей среды, и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|