на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Процедура наблюдения при банкротстве
то касается лиц второй категории, то их интересы производны от главного предмета разбирательства -- банкротства и в значительной мере зависимы от лиц первой категории: представитель собственника имущества должника -- унитарного предприятия находится в "тени" должника, интересы представителя работников должника ограничиваются возможными для работников негативными последствиями признания должника банкротом -- потерей заработной платы, рабочих мест и т. п.

При всей значимости введенной градации вряд ли можно, однако, признать закрепленный в Федеральном законе соответствующий понятийный аппарат вполне совершенным. И в законотворчестве, и в правореализации, и при изучении законодательства о банкротстве необходимо иметь понятие, которое бы объединяло обе категории лиц в одно родовое понятие. В данном учебнике в качестве такового используется понятие "лица, причастные к банкротству (причастные к банкротству лица)". Кроме того, вызывает возражение незавершенность градации лиц второй категории. Их перечень остался открытым, что неизбежно породит некоторые трудности и споры при отнесении причастных к банкротству лиц к этой категории.

Новым в Федеральном законе является официальное закрепление представительства в деле о банкротстве. Представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и организаций, являющихся лицами, участвующими в деле о банкротстве, или лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве, могут выступать любые дееспособные граждане, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела о банкротстве, в том числе аудиторы, оценщики, экономисты и иные специалисты.

Основанием возбуждения производства по делу о банкротстве служит заявление о признании должника банкротом, поданное в арбитражный суд лицом, имеющим на это право (см. выше). В Федеральном законе подробно сформулированы требования к форме, содержанию и реквизитам заявлений. Покажем это на наиболее типичном и распространенном примере -- заявлении конкурсного кредитора (ст. 39).

Заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Заявление кредитора -- юридического лица подписывается его руководителем или представителем, а заявление кредитора-гражданина -- этим гражданином или его представителем. В заявлении, в частности, должны быть указаны: размер требований конкурсного кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов, пени); обязательство должника перед конкурсным кредитором, из которого возникло требование, а также срок его исполнения; вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда, третейского суда, рассматривавших требования конкурсного кредитора к должнику; доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику; наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий; размер вознаграждения арбитражного управляющего; перечень прилагаемых к заявлению кредитора документов. Конкурсный кредитор в своем заявлении вправе указать профессиональные требования к кандидатуре временного управляющего. Конкурсный кредитор обязан направить копию заявления кредитора должнику.

Заявление конкурсного кредитора может быть основано на объединенной задолженности по различным обязательствам. Конкурсные кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в суд с одним заявлением кредитора. Такое заявление подписывается кредиторами, объединившими свои требования.

Прилагаемые к исковому заявлению документы подразделяются на две группы. Первую составляют те, которые предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Их перечень приведен в ст. 104 АПК РФ. Это документы, подтверждающие: уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере; направление копии заявления должнику и другим лицам, участвующим в деле; обстоятельства, на которых истец основывает свои требования; и некоторые другие.

Во вторую группу входят документы, названные в Федеральном законе, в частности подтверждающие обязательства должника перед конкурсным кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам (ст. 40).

При изучении ст. 39--41 Федерального закона особое внимание следует обратить на принципиально новое положение о том, что до постановки вопроса о банкротстве должника, не исполнившего денежное обязательство, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы должны сначала в общеисковом порядке обратиться в суд с соответствующими требованиями к должнику и попытаться исполнить решение суда через службу судебных приставов, о чем представляют доказательства в арбитражный суд.

Здесь особую важность имеют два обстоятельства.

Во-первых, ст. 7 Федерального закона установила новое правило: право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику; право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении 30 дней с даты принятия решения налогового, таможенного органа.

Во-вторых, для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда, а требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей -- если они подтверждены решением налогового, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.

Суть последних изменений Федерального закона в установлении особенностей банкротства хозяйствующих субъектов, использующих в своей деятельности сведения, составляющие государственную тайну. В частности, по таким делам: арбитражным управляющим вправе быть только лицо, имеющее доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, соответственно, и саморегулируемая организация при направлении в арбитражный суд списка кандидатур арбитражных управляющих обязана одновременно предоставить информацию о наличии у кандидатов допуска к государственной тайне; в заявлении должника о банкротстве указывается форма допуска к государственной тайне руководителя должника, а к заявлению прилагается документ, подтверждающий это; в число лиц, участвующих в арбитражном процессе, входит представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Коренным образом изменен порядок, регулирующий начало движения в арбитражном суде заявления о признании должника банкротом. Федеральный закон 1998г. строго различал две даты: время поступления заявления в арбитражный суд, исчисляемое датой его регистрации в суде, и время принятия заявления, определяемое моментом вынесения судьей арбитражного суда определения о принятии этого заявления. Такое определение выносилось не позднее трех дней со дня поступления указанного заявления в арбитражный суд. С момента принятия заявления официально вводилась самая первая процедура банкротства -- наблюдение, что влекло важные правовые последствия, связанные с ограничением прав должника.

