на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Юридический факт
еление по степени определенности составов различают определенные и бланкетные. Определенные - это составы, все элементы которых являются в строгом смысле юридическими фактами, и все они целиком предусмотрены гипотезами норм права. Бланкетные (относительно определенные) - это составы, которые не полностью предусмотрены в юридических нормах; в нормах указаны лишь фактические предпосылки, а органы юстиции имеют возможность решать конкретные вопросы индивидуально с учетом конкретных обстоятельств дела. Следовательно, бланкетные составы характеризуются тем, что они складываются из предпосылок индивидуальных актов и обстоятельства, указанные в норме, порождают последствия только посредством акта юрисдикционного органа.

По объему фактические составы подразделяются на завершенные и незавершенные. Завершенные - это составы, в которых закончен процесс накопления юридических фактов. Они порождают конечные юридические последствия, т.е. происходит возникновение, развитие и прекращение правоотношений. Моментом, свидетельствующем о завершении фактического состава, является возникновение субъективного права (обязанности). Незавершенные - это составы, в которых процесс накопления юридических фактов не закончен. Они могут порождать лишь промежуточные правовые последствия. Выполнив свою временную миссию, они как бы «сходят со сцены», уступая место конечным правовым последствиям, порождаемым фактическим составом в целом.

Фактический состав следует отличать от сложного юридического факта - это такие фактические обстоятельства, которые состоят (складываются) из нескольких юридически значимых сторон (признаков). Типичный пример сложных по составу юридических фактов - факты-правонарушения, которые складываются из нескольких элементов как субъективного, так и объективного характера. Сложные юридические факты не рассматриваются в науке как комплексное образование, и его элементы анализируются по отдельности, в качестве изолированных юридических фактов. Каждый элемент группы юридических фактов влечет одно и то же правовое последствие, причем все элементы обычно закреплены в одном и том же нормативном акте.

Сложные юридические факты помогают охватить многосторонние социальные ситуации, способствуют повышению системности в правовом регулировании. В некоторых отраслях (трудовом, семейном, уголовном праве и др.) использование группы юридических фактов объективно необходимо и неизбежно.

Глава 5. Установление и доказывание юридических фактов.

Факт, прежде чем они проявят свое юридическое значение, должны быть надлежащим образом установлены. Установление и доказывание юридических фактов - одна из традиционных проблем юридической науки.

Отправной «точкой» правоприменительного процесса выступает юридически значимая социальная ситуация. Именно она - основание и конечный объект социально - правового организующего воздействия. Но в сферу правового регулирования социально - юридическая ситуация входит не непосредственно, а через своего «представителя» - юридический факт. Не требуется доказывать очевидные юридические факты. Однако, многие факты не очевидны и нуждаются в доказывании. Доказывание - это регулируемый юридическими нормами процесс, имеющий своей целью установить истину по делу
, с тем, чтобы закон был применен правильно.

Юридические факты вводятся в правоприменительный процесс посредством доказательств. Доказательствами признаются фактические данные, имеющие значение для установления юридических фактов, выраженные в предусмотренной законом форме.

Юридическими фактами, как известно, могут быть явления прошлого (совершенное преступление), и обстоятельства настоящего (возраст). Поэтому в правоприменительном процессе о юридических фактах судят на основании других социальных обстоятельствах, называемых доказательственными фактами. Они представляют собой явления действительности, на которых отразились те или иные следы, позволяющие судить о наличии или отсутствии устанавливаемых юридических фактов.

Завершающим этапом процесса доказывания юридических фактов является их оценка. Оценочность пронизывает весь процесс с самых его первых этапов: оцениваются различные версии, идет оценка фактов, документов и т.п. Причем, наибольшую трудность представляет оценка достаточности доказательств. Ключевым моментом процесса преобразования информации о фактических обстоятельствах дела является их юридическая оценка и классификация. Классификация имеет организующее значение, управляет процессом собирания доказательств. Ее содержание - это сопоставление информации о фактических обстоятельствах с их юридической моделью, закрепленной в правовой норме. Именно в результате классификации фактическое обстоятельство признается юридическим фактом и официально приобретает такое качество. Ошибка в оценке означает приписывание фактам несвойственного им значения, что, соответственно, влечет принятие незаконного решения.

Фактическая основа правоприменительного акта иногда включает не только факты, установленные в определенном законом порядке, но и другие обстоятельства, являющимися общепризнанными по решению суда, имеющими преюдициальное значение, презумпции и фикции. Устранение из процесса этих фактов сделало бы процессуальную деятельность неоправданно формальной и казуистической, существенно отяжелило бы весь юридический процесс.

Глава 6. Фиксация и удостоверение юридических фактов.

Любой юридический факт представляет собой единство содержания и формы - внешнего выражения этого содержания. Они не могут существовать в неоформленном виде, т.к. социальное обстоятельство лишь тогда порождает правовые последствия, когда оно определенным образом зафиксировано и установлено законодательством.

