p align="left">§5. Государственное управление охраной труда В соответствии с ч. 1 ст. 216 ТК РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной влас-ти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти. Следовательно, Правительство РФ вправе издавать норма-тивные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в сфере охраны труда, а также поручать их издание федеральным органам исполнительной власти. Однако нормативные правовые акты Правительства РФ не должны вступать в противоречие с федераль-ными законами. Наличие подобных противоречий позволяет заин-тересованным лицам требовать признания нормативного правово-го акта Правительства РФ недействующим в части, противореча-щей федеральному закону. Правительство РФ распределяет полномочия между федераль-ными органами исполнительной власти в области охраны труда. Сле-довательно, федеральные органы исполнительной власти могут из-давать нормативные правовые акты только на основании решения, принятого Правительством РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 216 ТК РФ федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществ-лять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти по труду, то есть с Минздравом РФ. Таким образом, Правительство РФ может наделить полномочиями по изданию нормативно-правовых актов в сфере охраны труда федеральные органы исполнительной власти. Сказанное касается и Минздрава РФ. Однако после полу-чения указанных полномочий Минздрав РФ вправе издавать норма-тивные правовые акты в сфере охраны труда не согласовывая их содержание с другими органами исполнительной власти федерального уровня. Хотя акты Минздрава РФ не должны противоречить федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ. Наличие таких противоречий может стать осно-ванием для обжалования нормативных правовых актов Минздрава РФ в Верховном Суде РФ, который вправе признать эти акты недействующими, если они вступили в противоречие с норматив-ными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, либо изданы с превышением полномочий, определенных Правитель-ством РФ. Естественно, Минздрав РФ в пределах своей компетен-ции может издавать нормативные правовые акты, создающие для работников более благоприятные условия труда по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством. Но при этом Минздрав РФ не имеет полномочий по ограничению прав работни-ков в сфере охраны труда, гарантированных в вышестоящем по юри-дической силе законодательстве. Другие федеральные органы исполнительной власти при издании нормативных правовых актов в области охраны труда должны не только получить соответствующие полномочия от Правительства РФ, но и согласовать указанные акты с Минздравом РФ. Из чего следует, что другие федеральные органы исполнительной власти должны прини-мать свои нормативные правовые акты с учетом действующих актов Минтруда РФ и Минздрава РФ. Отсутствие согласования указанных актов с Минздравом РФ может стать основанием для признания нор-мативного правового акта федерального органа исполнительной вла-сти недействующим Верховным Судом РФ. Очевидно, что отсутствие у федерального органа исполнительной власти полномочий по изда-нию конкретного нормативного правового акта также является осно-ванием для признания его недействующим. Напомним еще раз, что полномочиями по изданию нормативных правовых актов в сфере охра-ны труда федеральные органы исполнительной власти наделяет Правительство РФ. В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что нормативные правовые акты в сфере охраны труда, издава-емые другими органами исполнительной власти федерального уров-ня, не должны противоречить федеральным законам, указам Прези-дента РФ, постановлениям Правительства РФ, постановлениям Мин-здрава РФ. Наличие подобных противоречий позволяет обжаловать нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в Верховном Суде РФ на предмет их признания недействую-щими. Очевидно, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти не могут ограничивать права работников в сфере охраны труда, гарантированные вышестоящим по юридической силе законодательством. Хотя в этих актах должны появлять-ся дополнительные гарантии защиты жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственное управление охраной труда может происходить и путем издания правоприменительных актов федеральными орга-нами исполнительной власти, например об устранении нарушений законодательства в сфере охраны труда. Подобные анты могут быть обжалованы работодателем в суде по месту нахождения федераль-ного органа исполнительной власти, издавшего данный акт. При-знание этого акта судом законным и обоснованным, а также исте-чение установленного срока на его обжалование влечет возникно-вение у работодателя обязанности по исполнению содержащихся в нем предписаний. Неисполнение данной обязанности может стать основанием для привлечения представителей работодателя к уста-новленным законодательством мерам ответственности. В соответствии с ч. 4 ст. 216 ТК РФ в государственном управле-нии охраной труда участвуют органы исполнительной власти субъек-тов РФ. Нормативные правовые акты органов исполнительной вла-сти субъектов РФ не должны противоречить нормативным право-вым актам федерального уровня. Например, органы исполнитель-ной власти субъектов РФ не могут ограничивать права работников в сфере охраны труда, гарантированные федеральным законодатель-ством. Хотя органы исполнительной власти субъектов РФ вправе создавать дополнительные гарантии для работников с целью защи-ты их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности. Органы исполнительной власти субъектов РФ могут участвовать в государ-ственном управлении охраной труда путем издания правопримени-тельных актов, обязывающих работодателей устранить нарушения трудовых прав работников. Такие акты могут быть обжалованы заинтересованными лицами либо в вышестоящий орган федераль-ной исполнительной власти, либо в суд по месту нахождения орга-на исполнительной власти субъекта РФ, издавшего правопримени-тельный акт. Признание указанными органами этого акта законным и обоснованным, а также истечение срока на его обжалование вле-чет возникновение у работодателя обязанности по исполнению пред-писания данного акта. Невыполнение этой обязанности также явля-ется основанием для привлечения представителей работодателя к установленным законодательством мерам ответственности. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта РФ обжалуются в суд соответствующего субъекта РФ, который имеет полномочия по их признанию недействующими, если они вступают в противоречие с вышестоящим по юридической силе законодательством, в частности, с федеральным законодательством, законами соответствующего субъекта РФ. Органы местного самоуправления также могут участвовать в управлении охраной труда в пределах имеющейся у них компетен-ции, например, путем создания за счет собственных средств до-полнительных гарантий для защиты жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. §6. Службы и комитеты (комиссии) по охране труда в организации В целях обеспечения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляю-щей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба по охране труда или вводится долж-ность специалиста по охране труда. Данную должность должны за-мещать лица, имеющие соответствующую подготовку или опыт ра-боты в этой области. Таким образом, из содержания ч. 1 ст. 217 ТК РФ можно выделить два юридически значимых обстоятельства, воз-никновение которых влечет обязанность по созданию службы охра-ны труда либо по введению должности специалиста по охране тру-да. Во-первых, таким обстоятельством является осуществление в организации производственной деятельности, то есть деятельнос-ти, в результате которой производится соответствующий продукт. На другие организации, например, оказывающие услуги населению, рассматриваемое правило не распространяется. Во-вторых, обсто-ятельством, возникновение которого служит основанием для созда-ния службы охраны труда или введения должности специалиста по охране труда, является наличие в организации производственной сфере 101 или более работника. В данном случае учитываются лица, которые состоят с организацией в трудовых отношениях. Структура службы охраны труда в организации или численность Работников службы охраны труда определяются работодателем с Учетом рекомендаций Минтруда РФ. Однако данные рекоменда-ции не являются для работодателя обязательными. Поэтому вы-полнением требований законодательства следует признать создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда при доказанности названных юридически значимых обстоятельств. В организациях с численностью работающих менее 100 работ-ников решение о создании службы охраны труда или введении дол-жности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности организации. Отсутствие в орга-низации службы по охране труда или должности специалиста по охране труда влечет возникновение обязанности у руководителя организации или другого уполномоченного им лица по выполнению обязанностей по охране труда. Работодатель также вправе заклю-чить договор со специалистом или организацией, оказывающими услуги в области охраны труда. Следовательно, в организациях с численностью 100 работников и менее создание службы по охране труда или введение должности специалиста по охране труда явля-ется правом, а не обязанностью работодателя. Вместо них руково-дитель организации может возложить обязанности по охране труда на работника организации либо заключить указанный договор. Служба охраны труда в организации создается для обеспечения соблюдения требований охраны труда. Работники данной службы должны проводить мероприятия, направленные на охрану жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, в частности по надле-жащему использованию средств индивидуальной и коллективной за-щиты, безопасных методов и приемов, а также других мероприя-тий, предусмотренных законодательством и локальными актами орга-низации. Служба охраны труда может заявить о нарушении требо-ваний по охране труда в государственную инспекцию труда. Подоб-ное сообщение должно быть рассмотрено в установленные законо-дательством сроки. Однако служба по охране труда не может само-стоятельно обратиться в судебные органы с заявлением об устране-нии нарушений прав работников на охрану труда. Служба по охране труда в ст. 22 ГПК РФ не отнесена к числу субъектов, обладающих правом на обращение за судебной защитой. В связи с чем работ-ники службы по охране труда могут обратиться в суд только при наличии доверенности от работодателя или работника, в которой указано полномочие на возможность защиты в судебном порядка прав в области охраны труда. Служба по охране труда может дове-сти информацию о нарушении трудовых прав работников в сфере охраны труда до профсоюзов, которые обладают полномочиями по защите прав и интересов своих членов, в том числе и в судебном порядке. Аналогичными полномочиями обладает и специалист по охране труда в организации, который не может обращаться в су-дебные органы с заявлением в защиту прав других лиц, то есть работников. Однако документы, подготовленные службой охраны труда, специалистом по охране труда должны получить оценку в качестве доказательств, в том числе и при рассмотрении заявле-ний о нарушении прав в области охраны труда в судебном порядке. В организациях по инициативе работодателя и (или) по инициа-тиве работников либо их представительного органа создаются ко-митеты (комиссии) по охране труда. В их состав входят в равном количестве представители работодателя и работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждено Мин-трудом РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 218 ТК РФ комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреж-дению производственного травматизма и профессиональных забо-леваний, а также организует проведение проверок условий и охра-ны труда на рабочих местах и информирование работников о резуль-татах таких проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда. Таким образом, создание комитета (комиссии) по охране труда в организации является пра-вом полномочных представителей работодателя и работников. Пред-ставители работников и работодателя определяют и полномочия комитета (комиссии) по охране труда в организации. Поэтому в ч. 2 ст. 218 ТК РФ компетенция комитета (комиссии) по охране труда не определена исчерпывающим образом. В комитет (комиссию) по охране труда в организации могут входить работники службы по охране труда либо специалист по охране труда. Комитет (комис-сия) по охране труда может быть создан как в организациях, в кото-рых имеется служба охраны труда либо специалист по охране тру-да, так и в организациях, в которых они отсутствуют. Полномочные представители работодателя обязаны создавать условия для рабо-ты комитета (комиссии) по охране труда, в частности, не препят-ствовать проведению его (ее) членами проверок по соблюдению правил по технике безопасности и производственной санитарии на рабочих местах. Комитет (комиссия) по охране труда также не мо-жет самостоятельно заявлять требования по устранению наруше-ний в сфере охраны труда в судебном порядке. Однако он вправе сообщать сведения о подобных нарушениях в органы государствен-ной инспекции труда. Кроме того, члены комитета (комиссии) по охране труда являются представителями работодателя и работников. В связи с чем они могут получить полномочия по защите прав и законных интересов в суде соответственно от работодателя либо от органа, представляющего работников.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|