Столь упрощенный до примитивизма порядок возбуждения дел о банкротстве вызывал особо ожесточенную критику. Он позволял вовлечь хозяйствующего субъекта в процесс банкротства без его ведома, без установления сумм непогашенных им денежных требований и обязательных платежей и, что особенно важно, без предоставления ему права защититься от предъявляемых претензий. Показательно, что никаких контактов между арбитражным судом и должником при возбуждении дела о банкротстве не предполагалось -- все делалось исходя лишь из информации, предоставляемой кредитором. Только после получения определения о принятии судом заявления, что нередко бывало совершенно неожиданным для должника, когда уже стали "работать" ограничения, связанные с возбуждением дела, и наступили иные неблагоприятные для него последствия, должник обязывался в пятидневный срок направить в арбитражный суд отзыв на такое заявление.

Такие процедуры открытия судебного процесса о банкротстве имели по крайней мере два крайне неблагоприятных последствия. Во-первых, позволяя подвергать должника столь жесткой карательной мере, как процедура банкротства, лишь по одностороннему требованию заинтересованных лиц -- кредиторов, действующее законодательство создавало самые благоприятные предпосылки для разного рода злоупотреблений со стороны кредиторов, передачи суду ложных сведений об их взаимоотношениях с должником, способствуя тем самым необоснованному возбуждению дела о банкротстве должника. Во-вторых, законодательство, обязывая арбитражные суды скоропалительно, без предварительной подготовки возбуждать дела о банкротстве, с одной стороны, по сути снимало с арбитражных судей ответственность за необоснованное возбуждение дел, а с другой, оставляя их на этой исходной стадии процесса о банкротстве "один на один" с кредиторами, создавало условия для противоправного сговора между ними и иных проявлений коррупции.

При любой оценке правовой ситуации с момента начала процедур банкротства нельзя не констатировать того, что она разрешалась в пользу кредиторов. Законодатель заведомо ставил должника при отстаивании своих прав и интересов в явно неравноправное положение по отношению к кредиторам. Отрицательную позицию по этому поводу высказал Конституционный Суд РФ в постановлении от 12 марта 2001г. № 4-П по делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", ст. 49 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", а также ст. 106, 160, 179 и 191 АПК РФ в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц.

Достоинство Федерального закона состоит в том, что он по времени и по содержанию отделил принятие заявления и введение процедуры наблюдения. О принятии заявления о признании должника банкротом судья арбитражного суда выносит определение не позднее чем через пять дней с даты поступления заявления в арбитражный суд. В определении указываются саморегулируемая организация, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего (далее -- заявленная саморегулируемая организация), и дата рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, если иное не установлено самим Федеральным законом. Арбитражный суд направляет определение о принятии заявления о признании должника банкротом заявителю, должнику, в регулирующий орган, заявленную саморегулируемую организацию. Последняя вправе знакомиться с материалами дела о банкротстве, делать выписки из них, снимать копии. В определении арбитражного суда, направляемом в заявленную саморегулируемую организацию, указываются требования к кандидатуре временного управляющего.

В принятии заявления может быть отказано, а поданное заявление -- возвращено. Судья арбитражного суда отказывает в принятии заявления при нарушении хотя бы одного из условий банкротства: а) если требования к должнику -- юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., а к должнику, являющемуся гражданином, -- не менее 10 тыс. руб. и б) указанные требования не погашены в течение трех месяцев. Заявления возвращаются арбитражным судом при их несоответствии требуемым форме, содержанию и реквизитам и в случае отсутствия при них необходимых приложений.

В соответствии с Федеральным законом 1999г. может быть принято заявление и возбуждено дело о банкротстве кредитной организации только после отзыва у нее лицензии Банка России на осуществление банковских операций.

4. Процедура наблюдения при банкротстве

Хозяйствующий субъект считается банкротом, если неспособен удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены. При этом сумма долга юридического лица должна составлять не менее 100 тыс. руб.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные государственные органы (налоговые органы, пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования).

При рассмотрении дела о банкротстве должника -- хозяйствующего субъекта применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.

Процедуры, применяемые в отношении должника, представляют собой предусмотренную законодательством совокупность юридических и фактических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию. Процедуры банкротства можно классифицировать по различным основаниям.

Во-первых, они могут быть судебные и внесудебные. Примером последних является только досудебная санация. Это меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника -- унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, его кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства. К числу судебных процедур относятся наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, а также упрощенные процедуры банкротства, применяемые в отношении ликвидируемого и отсутствующего должников.

Во-вторых, названные процедуры можно подразделить в зависимости от того, кто является должником -- юридическое лицо или гражданин. Если в качестве должника выступает гражданин, то в отношении него не вводятся процедуры финансового оздоровления и внешнего управления. Вместе с тем с целью урегулирования расчетов с кредиторами применяется план погашения долгов. Однако в случае банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства применяются обе упомянутые реорганизационные процедуры.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.