на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Бизнес-план торгового предприятия и организация его разработки
связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:

· конкретный проект производства определенного товара (услуг) -- создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);

· всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которой является выделение ее сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;

· изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный подробный план дает перспективу развития фирмы, то есть, в конечном счете, отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.

В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объем работ по составлению бизнес-плана может изменять-ся в достаточно большом диапазоне, т.е. степень детализации его может быть весьма различной. В одном случае бизнес-план тре-бует менее объемной проработки, часть разделов может вообще отсутствовать. В другом -- бизнес-план предстоит разрабатывать в полном объеме, проводя для этого трудоемкие и сложные мар-кетинговые исследования.

При составлении бизнес-плана важна степень участия в этом процессе самого руководителя. Это настолько существенно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказыва-ются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан.

Это не значит, что не следует пользоваться услугами консультантов. Наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь идет о другом -- сос-тавление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Вклю-чаясь непосредственно в эту работу, он как бы моделирует будущую деятельность, проверяя целесообразность всего за-мысла.

Бизнес-план -- документ перспективный и составлять его рекомендуется минимум на ряд лет вперед. Для первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке, а при возможности, даже в помесячной. Начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.

Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана -- это краткость, т.е. изложение только самого главного по каждому разделу плана; доступность в изучении и понимании, т.е. бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специ-алистам. И не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнера. Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может надеяться на успех своего дела.

Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой обычно ограничен одним или несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками средне- и долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.

Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности. Предполагается, что бизнес-план хорошо подготовлен и изложен для восприятия потенциальных инвесторов Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело.- М.: Экмос, 1999..

1.2. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН КАК ЧАСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНА

Хозяйствующий субъект - самостоятельный экономический субъект рыночной экономики. Он сам определяет направления и величину использования прибыли, оставшейся в его распоря-жении после уплаты налогов. В этих условиях целью планиро-вания финансов является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогно-зирования величины финансовых показателей. К таким показа-телям относятся прежде всего собственные оборотные средства, амортизационные отчисления, кредиторская задолженность, по-стоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, прибыль, налоги, уплачиваемые из прибыли, и др.

К задачам планирования финансов относятся:

1)
обеспечение производственно-торгового процесса необходимыми финансовыми ресурсами. Определение плановых объ-емов необходимых денежных фондов и направления их расходования;

2) установление финансовых отношений с бюджетом, банком, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами;

3) выявление путей наиболее рационального вложения ка-питала и резервов по его эффективному использованию;

4) увеличение прибыли за счет экономного использования денежных средств;

5) осуществление контроля за образованием и расходовани-ем денежных средств и эффективного вложения капитала.

Важный момент финансового планирования - его стратегия. Содержанием стратегии финансового планирования хозяйству-ющего субъекта является определение его центров доходов (прибыли) и центров расходов. Центр доходов хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов - это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или во-обще некоммерческим, но играющим важную роль в общем производственно-торговом процессе. Например, в западной эко-номике многие фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», т. е. 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли. Планирование финансовых по-казателей осуществляется посредством определенных методов.

Методы планирования - это конкретные способы и приемы расчетов показателей. При планировании финансовых показате-лей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Финансовый план хозяйствующего субъекта представляет собой баланс его доходов и расходов. В состав доходов вклю-чаются прежде всего доходы, получаемые за счет устойчивых источников собственных средств. При необходимости в доход-ную часть включаются суммы, получаемые за счет заемных средств. К устойчивым источникам собственных доходов отно-сятся прибыль, амортизационные отчисления, отчисления в ре-монтный фонд, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжений хозяйствующего субъекта. Цель составления финансового плана состоит в увязке доходов с не-обходимыми расходами.

При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых средств. Эти дополнительные финансовые средства могут быть получены за счет выпуска ценных бумаг, полученных кредитов или займов, благотворительных взносов и т.п. Если источник дополнительных финансовых средств уже точно известен, то эти средства включаются в доходную часть, а возврат их - в расходную часть фи-нансового плана.

Финансовый план составляется на перспективу (пятилетку), на год с разбивкой по кварталам и на более короткий период времени (оперативный). Таким образом, финансовый план бы-вает пятилетним, годовым, квартальным, оперативным.

Бизнес-план представляет собой прогноз предпринимательской деятельности, разработку ориентиров и реального плана финансово-коммерческих мероприятий. Задачей бизнес-плана являются выявление проблем, с которыми столк-нется предприниматель при реализации своих целей в измен-чивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде, и определение конкретных путей решения этих проблем. Бизнес-план выступает в различных формах. Например, он может со-стоять из следующих разделов:

1) организационно-экономическая характеристика хозяйству-ющего субъекта и его бизнес-плана;

2) вид продукции и услуг;

3) оценка рынка сбыта продукции и услуг;

4) конкуренция;

5) маркетинг и продажа;

6) план производственно-торговой деятельности;

7) менеджмент;

8) оценка риска и страхование;

9) финансовая стратегия и финансовый план;

10) приложения.

