на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правоотношения родителей и детей
p align="left">Родительские права и обязанности имеют определенные особенности. Во-первых, родители обладают равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей (п. 1 ст.61 СК РФ). При этом не имеет значения в зарегистрированном браке родился ребенок или нет, отцовство было признано в добровольном порядке или установлено судом. Принцип равенства родительских прав последовательно проводился в семейном законодательстве России в послереволюционный период. Конвенция о правах ребенка (ч. 1 ст.18) также предписывает всем государствам-участникам обеспечить признание общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка.

Во-вторых, родительские права и обязанности ограничены во времени. По достижении ребенком совершеннолетия или при приобретении полной дееспособности несовершеннолетним родительские права и обязанности прекращаются. С этого момента гражданин становится полноценным членом общества, достигает необходимой степени зрелости, чтобы самому создавать и осуществлять права и обязанности. Если совершеннолетний ребенок нетрудоспособен, то на родителей возлагается обязанность по его содержанию. Однако данные правоотношения являются не родительскими, а отношениями между опекуном и совершеннолетним подопечным.

В-третьих, при осуществлении родительских прав и обязанностей должен соблюдаться приоритет интересов ребенка (п. 1 ст.65 СК РФ). Это положение имеет принципиальное значение, поскольку нередки жизненные ситуации, когда интересы родителя противоречат интересам ребенка. Например, родители не оказывают должного внимания духовному развитию ребенка, ссылаясь на нехватку времени. Не занимаясь воспитанием ребенка, родители ущемляют права несовершеннолетнего. Приоритет прав и интересов ребенка является основополагающим при осуществлении родительских прав и обязанностей, он закреплен во многих нормах СК РФ.

Четвертая особенность родительских прав и обязанностей заключается в том, что родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст.63 СК РФ). Отступление от этого правила возможно только в случаях, когда нарушаются интересы ребенка.

В соответствии с п. 1 ст.63 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Право на воспитание своего ребенка является личным правом каждого родителя, заключается оно в возможности воспитывать своего ребенка лично, применяя всевозможные способы и методы семейного воспитания. Для осуществления этого права родителям со стороны государства должна оказываться всевозможная поддержка. Так, в соответствии с Основными направлениями государственной семейной политики, утвержденными Указом Президента РФ № 712 от 14 мая 1996 г., государство гарантирует занятость на рынке труда для работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите; дальнейшее развитие системы семейных пособий; расширение натуральных выдач, льгот и дополнительных целевых выплат семьям с детьми в субъектах РФ и др.

Право и обязанность родителей по воспитанию своих детей включает в себя:

- само право на воспитание и развитие своих детей;

- обязанность по заботе о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. На них возложена обязанность по подготовке полноценной личности для общества. По сути, эта обязанность представляет собой ежедневный непрекращающийся труд обоих родителей, направленный на подготовку ребенка к взрослой жизни.

Обязанность родителей по заботе о ребенке предполагает прежде всего заботу о его здоровье, физическом и психическом развитии. Это во многом зависит от питания, занятий физкультурой и спортом, своевременного предоставления лечения в случае болезни, здорового микроклимата в семье, способствующего нормальному психическому развитию ребенка. Кроме того, родители обязаны заботиться о духовном и нравственном развитии ребенка. Исполнение этой обязанности во многом зависит от личных качеств родителей, их духовных ценностей. Реализуя это право, родители обладают преимуществом на личное воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ). Данное право основано на положении ст. 26 Декларации прав человека о приоритетном праве родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей. Выбор учебного заведения и формы обучения ребенка зависит и от мнения самого ребенка. Так, в соответствии п. 2 ст. 63 СК РФ родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения с учетом мнения ребенка.

Семейный кодекс предусматривает также права и обязанности родителей по защите прав и интересов своих детей (ст.64 СК РФ). Правовой защите со стороны родителей подлежит более широкий круг прав детей, чем содержащийся в СК РФ. Так, к ним относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства, а также другие права.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в административных и судебных органах, без каких-либо специальных полномочий. При этом способы защиты могут быть самыми разнообразными. Так, родители могут принимать меры к предупреждению нарушений прав ребенка, могут требовать восстановления нарушенного права ребенка, могут выступать от имени несовершеннолетних в суде и т. п.

Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. Для защиты прав и интересов ребенка органами опеки и попечительства назначается представитель.

Родители имеют право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ). Это право взаимосвязано с правом родителей самим воспитывать своих детей. В случае незаконного удержания у себя ребенка родители или один из них могут обратиться с иском в суд с требованием о возврате им несовершеннолетнего ребенка.

Жестокое обращение с детьми (child abuse)

Одной из глобальных проблем в области защиты прав детей признается проблема жестокого обращения с детьми.

Под жестоким обращением понимаются «все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальные посягательства на ребенка».

Причем, это явление характерно не только для развивающихся стран, где детские проблемы вполне очевидны и лежат на поверхности: голод, войны, отсутствие нормального жилья, здравоохранения и т.п. - все, что несет угрозу жизни и здоровью ребенка. Эта проблема существует и в развитых, вполне благополучных странах. Ведь понятие «жестокое обращение с детьми» включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями и представителями органов правопорядка по отношению к ребенку. Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе.

