p align="left">Нежелательно поручать сотрудникам уголовного розыска проведение наиболее важных следственных действий, требующих, как правило, знание всех материалов дела. Одним из условий успешного решения профилактических и других задач расследования по рассматриваемой категории дел является взаимодействие с отделом профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН). Рекомендуется, в частности, следующие основные формы взаимодействия: 1. Получение из ОППН сведений о подростках, склонных к совершению преступлений, в ходе проверки версии о совершении неочевидного преступления несовершеннолетними. 2. Сообщение в ОППН полученных при расследовании преступлений данных о неблагополучных семьях, подростках, другой информации, представляющей интерес для ОППН, а также направление справок - характеристик на несовершеннолетних обвиняемых. 3. Истребование из ОППН справок о личности несовершеннолетнего обвиняемого, условиях его жизни и воспитания. 4. Изучение следователем материалов профилактического дела на несовершеннолетнего, состоящего на учете в ОППН. 5. Поручение ОППН обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, если соответствующие материалы отсутствуют в профилактическом деле. О результатах обследования следователю представляется справка. 6. Направление следователем в ОППН копий представлений и ответов на них. 7. Подготовка и внесение совместных представлений. 8. Оказание ОППН помощи следователю в организации выступлений в коллективах по материалам расследованных уголовных дел, а также подготовка совместных выступлений. 9. Совместные сообщения в средствах массовой информации. В результате взаимодействия с ОППН следователь может получить данные, характеризующие не только личность несовершеннолетнего, но и отношение к нему педагогического коллектива школы, в которой он учился, взаимоотношения несовершеннолетнего с конкретным представителем. Эти данные, безусловно, будут способствовать обоснованному выбору педагога для участия при допросе несовершеннолетнего подозреваемого. Располагая такими данными, следователь при всех прочих условиях может учитывать их при принятии и других процессуальных решений (например, при избрании меры пресечения). Необходимо обратить внимание на недопустимость смешения функций ОППН и следствия. Сотрудникам ОППН нельзя, в частности, поручать проведение следственных действий, проверок заявлений и сообщений о преступлениях, розыскных мероприятий. 1. Организация расследования групповых преступлений несовершеннолетних. Организация расследования рассматриваемой категории преступлений отличается рядом особенностей, связанных именно с групповым характером совершения. Нередко уже на первоначальном этапе расследования можно выдвинуть версию о совершении преступления группой несовершеннолетних и- в ее развитие - версии об условиях формирования такой группы. К их числу относятся: - проживание членов группы в одном микрорайоне; - обучение в одном учебном заведении, расположенном в данном микрорайоне; - общие интересы и занятия (спорт и так далее); - общее времяпрепровождение (посещение парков, дискотек, пляжей и так далее); - нахождение членов группы на учете в отделении профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН); - наличие в группе подростков или взрослых, недавно освободившихся из мест лишения свободы. На основе данных версий раскрытие может идти по следующим направлениям: - патрулирование в районе совершения преступления силами местной милиции, патрульно-постовых служб с целью выявления по имеющимся приметам или кличкам групп подростков, проводящих свое время на улицах (в близлежащих парках, на дискотеках); - проверка оперуполномоченным уголовного розыска, специализирующимся по делам несовершеннолетних, преступных или озорных групп из числа состоящих на учете в ОППН на причастность к совершению преступлению. Однако поскольку на учете в ОППН состоят далеко не все группы, необходимо проверять по имеющимся кличками и приметами всех подростков, зарегистрированных в ОППН; - беседы инспекторов ОППН с преподавателями находящегося в данном микрорайоне учебного заведения с целью установления обучаемых, склонных к совершению правонарушений; - проверка в районе совершения преступления, ближайших микрорайонах спортивных секций, молодежных клубов; - проверка подростков и взрослых, недавно освободившихся из мест лишения свободы, на причастность к данному преступлению; - иная оперативная работа сотрудников уголовного розыска по имеющимся приметам или кличкам. При планировании расследования рекомендуется уделять внимание