на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Охрана труда
p align="left"> §5. Государственное управление охраной труда

В соответствии с ч. 1 ст. 216 ТК РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной влас-ти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти. Следовательно, Правительство РФ вправе издавать норма-тивные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в сфере охраны труда, а также поручать их издание федеральным органам исполнительной власти. Однако нормативные правовые акты Правительства РФ не должны вступать в противоречие с федераль-ными законами. Наличие подобных противоречий позволяет заин-тересованным лицам требовать признания нормативного правово-го акта Правительства РФ недействующим в части, противореча-щей федеральному закону.

Правительство РФ распределяет полномочия между федераль-ными органами исполнительной власти в области охраны труда. Сле-довательно, федеральные органы исполнительной власти могут из-давать нормативные правовые акты только на основании решения, принятого Правительством РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 216 ТК РФ федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществ-лять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти по труду, то есть с Минздравом РФ. Таким образом, Правительство РФ может наделить полномочиями по изданию нормативно-правовых актов в сфере охраны труда федеральные органы исполнительной власти. Сказанное касается и Минздрава РФ. Однако после полу-чения указанных полномочий Минздрав РФ вправе издавать норма-тивные правовые акты в сфере охраны труда не согласовывая их содержание с другими органами исполнительной власти федерального уровня. Хотя акты Минздрава РФ не должны противоречить федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ. Наличие таких противоречий может стать осно-ванием для обжалования нормативных правовых актов Минздрава РФ в Верховном Суде РФ, который вправе признать эти акты недействующими, если они вступили в противоречие с норматив-ными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, либо изданы с превышением полномочий, определенных Правитель-ством РФ. Естественно, Минздрав РФ в пределах своей компетен-ции может издавать нормативные правовые акты, создающие для работников более благоприятные условия труда по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством. Но при этом Минздрав РФ не имеет полномочий по ограничению прав работни-ков в сфере охраны труда, гарантированных в вышестоящем по юри-дической силе законодательстве.

Другие федеральные органы исполнительной власти при издании нормативных правовых актов в области охраны труда должны не только получить соответствующие полномочия от Правительства РФ, но и согласовать указанные акты с Минздравом РФ. Из чего следует, что другие федеральные органы исполнительной власти должны прини-мать свои нормативные правовые акты с учетом действующих актов Минтруда РФ и Минздрава РФ. Отсутствие согласования указанных актов с Минздравом РФ может стать основанием для признания нор-мативного правового акта федерального органа исполнительной вла-сти недействующим Верховным Судом РФ. Очевидно, что отсутствие у федерального органа исполнительной власти полномочий по изда-нию конкретного нормативного правового акта также является осно-ванием для признания его недействующим. Напомним еще раз, что полномочиями по изданию нормативных правовых актов в сфере охра-ны труда федеральные органы исполнительной власти наделяет Правительство РФ. В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что нормативные правовые акты в сфере охраны труда, издава-емые другими органами исполнительной власти федерального уров-ня, не должны противоречить федеральным законам, указам Прези-дента РФ, постановлениям Правительства РФ, постановлениям Мин-здрава РФ. Наличие подобных противоречий позволяет обжаловать нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в Верховном Суде РФ на предмет их признания недействую-щими. Очевидно, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти не могут ограничивать права работников в сфере охраны труда, гарантированные вышестоящим по юридической силе законодательством. Хотя в этих актах должны появлять-ся дополнительные гарантии защиты жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственное управление охраной труда может происходить и путем издания правоприменительных актов федеральными орга-нами исполнительной власти, например об устранении нарушений законодательства в сфере охраны труда. Подобные анты могут быть обжалованы работодателем в суде по месту нахождения федераль-ного органа исполнительной власти, издавшего данный акт. При-знание этого акта судом законным и обоснованным, а также исте-чение установленного срока на его обжалование влечет возникно-вение у работодателя обязанности по исполнению содержащихся в нем предписаний. Неисполнение данной обязанности может стать основанием для привлечения представителей работодателя к уста-новленным законодательством мерам ответственности.

В соответствии с ч. 4 ст. 216 ТК РФ в государственном управле-нии охраной труда участвуют органы исполнительной власти субъек-тов РФ. Нормативные правовые акты органов исполнительной вла-сти субъектов РФ не должны противоречить нормативным право-вым актам федерального уровня. Например, органы исполнитель-ной власти субъектов РФ не могут ограничивать права работников в сфере охраны труда, гарантированные федеральным законодатель-ством. Хотя органы исполнительной власти субъектов РФ вправе создавать дополнительные гарантии для работников с целью защи-ты их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности. Органы исполнительной власти субъектов РФ могут участвовать в государ-ственном управлении охраной труда путем издания правопримени-тельных актов, обязывающих работодателей устранить нарушения трудовых прав работников. Такие акты могут быть обжалованы заинтересованными лицами либо в вышестоящий орган федераль-ной исполнительной власти, либо в суд по месту нахождения орга-на исполнительной власти субъекта РФ, издавшего правопримени-тельный акт. Признание указанными органами этого акта законным и обоснованным, а также истечение срока на его обжалование вле-чет возникновение у работодателя обязанности по исполнению пред-писания данного акта. Невыполнение этой обязанности также явля-ется основанием для привлечения представителей работодателя к установленным законодательством мерам ответственности.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта РФ обжалуются в суд соответствующего субъекта РФ, который имеет полномочия по их признанию недействующими, если они вступают в противоречие с вышестоящим по юридической силе законодательством, в частности, с федеральным законодательством, законами соответствующего субъекта РФ.

