на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовой статус участников гражданского процесса
#45; при полном выяснении обстоятельств по делу прокурор дает заключение об удовлетворении исковых требований или об отказе в иске;

- при неполном выяснении обстоятельств по делу прокурор не может давать заключение об удовлетворении иска или его отклонении, в этом случае в соответствии со ст.188, прокурор должен давать заключение, и в заключении приводит доводы о том, почему завершить дело на данном этапе невозможно и какие обстоятельства должны быть исследованы.

- Лица, участвующие в деле, вправе задавать вопросы прокурору (ст. 35 ГПК РФ). Прокурор участвует в судебных прениях первым (п. 3 ст. 190 ГПК РФ).

Прокурор не должен стеснять суд своей властью, но, будучи стражем общественного интереса, выраженного в законе, давая анализ существа конкретного дела, всего выясненного в ходе судебного разбирательства и сказанного в судебных прениях, он должен в своем слове суду "усмотреть в этом частном споре интересы, относящиеся к общественному благу, и авторитетно высказаться в его пользу, помогая суду в своем решении так урегулировать спорные частные интересы, чтобы общественное благо, интересы всего общества, выраженные в законе, не пострадали". Таким образом, прежде всего и более всего прокурор в гражданском процессе выступает представителем публичного интереса, интереса законности. Он может усматриваться и в защите прав государственных органов или государства в целом, и в защите свобод отдельных граждан или группы, когда дело приобретает особое общественное значение.

2.4 Участие в гражданском процессе органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, граждан в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц

В соответствии со статьями 46 и 47 ГПК РФ участниками гражданского процесса могут стать государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации, граждане, защищающие права, свободы и законные интересы других лиц.

Государственные органы могут стать участниками гражданского процесса для выполнения возложенных на них законодательством задач. Например, Правительство РФ может обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании недействующим закона субъекта Российской Федерации, противоречащего законодательству федерального уровня. В этом случае федеральный орган государственной власти не только выполняет возложенные на него функции, но и защищает права неопределенного круга лиц, на которых распространяет свое действие обжалуемый в судебном порядке нормативный правовой акт.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации аналогичным образом может обратиться в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления, вступающего в противоречие с региональным законодательством. В подобной ситуации орган региональной государственной власти выполняет не только возложенные на него функции, но и защищает права лиц, на которых распространяется нормативный правовой акт органа местного самоуправления.

Орган местного самоуправления также может быть субъектом гражданских процессуальных отношений, возникающих в связи с обжалованием нормативных правовых актов. Такое обжалование также будет означать не только выполнение органом местного самоуправления возложенных на него функций, но и защиту им неопределенного круга лиц, на которых распространяется обжалуемый им в судебном порядке нормативный правовой акт.

Общественные организации на основании федеральных законов для выполнения уставных задач, определенных в соответствии с федеральными законами, также могут вступать в защиту других лиц, в том числе путем обжалования в судебном порядке нормативных правовых актов. В этом случае общественная организация не только реализует уставные задачи, определенные в федеральных законах, но и защищает в гражданском процессе других лиц, на которых распространяет свое действие обжалуемый общественной организацией нормативный правовой акт.

В отдельных случаях граждане могут выступить в защиту неопределенного круга лиц, например несовершеннолетних. В частности, путем обжалования нормативных правовых актов, умаляющих права несовершеннолетних, гарантированные в вышестоящем по юридической силе законодательстве.

Выступая в защиту других лиц, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации, граждане не имеют собственного материального интереса при ведении дела, они не являются субъектом материальных отношений, из которых возникает обращение в суд общей юрисдикции. Однако при этом они выполняют возложенные на них федеральным законодательством функции.

В защиту неопределенного круга лиц государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации, отдельные граждане могут выступить на основании федерального закона по собственной инициативе. В этом случае они обладают всеми правами истца, заявителя за исключением права на заключение мирового соглашения и отказа от заявления по делам о признании недействующими нормативных правовых актов.

В защиту других лиц они могут выступить, исходя из принципа диспозитивности, при наличии их волеизъявления. В этом случае перечисленные органы, организации и граждане обладают только общими правами участника гражданского процесса, специальные права могут быть им переданы лицом, которое инициировало их участие в гражданском процессе.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления а также общественные организации могут быть привлечены в гражданский процесс судом для выполнения возложенных на них федеральным законом задач, а также уставных целей, определенных на основании федеральных законов.

Таким образом, защита других лиц органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями, а также отдельными гражданами характеризуется следующими обстоятельствами:

- Отсутствием собственного материального интереса при ведении гражданского процесса;

- Выполнением требований федеральных законов, уставных положений, определенных в соответствии с федеральным законом;

- Проявлением инициативы на вступление в гражданский процесс в рамках, установленных федеральным законом, а также вступлением в гражданский процесс по инициативе его участников и (или) суда.

В п.1 ст. 46 ГПК РФ сказано о том, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в указанных случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя. Следовательно, в качестве оснований для участия перечисленных органов, организаций и граждан в гражданском процессе указаны случаи, определенные законом, либо инициатива лица, в интересах которого возбуждается гражданское дело в суде.