не только проблемам выявления и использования фактических данных, имеющих значение для дела. Не менее важна и организационная сторона реализации запланированных действий, поскольку многие их них (одновременные задержания, обыски и так далее) являются большими как по объему выполняемой работы, так и по количеству участников. Своевременное разрешение организационных вопросов в значительной степени облегчает проведения расследования. По делам данной категории большое значение приобретает взаимодействие следователя с сотрудниками оперативных служб. Так, сотрудникам уголовного розыска целесообразно поручать: - выявление неизвестных участников преступной группы несовершеннолетних и их задержание; - установление организаторов и их связей со взрослыми преступными группами; - проверку причастности несовершеннолетних к совершению других преступлений; - установление потерпевших в случаях выявления незарегистрированных фактов преступной деятельности группы несовершеннолетних; - поиск свидетелей; - получение оперативной информации о взаимоотношениях в группе; - установление мест нахождения (сбыта или хранения) похищенных вещей и их изъятие; - выявление круга лиц, которые имеют положительные или антисоциальные связи с несовершеннолетними подозреваемыми; - установление каналов поступления огнестрельного оружия [2001. С. 514-515]. Учитывая довольно высокий процент знакомства детей потерпевших с участниками преступных групп несовершеннолетних при совершении последними квартирных краж или разбойных нападений на квартиру, необходимо: - поручать сотруднику уголовного розыска по линии несовершеннолетних установить подростков - знакомых, родственников потерпевших и их связей; - с помощью сотрудников ОППН изучить образ жизни последних (если они не состоят там на учете), их связи и особенности поведения; - выявлять наличие у них похищенных вещей и ценностей или факты сбыта ими вещей, аналогичных похищенным. Взаимодействие следователя с ОППН возможно в следующих формах: - получение из ОППН сведений о преступных и «озорных» группах несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, в ходе проверки версий о совершении преступления группой несовершеннолетних в условиях очевидности; - получение информации из ОППН о группе несовершеннолетних, причастных к совершению преступления, ее структуре, а также взрослых лицах, отрицательно влияющих на группу, о взаимоотношениях между членами группы; - изучение и использование в ходе расследования материалов профилактического отдела ОППН, заведенного на преступную или «озорную» группу несовершеннолетних. Инспекторы ОППН в большинстве случаев обладают достаточной информацией о наличии в районе «озорных» и преступных групп несовершеннолетних, ведут их учет, особо отмечая руководителей группы. Следователи, имея такую информацию, могут выдвигать достаточно обоснованные версии о других соучастниках преступления, о которых умалчивает задержанный несовершеннолетний, о «слабых звеньях» в группе и, главное, о лице, являющемся ее организатором. Взаимодействие с указанными службами поможет следователю получить более полную информацию о самом подростке и его связях, что будет способствовать объективности расследования. 2. Особенности тактики отдельных следственных действий 2.1 Тактика допроса несовершеннолетних Независимо от процессуального положения допрашиваемого при подготовке к допросу несовершеннолетнего и его производстве следователь должен: 1. Исключить промедление с допросом, свести к минимуму промежуток времени с момента возникновения необходимости в допросе до его проведения. В противном случае на подростка могут оказать взаимодействие заинтересованные лица, внушающую роль сыграют слухи, суждения различных лиц о происшедшем. С течением времени будут забываться детали события, замещаясь фантазиями, вымышленными подробностями. 2. Правильно определить способ вызова несовершеннолетнего на допрос, чтобы исключить нежелательную огласку этого факта и воздействия заинтересованных лиц. 3. Продумать круг участников допроса: решить, будут ли участвовать в допросе родители подростка, педагоги и другие лица, кто именно; пригласить при необходимости защитника. 4. Получить по возможности полные сведения о личности несовершеннолетнего, использовать данную информацию для установления психологического контакта с допрашиваемым и определения тактики допроса. 5. Не допускать бесцельного ожидания подростком момента начала допроса. 6. Создать обстановку, в которой несовершеннолетний мог бы сосредоточиться на содержание допроса, убрать предметы, способные отвлечь его внимание, посадить в стороне от окна, исключить присутствие посторонних лиц, телефонные разговоры и тому подобное. 