Органы местного самоуправления также могут участвовать в управлении охраной труда в пределах имеющейся у них компетен-ции, например, путем создания за счет собственных средств до-полнительных гарантий для защиты жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

§6. Службы и комитеты (комиссии) по охране труда в организации

В целях обеспечения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляю-щей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба по охране труда или вводится долж-ность специалиста по охране труда. Данную должность должны за-мещать лица, имеющие соответствующую подготовку или опыт ра-боты в этой области. Таким образом, из содержания ч. 1 ст. 217 ТК РФ можно выделить два юридически значимых обстоятельства, воз-никновение которых влечет обязанность по созданию службы охра-ны труда либо по введению должности специалиста по охране тру-да. Во-первых, таким обстоятельством является осуществление в организации производственной деятельности, то есть деятельнос-ти, в результате которой производится соответствующий продукт. На другие организации, например, оказывающие услуги населению, рассматриваемое правило не распространяется. Во-вторых, обсто-ятельством, возникновение которого служит основанием для созда-ния службы охраны труда или введения должности специалиста по охране труда, является наличие в организации производственной сфере 101 или более работника. В данном случае учитываются лица, которые состоят с организацией в трудовых отношениях.

Структура службы охраны труда в организации или численность Работников службы охраны труда определяются работодателем с Учетом рекомендаций Минтруда РФ. Однако данные рекоменда-ции не являются для работодателя обязательными. Поэтому вы-полнением требований законодательства следует признать создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда при доказанности названных юридически значимых обстоятельств.

В организациях с численностью работающих менее 100 работ-ников решение о создании службы охраны труда или введении дол-жности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности организации. Отсутствие в орга-низации службы по охране труда или должности специалиста по охране труда влечет возникновение обязанности у руководителя организации или другого уполномоченного им лица по выполнению обязанностей по охране труда. Работодатель также вправе заклю-чить договор со специалистом или организацией, оказывающими услуги в области охраны труда. Следовательно, в организациях с численностью 100 работников и менее создание службы по охране труда или введение должности специалиста по охране труда явля-ется правом, а не обязанностью работодателя. Вместо них руково-дитель организации может возложить обязанности по охране труда на работника организации либо заключить указанный договор.

Служба охраны труда в организации создается для обеспечения соблюдения требований охраны труда. Работники данной службы должны проводить мероприятия, направленные на охрану жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, в частности по надле-жащему использованию средств индивидуальной и коллективной за-щиты, безопасных методов и приемов, а также других мероприя-тий, предусмотренных законодательством и локальными актами орга-низации. Служба охраны труда может заявить о нарушении требо-ваний по охране труда в государственную инспекцию труда. Подоб-ное сообщение должно быть рассмотрено в установленные законо-дательством сроки. Однако служба по охране труда не может само-стоятельно обратиться в судебные органы с заявлением об устране-нии нарушений прав работников на охрану труда. Служба по охране труда в ст. 22 ГПК РФ не отнесена к числу субъектов, обладающих правом на обращение за судебной защитой. В связи с чем работ-ники службы по охране труда могут обратиться в суд только при наличии доверенности от работодателя или работника, в которой указано полномочие на возможность защиты в судебном порядка прав в области охраны труда. Служба по охране труда может дове-сти информацию о нарушении трудовых прав работников в сфере охраны труда до профсоюзов, которые обладают полномочиями по защите прав и интересов своих членов, в том числе и в судебном порядке. Аналогичными полномочиями обладает и специалист по охране труда в организации, который не может обращаться в су-дебные органы с заявлением в защиту прав других лиц, то есть работников. Однако документы, подготовленные службой охраны труда, специалистом по охране труда должны получить оценку в качестве доказательств, в том числе и при рассмотрении заявле-ний о нарушении прав в области охраны труда в судебном порядке. В организациях по инициативе работодателя и (или) по инициа-тиве работников либо их представительного органа создаются ко-митеты (комиссии) по охране труда. В их состав входят в равном количестве представители работодателя и работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждено Мин-трудом РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 218 ТК РФ комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреж-дению производственного травматизма и профессиональных забо-леваний, а также организует проведение проверок условий и охра-ны труда на рабочих местах и информирование работников о резуль-татах таких проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда. Таким образом, создание комитета (комиссии) по охране труда в организации является пра-вом полномочных представителей работодателя и работников. Пред-ставители работников и работодателя определяют и полномочия комитета (комиссии) по охране труда в организации. Поэтому в ч. 2 ст. 218 ТК РФ компетенция комитета (комиссии) по охране труда не определена исчерпывающим образом. В комитет (комиссию) по охране труда в организации могут входить работники службы по охране труда либо специалист по охране труда. Комитет (комис-сия) по охране труда может быть создан как в организациях, в кото-рых имеется служба охраны труда либо специалист по охране тру-да, так и в организациях, в которых они отсутствуют. Полномочные представители работодателя обязаны создавать условия для рабо-ты комитета (комиссии) по охране труда, в частности, не препят-ствовать проведению его (ее) членами проверок по соблюдению правил по технике безопасности и производственной санитарии на рабочих местах. Комитет (комиссия) по охране труда также не мо-жет самостоятельно заявлять требования по устранению наруше-ний в сфере охраны труда в судебном порядке. Однако он вправе сообщать сведения о подобных нарушениях в органы государствен-ной инспекции труда. Кроме того, члены комитета (комиссии) по охране труда являются представителями работодателя и работников. В связи с чем они могут получить полномочия по защите прав и законных интересов в суде соответственно от работодателя либо от органа, представляющего работников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.