p align="left">Один из вариантов наиболее укрупненной структуры административного процесса разработал видный теоретик административного процесса -- В. Д. Сорокин. Он выделяет в структуре административного процесса две группы административных производств. В первую входит производство по принятию нормативных актов государственного управления, во вторую -- производства по индивидуально-конкретным делам. Из двух частей состоит структура административного процесса и по мнению других авторов. Так, выделяют административно-процедурную часть административного процесса (совокупность административно-процедурных производств) и административно-юрисдикционную его часть (совокупность административно-юрисдикционных производств). По мнению В. К. Колпакова, наиболее целесообразным следует признать выделение в структуре административного процесса нормотворческих, учредительных и правоприменительных производств. Признавая отсутствие единой точки зрения по проблеме структуры административного процесса, необходимо все же избрать определенную конструкцию, которая позволит наиболее оптимально сгруппировать административные производства в структуре административного процесса. Представляется наиболее интересным и эффективным взять за основу конструкцию, предложенную Д. Н. Бахрахом. При таком подходе административный процесс подразделяется на три относительно самостоятельные части, в зависимости от содержания индивидуальных управленческих дел, разрешаемых органами государственного управления: процесс административного правотворчества, правонаделительный (оперативно-распорядительный) процесс и административно-юрисдикционный процесс[3, c. 25]. Следует отметить, что при характеристике такой структуры административного процесса можно выделить также и четвертую его часть -- контрольно-надзорную, которую составляют очень многочисленные в сфере государственного управления производства по осуществлению контроля или надзора органами исполнительной власти и иными уполномоченными на то органами. Представляется также, что не следует исключать возможность дополнения административного процесса и иными частями и, соответственно, производствами. Каждое административное производство представляет собой определенную совокупность последовательно совершаемых действий и принимаемых актов, которое развертывается во времени, проходя ряд последовательных, сменяющих друг друга и тесно связанных между собой стадий. Под стадией понимают такую относительно самостоятельную часть последовательно совершаемых процессуальных действий, которая наряду с общими целями имеет свойственные только ей цели, а также особенности, касающиеся участников процесса, их прав и обязанностей, сроков совершения процессуальных действий и характера оформляемых процессуальных документов. Значение стадий связано, прежде всего, с тем, что они отражают логическую последовательность развития административного процесса. Пока дело не инициировано, не возбуждено, невозможна и последующая процессуальная деятельность. Проверка исполнения решения возможна только после его принятия и т. д. В каждой из последующих стадий может быть проведена проверка правильности действий в предыдущей. Каждая стадия имеет свое процессуальное назначение. Процессуальные действия на каждой стадии объединены общими задачами, которые, в свою очередь, являются частными по отношению к общим задачам административного производства. Каждая стадия, как правило, оформляется определенным процессуальным документом, после составления которого начинается новая стадия административного производства. Таким образом, стадии характеризуются собственными непосредственными задачами, кругом процессуальных действий и их участников, а также своими итоговыми решениями и их процессуальным оформлением[17, c.11]. Стадии административных производств далеко не всегда закреплены в нормативно-правовых актах, поэтому выделить их иногда можно лишь путем научного изучения и анализа. В связи с этим, по поводу количества и наименования стадий в одном и том же административном производстве у разных ученых существуют различные мнения. Общими для всего административного процесса и, следовательно, для любого из входящих в него административных производств являются следующие стадии: 1. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении. Как правило, здесь возникает вопрос об основаниях и поводах к возбуждению дела. 2. Стадия подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. На данной стадии идет сбор, упорядочение и изучение информации о реальном положении дел, о существующих проблемах. Такая информация фиксируется в виде протоколов, справок, схем, докладов, отчетов и т. д. 3. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушения. 4. Стадия обжалования и опротестования по делу. 5. Стадия исполнения постановления о наложении административного взыскания. На этой стадии происходит претворение в жизнь принятого решения. В правотворческих процессах эта стадия выражается в обнародовании акта, доведении его до сведения. Многие производства дополняются и другими стадиями: пересмотр решения по жалобе, пересмотр в порядке надзора. В любом случае, стадии каждого из административных производств обладают своей спецификой. Все производства в зависимости от количества и сложности стадий можно разделить на обычные и упрощенные. Можно говорить также и об особых (усложненных) производствах (дела о мелком хулиганстве, мелком хищении, рассматриваемые судом)[1, c. 223]. Стадия административного производства, в свою очередь, состоит из этапов. Этап -- это совокупность действий, имеющих собственную межстадийную цель. К примеру, стадия рассмотрения дела в производстве по делам об административных правонарушениях состоит из таких этапов: подготовка к рассмотрению дела; анализ имеющихся данных; принятие постановления; доведение постановления до сведения заинтересованных лиц. Таким образом, административный процесс и его производства состоят из пяти основных элементов, первоначальным из которых является действие. Совокупность определенных действий