Фиксация и удостоверение - близкие, сопряженные, но все же несовпадающие виды деятельности. Фиксация представляет собой регистрационную деятельность, документальное закрепление фактических обстоятельств. Удостоверение же состоит в подтверждении истинности фактов и их существования. Фиксация и удостоверение факта нередко сливаются в едином акте (например, удостоверение сделки у нотариуса, регистрация брака), но могут и существовать по отдельности (например, удостоверение подлинности документа).

Реальные системы фиксации и удостоверения
юридических фактов существенно различаются в зависимости от характера юридического факта, его социальной значимости, области правоотношений с которыми он связан. Они включают в себя несколько подсистем, отличающихся далеко не одинаковым уровнем развитости, нормативной урегулированности, юридической культуры.

В науке недостаточно еще разработан вопрос о системе фиксации и удостоверения. Эта система включает в себя, во-первых, органы и организации, уполномоченные фиксировать те или иные фактические обстоятельства; во-вторых, установление законом средства фиксации и стандартные процедуры с ними (издание приказов); в-третьих, действия по выдаче информации о юридических фактах (свидетельства, копии).

Система фиксации и удостоверения юридических фактов нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Организации, для которых фиксация и оформление юридических фактов не является основным видом деятельности, не всегда уделяют достаточное внимание данной работе. Важные фактические обстоятельства оформляются небрежно. Должностные лица и работники, выполняющие фактофиксирующие функции, не несут за свои ошибки ответственности, т.к. они (ошибки) обнаруживаются зачастую через много лет, когда уже невозможно привлечь к ответственности.

Своевременное и правильное оформление юридически значимых обстоятельств, правовых отношений, сделок - необходимый элемент юридической культуры, предпосылка формирования правового государства и цивилизованной рыночной экономики. Общая теория государства и права. Академический курс в 2х томах/ Под ред. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права.-М.: Изд. «Зерцало», 2000.

Глава 7. Дефектность юридических фактов.

В процессе установления юридических фактов нередко обнаруживается, что они имеют различного рода дефекты и недостатки. В одних случаях они связаны с содержанием юридических фактов, в других - с внешней формой выражения.

В качестве критериев
дефектности выделяют два признака: юридический, когда признаки юридических фактов не соответствуют модели, закрепленной в гипотезе правовой нормы; и социальный, когда у юридических фактов есть признаки, говорящие о существенных изменениях в их содержании. Основу дефектности юридических фактов составляет дефектность социально-юридической ситуации. Дефектной признается ситуация, в которой отсутствуют некоторые необходимые признаки или присутствуют признаки, не предусмотренные законом. Например, дефектной ситуацией может быть факт перевода рабочего на другую работу без его согласия. Трудовой кодекс РФ гл. 13, ст. 72.

Разделяют дефектность абсолютную и относительную. Абсолютная дефектность имеет место в случаях, когда социальное обстоятельство полностью теряет свое юридическое значение. А относительная дефектность является таковой только для определенного правоотношения. Например, лицо, имеющее низкий трудовой стаж, лишается права на льготную пенсию, но ничто не может лишить его права на получение обычной пенсии в размере, установленном законодательством.

Существенное значение для понимания сущности дефектности юридических фактов имеет ее классификация, т.к. она помогает оценивать нарушения в юридических фактах и правильно разрешать конфликтные дефектные ситуации.

В зависимости от юридического значения выделяют: несостоятельность, т.е. когда отсутствует юридическая предпосылка (заключение брака венчанием в церкви не признается государством Семейный кодекс РФ ст.10 - брак заключается в органах ЗАГС.); недействительность - фактическая предпосылка возникает с нарушениями, при которых невозможно наступление правовых последствий (например, брак признается недействительным в случае заключения фиктивного брака, т.е. если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью Семейный кодекс РФ ст.27, ч.1 ); и малозначительное нарушение, связанное с процедурой документального оформления юридического факта. Такая дефектность не должна препятствовать наступлению правовых последствий.

По признаку исправимости различают: исправимые дефектные факты, когда можно восстановить полноценность фактических обстоятельств путем совершения повторных или иных равнозначных действий (при пропуске срока закон разрешает повторить это действие): частично исправимые факты - это те факты, которые можно исправить в некотором объеме (гражданская сделка); неисправимые - те, которые вызывают полную недействительность юридического факта.

По степени урегулированности дефектность бывает урегулированной и неурегулированной. В первом случае закон регулирует и «нормальные» и дефектные ситуации (например, расторжение трудового договора <…> производится с предварительного согласия соответствующего выборного профсоюзного органа. Согласие соответствующего выборного профсоюзного органа на расторжение трудового договора <…> не требуется в случаях, перечисленных в законе Трудовой кодекс РФ ст.). Во втором же случае в законе нет указаний на дефектную ситуацию и ее значение.

Дефектные юридические факты - это негативное явление в правовой системе, т.к. они значительно затрудняют нормальный процесс регулирования и защиты прав и свобод граждан страны. И теория выделяет две основные причины появления таких фактов в системе фактических обстоятельств. Первая - это скрытое перерождение. Вторая - фальсификация.