По собственной инициативе государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации, отдельные граждане могут выступить не просто в защиту неопределенного круга лиц, но и защиту недееспособных граждан и несовершеннолетних граждан. В этом случае основанием их участия в гражданском процессе будет прямое указание в федеральном законе, поскольку гражданское процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Таким образом, основанием возбуждения гражданского дела в суде указанными органами и лицами являются случаи, определенные федеральным законом, в частности регламентирующим деятельность общественной организации и позволяющим указать в качестве направлений её деятельности защиту неопределенного круга лиц. Следовательно, прямое указание в федеральном законе может стать основанием для возбуждения гражданского дела в интересах других лиц указанными органами, организациями. В этом случае они по собственной инициативе могут возбуждать гражданские дела в защиту неопределенного круга лиц. Как уже сказано, в этом случае они начинают гражданский процесс в силу прямого указания в федеральном законе.

В интересах конкретного лица указанные органы могут возбудить гражданское дело только при наличии его волеизъявления. Исключение из этого правила составляют случаи возбуждения гражданского дела в интересах несовершеннолетних или недееспособных граждан. В подобной ситуации указанные органы и организации выполняют возложенные на них в соответствии с законодательством функции. Но при этом основанием их участия в гражданском процессе является не только выполнение определенных федеральным законом функций, но и волеизъявление участника гражданского процесса, наделившего указанный орган или организацию специальным полномочием на возбуждение в его интересах гражданского дела.

Таким образом, перечисленные органы и организации могут участвовать в гражданском процессе в форме возбуждения гражданского дела. Основаниями для участия в гражданском процессе в данной форме являются случаи, определенные федеральным законом, что позволяет им выполнять возложенные на них в соответствии с федеральным законом функции, а также инициатива лица, наделившего указанные органы или организации правом на защиту его интересов, что также позволяет им реализовать данные функции.

В п. 1 ст. 47 ГПК РФ в качестве формы участия в гражданском процессе указанных органов и организаций названо вступление в начатый процесс до принятия решения судом первой инстанции. В качестве основания для реализации этой формы участия в гражданском процессе указаны случаи, предусмотренные федеральным законом, а также инициатива лиц, участвующих в деле, либо суда. В ст. 47 ГПК РФ говорится о том, что участвовать в гражданском процессе в форме вступления в начатый процесс для дачи заключения по делу могут государственные органы, органы местного самоуправления в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Однако данная формулировка не исключает возможность участия в гражданском процессе по инициативе лиц, участвующих в деле, и (или) суда общественных организаций, которые могут быть привлечены с целью дачи заключения в пределах имеющихся у них уставных полномочий, определенных в соответствии с федеральным законом. Следовательно, участие в гражданском процессе в форме вступления в начатое гражданское дело с целью дачи заключения возможно в случаях, предусмотренных федеральным законом, по инициативе государственных органов, органов местного самоуправления, вступающих в гражданский процесс. Общественные организации с целью выполнения возложенных на них функций могут вступить в гражданский процесс для дачи заключения по делу по инициативе лица, участвующего в деле, и (или) суда.

Таким образом, основаниями для участия в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций являются случаи, предусмотренные федеральным законом, инициатива указанных органов и организаций, лиц, участвующих в деле и (или) суда, а также выполнение указанными органами функций, возложенных законодательством, либо уставом, в котором такие функции определены в соответствии с федеральным законом. Данные основания могут быть реализованы в форме возбуждения гражданского дела в интересах других лиц, но с целью выполнения указанных функций, а также в форме вступления в начатый гражданский процесс для дачи заключения по делу в пределах имеющихся полномочий, но также с целью реализации данных функций.

Следовательно, основной отличительной особенностью участия названных органов и организаций в гражданском процессе является выполнение ими возложенных федеральным законом функций либо уставных функций, определенных в соответствии с федеральным законом, независимо от формы такого участия. В связи с этим они не имеют материального интереса при участии в гражданском процессе, а выполняют указанные функции, предусмотренные в федеральном законе.

На основании п.1 ст.46 ГПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации в установленных федеральным законом случаях могут обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. В этом случае они возбуждают гражданское дело по собственной инициативе, реализуя полномочия, предусмотренные федеральным законом. В частности, органы государственной власти, органы местного самоуправления могут обратиться с заявлениями о признании недействующим подзаконного нормативного правового акта федеральному закону, закону субъекта Российской Федерации.

На основании ст. 21. ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", ч. 1 ст. 46 ГПК РФ Уполномоченный по правам человека в РФ может выступить в защиту неопределенного круга граждан путем обращения в судебные органы с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, нарушающего права и свободы граждан. Хотя данное право прямо не указано в названной норме, оно вытекает из её содержания, так как позволяет Уполномоченному по правам человека в РФ, использовать любые правовые формы защиты прав, свобод и законных интересов граждан. К. числу таких форм ст. 46 ГПК РФ относит возможность обращения Уполномоченного по правам человека в РФ с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

В ст. 5 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" предусмотрена возможность введения должности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. Данная должность может быть введена на основании закона соответствующего субъекта Российской Федерации. Нельзя не заметить, что гражданское процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Поэтому на основании закона субъекта Российской Федерации Уполномоченный по правам человека субъекта РФ не может получить право обращаться в защиту неопределенного круга граждан, например путем обжалования в судебном порядке нормативных правовых актов, нарушающих права и свободы человека и гражданина. Однако он может быть наделен таким правом Уполномоченным по правам человека РФ, а также общественными организациями, действующими на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, путем заключения соответствующего соглашения на ведение дел соответственно от имени Уполномоченного по правам человека в РФ или общественной организации в пределах имеющихся у них полномочий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.