В бизнес-плане различают два вида финансового планиро-вания: долгосрочное и краткосрочное. Основой долгосрочного финансового планирования является определение потребности в капитале, позволяющей осуществить выбор и сроки получения кредитов, выпуска ценных бумаг, распределить капитал на собственный и заемный. Важное место в финансовой политике хо-зяйствующего субъекта отводится таким источникам формиро-вания собственных средств, как ускоренная амортизация и резервный фонд. Заемные денежные средства стремятся при-влекать в период оживленной конъюнктуры Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 1998..

1.3. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Реализация финансовой стратегии в её конкретном ме-ханизме функционирования финансов предприятия должна базироваться на определенных принципах, адекватных рыночной экономике.

Обобщение зарубежного опыта организации корпоративных финансов, опыта отечественных предприятий, анализа подходов коммерческих банков к оценке финансовой деятельности своих клиентов позволяет рекомендовать руководствоваться следующими основными принципами современной орга-низации финансов предприятий России:

·
плановости;

· финансового соотношения сроков;

· взаимозависимости финансовых показателей;

· гибкости (маневрирования);

· минимизации финансовых издержек;

· рациональности;

· финансовой устойчивости.

Естественно, что реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой стратегии и организации системы управления фи-нансами конкретного предприятия. При этом необходимо учитывать:

· сферу деятельности (материальное производство, непроизводственная сфера);

· отраслевую принадлежность (промышленность, транспорт, строительст-во, сельское хозяйство, торговля и т.д.);

· виды (направления) деятельности (экспорт, импорт);

· организационно-правовые формы предпринимательской деятельности Финансы: Учебник для ВУЗов/ Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В., Сабанти Б.М. - М.: Юрайт, 2000..

Схема разработки финансовой стратегии предприятия представлена на рис. 1.

Разработке финансовой стратегии предприятия предшествует анализ фи-нансового состояния предприятия.

Предложения к формированию финансовой стратегии предприятия разра-батываются по объектам и составляющим генеральной финансовой страте-гии в нескольких вариантах (не менее трех) с обязательной количественной оценкой предложений и оценкой их влияния на структуру баланса предпри-ятия.

Особое внимание при разработке финансовой стратегии уделяется полно-те выявления денежных доходов, мобилизации внутренних ресурсов, макси-мальному снижению себестоимости продукции, правильному распределению и использованию прибыли, определению потребности в оборотных средст-вах, рациональному использованию капитала предприятия. Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс-мажорных (непредвиденных) обстоятельств. Она должна соот-ветствовать производственным задачам и при необходимости корректиро-ваться и изменяться. Контроль за реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступлений доходов, экономное и рациональное их ис-пользование, так как хорошо налаженный финансовый контроль помогает выявлять внутренние резервы, повышать рентабельность хозяйства, увели-чивая денежные накопления.

Важной частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов (с помощью которых определяются, например, направления распределения прибыли), успешно используемых в практике зарубежных компаний.

Таким образом, успех финансовой стратегии предприятия гарантируется при взаимоуравновешивании теории и практики финансовой стратегии; при соответствии финансовых стратегических целей реальным экономическим и финансовым возможностям через жесткую централизацию финансового стратегического руководства и гибкость его методов по мере изменения фи-нансово-экономической ситуации.

Анализ финансового состояния

Финансовый анализ на предприятии состоит из собственно анализа (от греческого «analysis») - логических приемов определения понятия финансов предприятия, когда это понятие разлагают по признакам на составные части, чтобы таким образом сделать познание его ясным в полном его объеме, син-теза (от греческого «synthesis») - соединения ранее разложенных элементов изучаемого объекта в единое целое и выработки мер по улучшению финан-сового состояния предприятия.

По субъектам проведения финансовый анализ разделяется на внешний и внутренний. Внешний финансовый анализ проводится сторонними организа-циями, как правило, аудиторскими фирмами. С одной стороны внешний ана-лиз менее детализирован и более формализован, с другой более объективен и проводится более квалифицированными специалистами. Информационная база внутреннего финансового анализа гораздо шире, что позволяет учиты-вать всю внутреннюю информацию, недоступную для внешних аналитиков, но с другой стороны внутренний анализ более субъективен. В настоящее время он осуществляется работниками предприятия, чаще всего не подго-товленными для этой работы. На самом деле основными исполнителями финансового анализа на предприятии должны быть финансовые менеджеры Финансы: Учебное пособие/ Под ред. Ковалевой А.М. - М.: Финансы и статистика, 1998..

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.