Скрытое перерождение - это изменение юридических фактов с течением времени. Так, гражданин с дипломом о высшем образовании при отсутствии практики со временем теряет навыки работы, но тем не менее, факт наличия высшего образования не изменится, т.к. существует его внешнее выражение - диплом.

Поэтому необходимо создание действенной и эффективной системы контроля над юридическими фактами, на которых непосредственно основывается представление прав и обязанностей в форме проверок, аттестаций, тестирований.

Фальсификация же фактов может быть двух видов: искусственная фабрикация (имитация болезни для того, чтобы получить дополнительные права или освободиться от некоторых обязанностей) и создание фиктивных доказательств (поддельные документы). Фальсификация юридических фактов является грубым нарушением правовых норм, за которое иногда предусмотрена уголовная ответственность, а в большинстве случаев такие факты просто признаются недействительными.

Глава 8. Специально - юридические требования к юридическим фактам.

Юридические факты должны отвечать не только “социологическим”, но и некоторым “специально - юридическим” требованиям. В качестве юридических фактов могут выступать лишь такие социальные обстоятельства, которые можно закрепить формально, наличие или отсутствие которых можно с достоверностью установить.

В отборе юридических фактов важно учитывать далее механизм установления, фиксации и удостоверения юридического факта. Если такого механизма нет, т.е. социальное обстоятельство никем не фиксируется, оно вряд ли может быть использовано в качестве юридического факта.

Юридические факты, закрепляемые в законодательстве, должны получать адекватное понятийное выражение и чёткое терминологическое обозначение. В зависимости от системы понятий и терминов, которыми описываются факты, они могут получать ту или иную окраску, приобретать или утрачивать юридическое значение.

Неверное определение круга юридически значимых обстоятельств, неточное их отражение средствами юридического языка делает рамки запрещённого и дозволенного расплывчатыми и нечёткими. А это в свою очередь, создаёт условия для “обхода закона” и различных злоупотреблений. Точное определение юридических фактов способно повысить эффективность правового регулирования оказать позитивное воздействие на социальную, экономическую и культурную жизнь общества.

Заключение

Юридические факты проявляются в определенном пространстве и времени, действуют и влияют на определенный круг лиц. Являясь зеркальным отображением состояния общественных отношений, в качестве юридически значимых выступают лишь те из них, которые затрагивают права и интересы общества, государства
, социальных коллективов, личности, наций и этнических групп. Факты, не имеющие социальной значимости, не влекут за собой юридических последствий.

Правовой характер юридических фактов вытекает из их философии. Обычно фактом называют фрагмент действительности, что является первой ступенью его формирования. Вторая ступень формирования - это такой элемент действительности, который дан человеку в восприятии, чувственном опыте. На третьей ступени формируется понятие «эмпирический факт» как воспринятое определенным образом, запечатленное, оформленное и осмысленное явление действительности.

Юридические факты - разновидность социальных фактов, каждый из которых - не случайное изолированное явление, а результат жизнедеятельности социума, закрепленный конкретной правовой нормой. И функцией правоприменительного органа является установление объективно существующих фактов, а не создание их в правовой норме. При этом установление одних и тех же обстоятельств должно приводить к тождественным результатам вне зависимости от круга лиц и средств, устанавливающих, закрепляющих, доказывающих данный факт.

Проблемой правоприменительной практики является единство и системность юридических фактов, их связь с правовыми нормами. Структура и содержание юридического факта должно полностью вписаться в содержание правовой нормы, что и будет свидетельством точкой и правильной классификации содеянного. Отечественная доктрина толкования юридических фактов имеет свои издержки. Законодательство доктринально часто толкуется в отрыве от реально существующих юридических фактов. Замкнутость и ограниченность подходов к соотношению категорий юридических фактов и правовых норм сдерживают развитие теории юридических фактов. Достижением юридической науки в этой части в настоящее время является, пожалуй, раскрытие понятия, классификации функций юридических фактов и их доказывание. Бурное эволюционное, революционное развитие общественных отношений часто вступает в противоречие с действующим законодательством. Подчас в законе невозможно предусмотреть все нюансы юридических фактов. Таким образом, юридические факты в правоприменении обычно согласуются с общими отраслевыми правовыми принципами, вытекающими из отрасли права или национальной правовой системы.

Список литературы

1. Конституция РФ

2.
Гражданский кодекс РФ

3. Трудовой кодекс РФ

4. Уголовный кодекс РФ

5. Общая теория государства и права. Академический курс в 2х томах./ Под ред. М.Н.Марченко. Том 2. Теория права.-М.: Издательство «Зерцало», 2000.-656с.

6. Проблемы теории государства и права. Учебник / Под ред. С.С. Алексеева.-М.: Юридическая литература, 1979.

7. Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под ред. М.М. Рассолова.- 2ое изд., переаб. И доп..- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.-735с.

8. В.В.Лазарев, С.В. Липень. Теория государства и права. М., 1998.

9. Н.И. Матузов, А.В. Малько. Теория государства и права: Учебник.-М.: Юристъ, 2001.-512с.

10. Н.П. Курцев, Е.Н. Горюнова. Правовая природа юридических фактов// Юрист, 2003, N10, с.16.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.