на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Организация и порядок деятельности нотариата

Организация и порядок деятельности нотариата

3

Оглавление:

Введение……………………………………………………………….…….........2

Основная часть:

Глава 1. Понятие нотариата………………………………………………………3

Глава 2. Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса………….6

Глава 3. Правовое регулирование обеспечения деятельности нотариуса…..11

Заключение………………………………………………….…………………...15

Список использованной литературы………………………………................16

Введение

Актуальность темы исследования.

Российское государство переживает сложное время. В условиях переходного периода повышается роль рыночной экономики, все большее значение приобретают институты демократии. Между тем возрастает непонимание реформ среди населения. И причиной тому многочисленные социальные проблемы. Коррупция разъедает государственный аппарат. Представители мафиозных, или так называемых "параллельных" структур дают интервью российскому телевидению, при этом излагают свое видение выхода из кризиса. Необходима четкая концепция роли государства в условиях становления рыночной экономики.

Одним из объектов пристального внимания в силу своего противоречивого развития стал институт нотариата в Российской Федерации. Не прекращается полемика на страницах юридической печати о значении нотариата и путях его совершенствования.

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении организации и порядка деятельности нотариата.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. дать понятие нотариата;

2. рассмотреть порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса;

3. рассмотреть правовое регулирование обеспечения деятельности нотариуса.

Объект исследования - организация и порядок деятельности нотариата.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением организации и порядка деятельности нотариата.

Основная часть

Глава 1. Понятие нотариата

"Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации", - гласит ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате[ «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 18.10.2007) // "Российская газета", № 49, 13.03.1993.]. Эта же статья предусматривает, что в соответствии с указанными Основами нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Данное положение свидетельствует о том, что после долгого перерыва (с 1917 года) законодательно закрепляются основы частного нотариата.

Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции РФ. При отсутствии в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.

Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение этих действий.

Если рассматривать нотариат как систему уполномоченных органов, то важно отметить, кто входит в нее. Согласно ст. 1 Основ о нотариате в данный перечень входят:

- нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе;

- нотариусы, занимающиеся частной практикой;

- должностные лица органов исполнительной власти;

- должностные лица консульских учреждений.

Иными словами, в систему нотариата входят как собственно нотариусы, так и должностные лица, для которых нотариальная деятельность является только дополнительной функцией. Соответственно статус каждого субъекта различается.

Статья 37 Основ о нотариате существенно ограничивает перечень нотариальных действий, совершаемых должностными лицами органов исполнительной власти (при этом называется условие "в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса"). Данный перечень включает в себя следующие нотариальные действия:

1) удостоверение завещаний;

2) удостоверение доверенностей;

3) принятие мер к охране наследственного имущества и в случае необходимости мер по управлению им;

4) свидетельствование верности копий документов и выписок из них;

5) свидетельствование подлинности подписи на документах.

Законодательными актами Российской Федерации на указанных в данной статье должностных лиц может быть возложено совершение и иных нотариальных действий[ Вергасова Р. И. Нотариат в России. М., 2006. С. 28.].

Статья 38 Основ о нотариате предусматривает нотариальные действия, совершаемые должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации.

Этот перечень наиболее близок статусу нотариуса. В частности, должностные лица консульских учреждений РФ совершают следующие нотариальные действия:

- удостоверяют сделки, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;

- принимают меры к охране наследственного имущества;

- выдают свидетельства о праве на наследство;

- свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

- свидетельствуют подлинность подписи на документах;

- свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

- удостоверяют время предъявления документов;

- принимают на хранение документы и др.

Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены также иные нотариальные действия, совершаемые должностными лицами консульских учреждений РФ[ Романовская О. В. Нотариат в Российской Федерации. М., 2008. С. 16.].

Глава 2. Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса

Законодательная конструкция складывается так, что получения лицензии на право нотариальной деятельности недостаточно для того, чтобы после этого автоматически можно было приступить к выполнению профессиональных обязанностей. Главной определяющей в любом случае выступает наличие должности нотариуса и занятие ее конкретным лицом

Установление количества должностей в нотариальном округе определяется органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Этот вопрос является основой конфликта между нотариальной палатой и органом юстиции. Первоначально государственный нотариат был ликвидирован из-за перехода государственных нотариусов на частную практику. Одновременно выяснилось, что количества нотариусов для обслуживания населения недостаточно. Причиной тому послужило увеличение объемов гражданского оборота, так как появились институт частной собственности, приватизация, криминальный передел и т. д.