Насилие имеет четыре основные формы: физическое, сексуальное, психическое, социальное.

Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, причиняющих ущерб его здоровью, нарушающих его развитие и даже лишающих его жизни, а также приобщение ребенка к употреблению наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или «медицинских» препаратов, вызывающих одурманивание.

Сексуальное насилие - вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия, а также в проституцию и порнобизнес. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок еще не способен предвидеть все негативные последствия таких действий.

Психическое насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, а также предъявление ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям, тормозящих развитие личности и приводящих к формированию психологических комплексов.

Социальное насилие - пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие элементарной заботы о ребенке и должного обеспечения его основных потребностей (питание, одежда, жилье, образование, медицинская помощь). В результате нарушается эмоциональное состояние ребенка, появляется угроза здоровью и нормальному развитию.

Статистика показывает, что до 40% случаев насилия над детьми совершается в семье, 38% - в школах, детских учреждениях и т.п. Поэтому огромное значение имеет система защиты прав детей, позволяющая отслеживать и контролировать такие варианты нарушения прав ребенка.

В этом смысле одной из наиболее показательных стран является Америка. В США существует огромное количество законов, принятых в интересах детей.

Так, например, существует закон, предусматривающий ответственность за неуплату алиментов И к его соблюдению относятся очень серьезно. Нередко «отлов» нерадивых родителей происходит при перерегистрации водительских удостоверений - компьютер быстро помогает определить должника, которому не отдадут водительские права до тех пор, пока он не выплатит своим детям всю необходимую сумму. В некоторых штатах действует закон, в соответствии с которым каждый работодатель обязан проверять соискателей вакансий на наличие родительских долгов. Правила те же: сначала - выплата алиментов и только затем - новое место службы.

На примере опыта США очень хорошо можно проследить всю широту понятия «жестокое обращение с детьми». Существует масса законов, предусматривающих ответственность родителей за самые разные случаи нарушения прав детей.

Серьезным преступлением считается «домашнее насилие». В каждом штате есть свои программы по защите детей от жестокого обращения взрослых. Сотрудники школ и медицинских учреждений обязаны сообщать в социальные службы о возможных случаях жестокого обращения с детьми. Даже если есть малейшее подозрение на случай «домашнего насилия» - врач (медсестра, учитель) обязан сообщить о своих подозрениях в социальную службу. Кроме того, существует развитая сеть некоммерческих общественных организаций, занятых проблемами детей, в том числе и отслеживанием подобных случаев.

Приведем такой случай. Положительный во всех отношениях отец семейства однажды дал пощечину своей четырнадцатилетней дочери за то, что она пришла домой на рассвете. Реакция девочки была чисто американской: из дома она прямиком побежала в полицию, где предъявила свежий синяк. Через несколько минут отца арестовали. Утром дочка в сопровождении мамы пришла забрать свое заявление назад. Но это оказалось не так просто. В США к этому поступку отца отнеслись очень серьезно. «Преступнику» грозило отселение от семьи и лишение родительских прав. Дело спас адвокат, хотя репутация отца была основательно подпорчена.

Есть в США закон, предусматривающий ответственность родителей «за создание ситуации, опасной для жизни ребенка». Вот один из характерных примеров. Молодая семейная пара (кстати, из России) решила посетить модную ночную дискотеку. По каким-то причинам найти няню - чтобы она присмотрела за ребенком, пока папа с мамой будут веселиться на дискотеке - не удалось. Супруги решили, что ничего страшного не будет, если оставить пятилетнюю дочку одну, как не раз уже делали дома, в Москве. Но им не повезло. Девочка ночью проснулась, расплакалась и стала звать маму. Бдительные американские соседи, убедившись, что ребенок в квартире один, вызвали полицию. Девочку тут же отправили в клинику, чтобы установить, не подвергалась ли она физическому насилию, после чего отвезли в городскую службу присмотра за малолетними. Родители же, не найдя дочери дома, ринулись в полицейский участок, где и попали в руки американского правосудия.

За то, что они подвергли опасности жизнь ребенка - с точки зрения американского законодательства - они были арестованы. И только через неделю «преступники» смогли получить свою дочь, и то, только после того как работники службы присмотра за малолетними убедились, что мама и папа «в порядке» и девочка содержится в достойных условиях. Но это еще не все: теперь семью регулярно навещает представитель отдела охраны детей, интересуясь, не обижают ли тут девочку.

Иногда, конечно, возникают и анекдотические ситуации. В 2002 газеты обошла забавная история. Родители 16-летнего мальчика устроили для него вечеринку, на которую он пригласил своих друзей. Родители, видимо, были людьми прогрессивных взглядов, и желая порадовать сына и его друзей, пригласили на вечер… стриптизершу. Как водится, вмешались бдительные соседи - и дело закончилось в суде. Родителей обвинили в «жестоком обращении с ребенком», «совращении несовершеннолетних» и пр.

Конечно, в этом есть уже некий перебор, но, тем не менее, свою задачу - по защите прав детей эта система выполняет исправно.

Аналогичные системы по защите детей от жестокого обращения существуют и во многих других странах (Германия, Англия, Франция, скандинавские страны). В каждой стране есть свое законодательство и свои методы работы с нарушителями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.