p align="left">Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод чело-века и гражданина, прокурор в полную меру использует полномочия, применяемые им при осуществлении надзора за исполнением законов, которые закреплены в ст. 22 Зако-на о прокуратуре. При этом основным правовым средством выявления нарушений прав и свобод граждан также являет-ся прокурорская проверка, проводимая при наличии сведе-ний о нарушении законов. В соответствии со ст. 27 указанного Закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций по защите прав и свобод человека и гражданина кроме того: ѕ рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод граждан. Работа с обращениями граждан занимает большое место в деятель-ности прокуроров. Она подчинена исключительно решению задачи охраны прав и свобод человека и гражданина. Рас-сматривая и разрешая обращения, прокурор получает ин-формацию о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина и принимает предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод. Рассмотре-ние жалобы прокурором не препятствует обращению граж-данина в суд по тому же вопросу; ѕ разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод. В связи с тем, что многие граждане имеют слабое представление о порядке защиты своих прав и свобод, про-куроры на личном приеме граждан, во время иных встреч с трудящимися, через средства массовой информации разъяс-няют им, какими правами и свободами они обладают и как их следует защищать, если они нарушаются. Прокуроры знакомят граждан, в частности, с процедурой судебной за-щиты их прав и свобод, с основаниями обращения в другие органы по защите прав и свобод, при необходимости оказы-вают помощь инвалидам, престарелым и некоторым другим категориям граждан в составлении исковых заявлений и иных документов, представляемых в суды. Разъяснительная деятельность прокуроров пострадавшим весьма разнооб-разна; ѕ принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлече-нию к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмеще-нию причиненного ущерба слабозащищенным в социальном отношении категориям граждан (при их согласии). Закон о прокуратуре (ст. 10) обязывает прокуроров рас-сматривать и разрешать заявления, жалобы и иные об-ращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру. Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших социально-правовых институ-тов, активно используется прокурорами в качестве одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, в определенной мере и охраны госу-дарственных интересов. Работая с обращениями граждан, т.е. рассматривая и разрешая их жалобы и заявления, прокуроры и следователи получают ценную информацию: Ш о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в ре-гионе; Ш о преступлениях и других общественно опасных пра-вонарушениях, совершаемых как лицами, проживающими в регионе, так и другими лицами; Ш об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и совершивших иные правонарушения; --- об органах и должностных лицах, не выполняющих тре-бования законодательства об обращениях граждан, т.е., иными словами, не принимающих меры к удовлетворению жалоб и заявлений. Генеральный прокурор РФ в своем Приказе от 15 января 2003 г. № 3 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах и уч-реждениях прокуратуры Российской Федерации» требует от прокуроров всех звеньев работу по рассмотрению и разре-шению обращений граждан подчинять решению задач за-щиты прав и свобод человека, укреплению законности и правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетен-ции которой относится решение вопроса. Генеральный про-курор РФ обращает особое внимание на принятие исчерпы-вающих мер к удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя в полном объе-ме полномочия прокурора, предусмотренные Законом о прокуратуре. В составе Генеральной прокуратуры РФ имеется Управ-ление по рассмотрению писем и приему граждан, а в проку-ратурах субъектов РФ -- отделы, группы или старшие по-мощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан. На них возложены непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению обращений граж-дан, оказание помощи в этом начальникам структурных подразделений прокуратуры, прокурорам районов и горо-дов, оперативным работникам, а также осуществление кон-троля за исполнением приказов Генерального прокурора РФ, регулирующих этот участок работы. Следует иметь в виду, что рассмотрением и разрешением обращений в орга-нах прокуратуры занимаются в той или иной мере все про-курорские работники и следователи. В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей) в течение всего рабочего дня. Он организуется таким образом, чтобы гражданам было извест-но, когда, где и кто из прокурорских работников принима-ет. В этих целях в офисах прокуратур на видном месте вы-вешивается график приема посетителей. Помимо этого прокурорские работники могут проводить прием посетите-лей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и в организациях. В соответствии с требованиями Генерально-го прокурора РФ руководители прокуратур обязаны прини-мать лично граждан не реже раза в неделю. О лицах, приня-тых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема посетителей или книге личного приема, где отражается кроме сведений о гражданине, обратившимся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое ре-шение. Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной ре-гистрации. Поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения граждан рассматриваются и разрешаются в по-рядке и в сроки, установленные федеральным законодатель-ством. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разреша-ются прокурором в срок не позднее месяца, а не требующие изучения и проверки -- 75 дней, если иной срок не предус-мотрен законом. Так, жалобы и заявления военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокурату-ру РФ, прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разре-шаются в срок до 15 дней, а поступающие в нижестоящие прокуратуры -- не позднее 7 дней со дня их поступления. В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществ-ляется комплексный анализ работы по рассмотрению и раз-решению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. При этом особенно тщательно анализируются причины поступ-ления повторных жалоб, обоснованных жалоб на незакон-ные действия прокуроров и следователей, нарушения уста-навливаемых законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа принимаются меры к устранению име-ющихся ошибок и недостатков в работе, совершенствова-нию правозащитной деятельности прокуратуры. Защита прав и свобод всех категорий граждан средства-ми прокурорского надзора уже сама по себе является основ-ным приоритетным направлением в деятельности прокуро-ров. В связи с этим, чьи бы права и свободы ни были нарушены, прокурор не может оставаться безучастным. Он обязан принять все предусмотренные законом меры к вос-становлению нарушенных прав и свобод граждан. Однако предметом особой заботы прокурора является со-блюдение прав и свобод граждан, которые в силу состояния здоровья (физических и психических недостатков), возраста и по иным причинам не могут сами в полную меру защищать свои права и свободы. В связи с этим предметом особой заботы прокуроров яв-ляется исполнение законодательства о гражданстве, о льго-тах и пособиях, пенсионного законодательства, законода-тельства о материнстве и детстве, о несовершеннолетних, о ветеранах, о занятости населения, о беженцах и вынужден-ных переселенцах, о труде, об обороне, о борьбе с наркома-нией. При наличии сведений о нарушении этого законода-тельства прокурорские проверки следует проводить в первоочередном порядке либо поручать проведение прове-рок другим органам. Прокурорам необходимо проявлять ак-тивность в получении сведений о нарушении названного за-конодательства. В поле постоянного внимания прокурора должно нахо-диться исполнение законодательства об обращениях граж-дан. Дело в том, что от того, как соответствующие руково-дители (владельцы) предприятий, учреждений, организаций и других органов исполняют возложенные на них обязанности по рассмотрению и разрешению писем, жалоб, заявле-ний и иных обращений населения и работников, во многом зависит состояние соблюдения предоставленных им прав и свобод. В связи с этим при наличии оснований прокуроры планируют и проводят проверки законности рассмотрения и разрешения писем, жалоб и заявлений. 3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие В публикациях, посвященных проблемам прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности, сформировалась и получила распростране-ние точка зрения о включении в предмет прокурорского надзора соблюдения прав и свобод человека и гражданина, порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, а также законности решений, принимаемых органами, осуще-ствляющими оперативно-розыскную деятельность. Эта точ-ка зрения нашла отражение в Приказе Генерального проку-рора РФ от 9 августа 1996 г. № 48 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-ро-зыскной деятельности"». В ст. 29 Закона о прокуратуре определен предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оператив-но-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Эта норма предусматривает, что «предметом надзо-ра является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения опе-ративно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуще-ствляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие». Соблюдение прав и свобод человека и гражданина яв-ляется одним из элементов предмета прокурорского надзо-ра за исполнением законов в оперативно-розыскной дея-тельности. Основные права и свободы человека и гражданина зак-реплены в Конституции РФ, определены общепризнанными нормами и принципами международного права, а также международными договорами. В Конституции РФ учтены положения о правах и свободах человека и гражданина, пре-дусмотренные во Всеобщей декларации прав и свобод чело-века от 10 декабря 1948 г., в Европейской конвенции о защи-те прав и свобод человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Международном пакте о гражданских и политичес-ких правах от 16 декабря 1966 г. и других актах. Такие из них, как право на неприкосновенность частной жизни, лич-ную и семейную тайну (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ), непри-косновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ) и тайну корреспонденции (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ гарантирует право на тайну переписки), нашли отражение в ч. 1 ст. 5 За-кона об ОРД. В этой норме закона предписано органам (долж-ностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных ме-роприятий обеспечивать соблюдение прав человека и граж-данина. Это положение по существу без изменений перенесено в ч. 1 п. 3 Приказа Генерального прокурора РФ от 25 апреля 2000 г. № 56 «Об организации надзора за исполнением Фе-дерального закона "Об оперативно-розыскной деятельнос-ти"», где записано, что «предметом является обеспечение: гарантий соблюдения прав человека и гражданина на не-прикосновенность частной жизни, личную и семейную тай-ну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонден-ции...». В ч. 8 ст. 5 Закона об ОРД органам (должностным ли-цам), осуществляющим оперативно-розыскную деятель-ность, запрещено разглашать без согласия граждан, за ис-ключением случаев, предусмотренных федеральными законами, сведения, которые затрагивают не только непри-косновенность частной жизни, личную и семейную тайну, но честь и доброе имя гражданина, что в полном объеме со-ответствует ч. 1 ст. 23 Конституции РФ. В предмет прокурорского надзора включен порядок вы-полнения оперативно-розыскных мероприятий. К порядку осуществления оперативно-розыскных меро-приятий, подлежащих проверке в ходе прокурорского над-зора, относятся: исполнение законодательства о субъектах осуществле-ния оперативно-розыскной деятельности; исполнение законодательства о видах оперативно-ро-зыскных мероприятий; исполнение законодательства об основаниях для прове-дения оперативно-розыскных мероприятий; исполнение законодательства об условиях проведения оперативно-розыскных мероприятий; исполнение законодательства о порядке документиро-вания оперативно-розыскных мероприятий. Оперативно-розыскное мероприятие может соответство-вать требованиям закона в том случае, если оно проведено соответствующим должностным лицом оперативного под-разделения государственного органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности, либо отдельным лицом (лицами), привлеченным к его проведе-нию в установленном законом порядке уполномоченным го-сударственным органом (ст. 1, 13, 17 Закона об ОРД).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|