образует этапы, несколько этапов складываются в стадии, которые и составляют производство[2, c.345]. Решение вопроса о структуре и стадийности административного процесса имеет как теоретическое, так и весомое практическое значение. Деятельность органов исполнительной власти, а также иных уполномоченных органов, связанная с оказанием управленческих услуг гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям, а также с изданием административно-правовых актов, предполагает четкую процессуально-правовую регламентацию. Это необходимо для их эффективной работы. Кроме того, большинство указанных органов, за небольшим исключением, участвуют одновременно в нескольких видах административных производств: принимают нормативные акты, осуществляют оперативно-распорядительную деятельность, рассматривают обращения граждан, применяют меры административного принуждения. Поэтому весьма актуальной становится задача точного определения круга подведомственных данному органу дел, а также порядка разрешения этих дел, в соответствии с полномочиями, которыми обладает данный орган и его назначением в системе государственного управления. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной курсовой работе были изложены основные элементы производства по делам об административных правонарушениях. Сложно было провести глубокий и всесторонний анализ ввиду отсутствия знаний в области методологии административно-правовых исследований. В результате знакомства с исследованием в области производства по делам об административных правонарушениях можно сделать следующие выводы. В области права понятие процесса неразрывно связано с разбирательством спора, а при производстве по делам об административных правонарушениях спор в правовом смысле отсутствует. Самостоятельность производства по делам об административных правонарушениях обуславливается как минимум двумя причинами: 1) спецификой разбираемой материи: споры из отношений власти и принуждения по своему существу чужды гражданскому разбирательству с его принципами устности, равенства сторон, состязательности, материального интереса; 2) особенностями самого производства, заключающимся, по мнению многих его исследователей, в упрощенной процедуре. Среди особенностей производства по делам об административных правонарушениях можно назвать следующие: 1) возложение времени доказательства на властную сторону административного процесса, в отличие от традиционного процесса; 2) возможность и устного, и письменного ведения дела, разрешение дела в отсутствии ответчика, отсутствие многих жёстких правил гражданского и уголовного процессов; 3) в производстве по делам об административных правонарушениях участвуют два субъекта, а не как в гражданском процессе; 4) публичный характер правонарушений, вызывающих спор. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1 Административное право и административный процесс: актуальные проблемы / Отв. ред. Л.Л. Попов и М.С. Студеникина - М.: Юристь, 2004. - 302 с. 2 Административно-процессуальное право: курс лекций / Под ред. проф. И.Ш. Килясханова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. - 399 с. 3 Бахрах, Д.Н. Административное судопроизводство, административная юстиция и административный процесс / Д.Н. Бахрах // Государство и право - 2005. - № 2. - С. 19 - 25. 4 Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права / А.Ф. Вишневский, Н.А. Гобаток, В.А. Кучинский. - 2-е изд. исправ. и доп. - Минск: Тесей, 1999. - 560 с. 5 Гавриленко, Д.А. Административное право и административный процесс Республики Беларусь / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. - Минск: БГУ, 2002. - 262 с. 6 Забелов, С.М. Административное право: курс интенсивной подготовки / С.М. Забелов, Д.Е. Тагунов. - Минск: ТетраСистемс, 2007. - 272 с. 7 Кивайко, В.Н. Административный процесс: практическое пособие / В.Н. Кивайко, А.П. Булгаков. - Минск: Акад. МВД Республики Беларусь, 2006. - 224 с. 8 Кодекс об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 21 апр. 2003г., № 194-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.07.2008 г., № 372-3 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008. - Дата доступа: 28.11.2009. 9 Кононов, П.И. Административный процесс: подходы к определению понятия и структуры / П.И. Кононов // Государство и право. - 2001. - № 6. - С. 16 - 26. 10 Крамник, А. Общие суды - субъекты реализации административно-деликтных норм / А. Крамник // Юстиция Беларуси. - 2007. - № 2. - С. 28 - 33. 11 Круглов, В.А. Административный (административно-деликтный) процесс в Республике Беларусь / В.А. Круглов. - Минск: Амалфея, 2007. - 388с. 12 Круглов, В.А. Административно-деликтное право и процесс: теория и практика. - Минск: Бестпринт, 2006. - 254 с. 13 Курадовец, С. Прокурорский надзор за исполнением законодательства при ведении административного процесса / С. Курадовец // Юстиция Беларуси. - 2009. - № 6. - С. 48 - 50. 14 Мах, И.И. Административный процесс Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2006. - 543 с. 15 Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 20 дек. 2006 г., № 194-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 05.01.2008 г., № 320-3 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008. - Дата доступа: 28.11.2009. 16 Рябцев, Л.М. Административное право: курс лекций / Л.М. Рябцев, Т.В. Теляцицкая, А.Н. Шкляревский. - Минск: БГЭУ, 2006. - 437 с. 17 Старилов Ю.Н. Административный процесс в системе современных научных представлений об административной юстиции / Ю.Н. Старилов // Государство и право. - 2004. - № 6. - С. 5 - 13. 18 Сухаркова, А.И. Административное право Республики Беларусь / А.И. Сухаркова. - Минск: "Молодёжное научное общество", 2001. - 171 с. 19 Тагунов, Д.Е. Административное право и процесс: курс интенсивной подготовки / Д.Е. Тагунов, П.С. Забелов. - Минск: ТетраСистемс, 2008. - 288с. 20 Шатов, С.А. Структура административного процесса / С.А. Шатов // Административное право и процесс. - 2007. - № 2. - С. 16 - 18.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|