p align="left">2) определение вопросов и обстоятельств, которые необходимо выяснить по каждой версии, эпизоду или по делу в целом; 3) определение источников доказательственной информации, подлежащих исследованию. Определение следователем направления расследования практически совпадает с определением им предмета расследования, исходя из интересов все- стороннего и полного выяснения обстоятельств дела, и является основой для составления плана следствия. Самостоятельность следователя при направлении хода расследования не абсолютна, она ограничена правом прокурора и начальника следственного отдела давать следователю обязательные указания, в частности, и поданному вопросу (п. 3 ч. 2 ст. 37, п. 2 ч. 3, ч. 4 ст. 39). 7. Принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с законом требуется получение судебного решения или санкции прокурора (п. 3 ч. 2 ст. 38). 8. Возбуждать перед судом с согласия .прокурора ходатайство об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (ст. 165). 9. Задерживать лицо по подозрению в совершении преступления (ст. 91). 10. В пределах своих полномочий избирать обвиняемому или подозреваемому меру пресечения (ст. 97). 11. Принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества, меры к неразглашению данных предварительного расследования (ст. 160,161). 12. Составлять протокол о неисполнении участниками производства по делу своих процессуальных обязанностей и направлять его в суд для наложения на нарушителя денежного взыскания (ст. 118). 13. Давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, розыске обвиняемого, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 164,210). 14. Производить предварительное расследование в форме дознания (вместо дознавателя) при соблюдении следующих условий: а) преступление совершено субъектами, указанными в подпунктах «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151, т. е. лицами, обладающими ограниченным служебным иммунитетом или являющимися военнослужащими или должностными лицами правоохранительных органов; б) по предметному (родовому) признаку это преступление относится к дознанию и указано в перечне ч. 3 ст. 150. 15. Самостоятельно принимать решения о выделении из уголовного дела в отдельное производство другого уголовного дела (ст. 154), а также материалов, содержащих сведения о новом преступлении, не связанном с расследуемым (ст. 155). 16. Рассматривать ходатайства участников предварительного следствия с вынесением постановления в случае отказа (ст. 159). 17. Привлекать лицо в качестве обвиняемого и предъявлять ему обвинение (гл. 23). 18. Приостанавливать и возобновлять предварительное следствие (гл. 28). 19. Прекращать уголовное дело по основаниям ст. 24-28. 20. Оканчивать предварительное следствие и направлять уголовное дело с обвинительным заключением прокурору. 21. Представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений при несогласии со следующими действиями (бездействием) и решениями прокурора (ч. 3 ст. 38): 1) о привлечении лица в качестве обвиняемого; 2) о квалификации преступления; 3) об объеме обвинения; 4) об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого; 5) об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных п. 2-11 ч. 2 ст. 29; 6) о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; 7) об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия; 8) о передаче дела другому следователю. Прокурор в этих случаях либо отменяет указание нижестоящего прокурора - при согласии с возражениями следователя, либо поручает производство предварительного следствия по данному делу другому следователю (ч. 4 ст. 38). Данное право следователя рассматривается как гарантия его процессуальной самостоятельности, свободы квалификации им преступления и оценки доказательств по своему внутреннему убеждению. Вместе с тем следует указать и на то, что данная норма не вполне достаточна для обеспечения подлинной самостоятельности следователя, поскольку ей противостоят значительно более мощные побудительные мотивы, вынуждающие следователя все же выполнять любые указания прокурора - даже если это противоречит его убеждению. Прокурор по новому уголовно-процессуальному законодательству сохранил роль «хозяина процесса» на его досудебных стадиях и обладает достаточными полномочиями (можно назвать право прокурора отменять любые постановления следователя, утверждать обвинительное заключение и ряд других следственных актов, продлевать срок расследования, отстранять следователя от ведения дела и т. д.), чтобы заставить следователя внимательно прислушиваться к его мнению. 22. Вносить запрос о производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства процессуальных действий на территории иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности (ч. 1 ст. 453). Органы дознания Согласно п. 24 ст. 5 УПК органы дознания - это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Полномочия органов дознания принадлежат субъектам, которых можно разделить на две группы (ст. 40): а) органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; б) должностные лица - руководители определенных государственных органов и формирований: Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений и гарнизонов, руководители органов Государственной противопожарной службы; должностные лица - руководители государственных учреждений: начальники военных учреждений, главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации), а также некоторых других государственных и негосударственных формирований (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок). Полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности обладают оперативные подразделения: - органов внутренних дел Российской Федерации; - органов федеральной службы безопасности; - федеральных органов государственной охраны; - таможенных органов Российской Федерации; - органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; - службы внешней разведки Российской Федерации; - Министерства юстиции Российской Федерации; - органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, которые проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других вышеназванных органов (ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности »). Основную часть функций органов дознания в системе органов внутренних дел выполняет милиция. В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 7 Закона РФ «О милиции»). Руководство милицией осуществляют соответствующие начальники органов внутренних дел. Милиция включает в свой состав криминальную милицию и милицию общественной безопасности. Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Начальники криминальной милиции являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, криминальная милиция в порядке, установленном ст. 146, лишь возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей (ст. 8 Закона РФ «О милиции»). Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Начальники милиции общественной безопасности являются по должности заместителями начальников органов внутренних дел соответствующих уровней. В состав милиции общественной безопасности включаются: отделы (отделения, группы) дознания, состоящие из дознавателей и начальников этих подразделений. Последние обеспечивают организационное руководство дознавателями и одновременно являются заместителями начальника милиции общественной безопасности. К органам Федеральной службы безопасности относятся: Федеральная служба безопасности РФ, территориальные органы безопасности - управления (отделы) Федеральной службы безопасности по отдельным регионам и субъектам РФ и органы безопасности в войсках - управления (отделы) Федеральной службы безопасности РФ в Вооруженных силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (ст. 2 ФЗ «О Федеральной службе безопасности в Российской Федерации»). В состав Федеральной службы безопасности входят и пограничные органы, также исполняющие полномочия органов дознания. К таможенным органам относятся: Государственный таможенный комитет РФ, региональные таможенные управления РФ, таможни РФ, таможенные посты. В Министерстве юстиции полномочия органов дознания осуществляют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. Органы дознания обязаны: - рассматривать и разрешать заявления (сообщения) о преступлениях (ст. 144-145); - производить неотложные следственные действия (п. 1,2 ст. 157); - производить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по поручению следователя (ч. 4 ст. 157); - в случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, принимать розыскные и оперативно- розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157); - выполнять поручения прокурора о производстве следственных действий, его указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. 11 ст. 37), а также письменные поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также оказывать следователю содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 164); - производить дознание (гл. 32). Расследование в форме дознания производят дознаватели не всех органов дознания, а только органов внутренних дел, пограничных органов федеральной службы безопасности, службы судебных приставов, таможенных органов, органов Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 1-6,8 ч. 3 ст. 151). Правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий по делам, отнесенным к их подследственности, обладают органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы Федеральной службы безопасности; таможенные органы, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, другие названные выше должностные лица, которые на основании ст. 40 имеют полномочия органов дознания. Дознаватель Дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания или его заместителем осуществлять производство предварительного расследования в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК. По своим полномочиям он довольно близок к следователю. Основное их различие состоит в том, что дознаватель менее процессуально самостоятелен, чем следователь, поскольку все указания прокурора и начальника органа дознания, данные в установленном законом порядке, для него безусловно обязательны, а их обжалование не приостанавливает исполнение (ч. 4 ст. 41 УПК). Вместе с тем дознаватель вправе: - возбуждать с согласия прокурора уголовное дело, относящееся к подследственности органов дознания; - отказывать в возбуждении уголовного дела; - передавать сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения - в суд (ст. 145); - самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и судебное решение; осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом. Процессуальными действиями, которые требует получения дознавателем согласия начальника органа дознания, являются: проведение им проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении в срок до десяти суток, вместо обычных трех (ч. 3 ст. 144), и утверждение обвинительного акта (ч. 4 ст. 225). Необходимо, однако, учитывать, что это касается лишь сотрудников тех органов, учреждений и формирований, которые в целом являются органами дознания. В тех же случаях, когда полномочия органа дознания принадлежат не всему органу, учреждению или формированию, а лишь его руководителю (главному и старшему судебному приставу, командиру воинской части, соединения и т. д.), процессуальные полномочия органа дознания делегируются им своим подчиненным. При этом такой руководитель (орган дознания) вправе требовать от дознавателя согласования любых предстоящих действий и утверждения любых процессуальных актов - в зависимости от того объема своих полномочий, которые он возложил на данного сотрудника. Санкция (разрешение, согласие) прокурора требуется дознавателю: на продление срока проверки сообщения о преступлении до 30 суток - при необходимости проведения документальных проверок или ревизий (ч. 3 ст. 144); на возбуждение уголовного дела, на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения (п. 4, 5 ст. 37); на продление срока дознания (ч. 2 ст. 223). Прокурор также утверждает постановление дознавателя о прекращении уголовного дела и обвинительный акт (п. 13, 14 ст. 37). Дознаватель должен получать с согласия прокурора судебное решение по всем вопросам, названным в ч. 2 ст. 29. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Григорьев В.Н. Уголовный процесс. Эксмо. 2005 2. Крылов И.Ф. Бастрыкин А.И., Розыск, дознание, следствие, 2004 г. 3. Рыжаков А.П. Органы дознания в уголовном процессе М.2006г.
Страницы: 1, 2
|