7. Письменно сформулировать наиболее важные вопросы таким образом, чтобы они не несли в себе подсказок и были бы составлены в понятых для подростка выражениях. 8. Вести допрос в спокойной, уверенной манере, избегать грубых окриков и в то же время пресекать развязное поведение допрашиваемого. 9. Помочь подростку в определении предмета свободного рассказа и всего допроса. По возможности не прерывать речь допрашиваемого. При необходимости акцентировать внимание на отдельных сторонах обстоятельств преступления. 10. Не затягивать допрос, поскольку подростки быстро утомляются и в таком состоянии могут легко согласиться с какими-либо суждениями следователя. Если допрос в силу объективных причин нельзя провести в короткое время, то необходимо делать перерывы (по 5-10 мин. через каждые 20-40 мин. допроса, в зависимости от возраста допрашиваемого). 11. Выяснить, кто из взрослых беседовал с подростком по существу дела. 12. Не допускать постановки наводящих вопросов. 13. Фиксировать сведения после завершения рассказа несовершеннолетнего (чтобы перерывы в показаниях не помешали воспроизведению событий). 14. Использовать научно-технические средства (звуко- и видеозапись) в качестве дополнительных средств фиксации показаний с целью более полно отразить ход и результаты допроса несовершеннолетних. Следователь должен быть готов также к тому, что подростки в ходе судебного разбирательства нередко меняют свои показания под воздействием заинтересованных лиц и близких. Поэтому наиболее важные из показаний несовершеннолетнего в стадии расследования рекомендуется фиксировать не только в протоколе, но и на фонограмме. К сожалению, на практике звуко- и видеозапись допросов несовершеннолетних применяется сравнительно редко. При допросе несовершеннолетних свидетелей (потерпевших) и обвиняемых (подозреваемых) допускается участие специалиста-педагога. Представляется, что в таких случаях предпочтительней участие педагога-психолога, поскольку оказать помощь при установлении психологического контакта, более или менее точно дифференцировать индивидуально-психологические особенности допрашиваемого способен только человек, обладающий специальными познаниями в области психологии. Причем в зависимости от личности допрашиваемого должен быть приглашен психолог соответствующего профиля. Так, при допросе психически здоровых несовершеннолетних может участвовать специалист в области педагогической или возрастной психологии. Если допрашиваемый страдает недостатками слуха или зрения, то в качестве специалиста целесообразно приглашать сурдопсихолога или тифлопсихолога. Для установления психологического контакта используют следующие тактические приемы: - правильный выбор места допроса (в привычной обстановке, в служебном кабинете и так далее); - возбуждению у допрашиваемого интереса к общению и его результатам; - воздействие на эмоциональную сферу допрашиваемого (обращение к чувствам несовершеннолетнего - стыду, гордости, раскаянию, сожалению с целью заставить отказаться от противодействия и вступить в контакт со следователем); - выяснение в ходе допроса сведений, не только отрицательно, но и положительно характеризующих несовершеннолетнего; - воздействие на допрашиваемого путем обращения к положительным качествам личности (справедливости, принципиальности, объективности и тому подобное). По большинству уголовных дел несовершеннолетних вначале допрашивают в качестве свидетелей, и лишь после этого их задерживают в качестве подозреваемых или им предъявляют обвинение. Допрос лиц по обстоятельствам совершенного им преступления в качестве свидетелей считается нарушением уголовно-процессуального закона. Однако, к сожалению, это устоявшаяся практика, позволяющая следователю на момент допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого представлять, какую позицию он занимает. На данном этапе важное значение приобретает подготовка к допросу, в которую, кроме изучения личности несовершеннолетнего подозреваемого, входят: тщательное, всестороннее изучение материалов дела; определение цели, задачи и предмета допроса; выбор времени и места его проведения, способа вызова подростка; подготовка доказательств; решение вопроса о приглашении законного представителя несовершеннолетнего и его защитника; подготовка научно - технических средств и приглашение специалиста - техника в случае предполагаемого использования звуко(видео) записи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|