Ни один из законодательных актов не может гарантировать, что система каких-либо органов, закрепляемая им, будет идеально действовать без сбоев и недостатков. Соответственно любой закон предусматривает систему гарантий добросовестного выполнения функций. Основы законодательства РФ о нотариате устанавливают институт ликвидации должности. Смысл, вкладываемый законодателем в ликвидацию должности, отражает иное сущностное содержание, чем то, что ассоциируется с ликвидацией должности[ Щербачева Л. Нотариат. М., 2008. С. 49.].

Части 4 и 5 ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате закрепляют в первом случае основания увольнения нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, во втором - основания сложения полномочий нотариусом, занимающимся частной практикой. Иными словами, речь идет не о ликвидации должности как структурной единицы (должность не исчезает, прекращает полномочия конкретное лицо, занимающее ее, на свободную вакансию может быть назначен другой гражданин), а о прекращении выполнения профессиональных функций.

Законодательство о нотариате предусматривает различный порядок прекращения нотариальной службы государственным и частнопрактикующим нотариусами.

Рассмотрим оба варианта.

Часть 4 ст. 12 Основ о нотариате закрепляет: "Увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде". Следовательно, при прекращении нотариальной службы государственным нотариусом необходимо руководствоваться трудовым законодательством.

Согласно ст. 12 Основ законодательства о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

1) осуждения его за совершение умышленного преступления - после вступления приговора в законную силу;

2) ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;

3) по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации[ Невская М. А., Шалагина М. А. Адвокатура и нотариат. М., 2008. С. 19.].

Как видно из текста закона, нотариус может сложить полномочия по собственному желанию, для этого необходимо его личное заявление. Принудительное сложение полномочий возможно только по решению суда.

Первый из указанных в законе случаев говорит об осуждении за умышленное

преступление. "За кадром" остаются факты привлечения к уголовной ответственности за неумышленные преступления, хотя наказание может заключаться и в виде лишения свободы[ Нотариат и нотариальное право России / Под редакцией Г. Г. Черемных. М., 2007. С. 94.].

Законодательство также не уточняет, за какие виды преступлений следует привлечение к ответственности (преступления, имеющие отношение к личной жизни нотариуса или связанные с профессиональной деятельностью). Понятно, что необходимо отрешение от должности в случае совершения преступлений, связанных с его служебной деятельностью. Как быть с преступлениями, которые характеризуют нотариуса как личность, противопоставившую себя обществу, а не как лицо, запятнавшее свою профессиональную честь? Например, убийство из ревности, жестокое обращение с животными, незаконная охота и т. д. Ни одна норма Основ законодательства РФ о нотариате не предъявляет к нотариусу требований о соблюдении морального облика.

Раскрывая содержание управления нотариатом, нельзя не остановиться на правовом статусе нотариуса. Основным субъектом правоотношений при осуществлении нотариальных действий выступает нотариус, причем не обезличенно, как работник нотариальной конторы или государственный служащий функционального учреждения. Основы законодательства РФ о нотариате ставят во главу угла нотариуса. Средства массовой информации создали, если можно так сказать, образ разделения нотариусов на государственных и частных. Следовательно, есть представитель государства и предприниматель, оказывающий специфические услуги. Иногда такое противопоставление создается искусственно, причем усердствуют в этом как так называемые частные, так и государственные нотариусы.

Статья 2 Основ законодательства РФ о нотариате определяет условия, при наличии которых лицо может обладать таким специальным статусом. Выделим их.

Первое - гражданство Российской Федерации. Иными словами, закон не предусматривает возможность назначения на должность иностранного гражданина, либо лица без гражданства. В принципе такая концепция логична. Если служащий осуществляет действия от имени государства, то, естественно, он должен обладать устойчивой правовой связью с этим государством[ Гомола А. И. Нотариат. М., 2008. С. 25.].

Второе условие - наличие высшего юридического образования. Статья 6 Федерального закона " О высшем и послевузовском профессиональном образовании" устанавливает следующие ступени высшего профессионального образования:

- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) " бакалавр";

- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный специалист";

- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации ( степени) " магистр".

Следующее условие - прохождение стажировки сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой. Требование о прохождении стажировки не является новеллой в российском праве. Положение об адвокатуре РСФСР предусматривало для потенциальных адвокатов прохождение стажировки (от шести месяцев до одного года).

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.