p align="left">Численное выражение конкурентоспособности составляет понятие уровня конкурентоспособности. Все параметры, характеризующие уровень конкурентоспособности, можно разделить на 3 группы. Прежде всего подбираются параметры нормативной группы, т.е. устанавливается принципиальная возможность реализации изделия на «адресном», целевом рынке. Эта работа начинается с оценки патентной чистоты изделия. Если в нем имеются составные части, не обладающие патентной чистотой, то дальнейший анализ целесообразно проводить только после выбора мероприятий, направленных на ее обеспечение. /18, с. 131/ Затем устанавливается соответствие параметров изделия обязательным стандартам и нормам, регламентирующим уровень, а также обязательные границы этих параметров. В случае несоответствия им товар не может быть использован для удовлетворения существующей потребности и поэтому не обладает для покупателя потребительной стоимостью. Следовательно, если хотя бы один из нормативных параметров изделия не соответствует тому уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка уровня его конкурентоспособности нецелесообразна независимо от результата сравнения по другим параметрам. Поэтому исследование соответствия товара стандартам и законодательству, действующим в конкретной стране, должно проводиться в первую очередь, и только в случае выявления такого соответствия процесс оценки уровня конкурентоспособности может быть продолжен. В то же время превышение нормативных параметров по сравнению с требованиями стандартов не может рассматриваться как преимущество данного изделия перед другими, поскольку, с точки зрения потребителя, оно является бесполезным и потребительной стоимости не увеличивает. Методически учет нормативных параметров при оценке уровня конкурентоспособности может быть обеспечен путем введения специального показателя, который принимает лишь два значения - 1 или 0. Если товар соответствует обязательным нормам и стандартам, то этот показатель равен 1, если нет - 0. Общий показатель по нормативным параметрам представляет собой произведение частных показателей по каждому из них, т. е. , где Iнп - общий показатель по нормативным параметрам; q - частный показатель по i-му нормативному параметру; n - число нормативных параметров, подлежащих оценке. Таким образом, если хотя бы один из частных показателей равен 0 (т.е. изделие по какому-либо параметру не соответствует обязательной норме), то общий показатель также равен 0, что говорит о неконкурентоспособности данного товара на целевом рынке. /3. с. 122/ Второй группой моделируемых параметров для оценки конкурентоспособности товара являются технические характеристики изделия, т. е. его качество. Рыночные исследования дают возможность продуценту выявить, какие именно свойства товара покупатель считает необходимыми, эталонными, а затем оценить, насколько каждое из свойств продукта соответствует потребности или эталону. Количественно это можно выразить как отношение величины параметра изделия к величине такого же параметра эталона: ; где bi - частный технический показатель по i-му параметру; dнi - величина i-го параметра анализируемого изделия; dэi величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется на 100%, т. е. эталона. Например, покупатель считает эталонной мощность мотора автомобиля на уровне 80 л.с. Автомобиль, мощность мотора которого соответствует 60 л.с., удовлетворяет потребность поэтому параметру на 75% (b1 = 60/80 -100 = 75%). При этом, если для удовлетворения потребности предлагается изделие, параметры которого превышают запросы покупателя (эталона), то такое превышение им, скорее всего, не будет оценено и оплачено. В этом случае частный показатель приравнивается к эталонному. Подобным образом можно рассчитать и другие частные технические показатели. Для нахождения общего показателя по техническим параметрам следует объединить частные с учетом значимости (удельного веса) каждого из них в общем наборе: где Iтп - общий показатель по техническим параметрам; бi- удельный вес i-го параметра из их общего числа (n); n - число параметров, по которым осуществляют оценку. Полученный общий показатель Iтп отражает степень соответствия создаваемого товара эталону, идеальному с точки зрения потребителя образцу. Однако на рынке покупатель сравнивает предлагаемые товары не с эталоном, а друг с другом. Поэтому следует сопоставить показатели создаваемого товара и его конкурента и сравнить, какой из них в большей степени соответствует конкретной потребности: где dhi - величина технического параметра создаваемого изделия; dki - величина технического параметра изделия-конкурента. Расчет Iтп связан с некоторыми методологическими проблемами, в частности с тем, что многие технические параметры изделий не имеют физической меры. К ним, в частности, относится дизайн, соответствие моде и т.д. Учесть их при моделировании или анализе уровня конкурентоспособности можно, используя экспертные методы, при которых свойства изделия, соответствующие определенным техническим параметрам, оцениваются в баллах по выбранной экспертом шкале. Например, качество дизайна эксперт оценивает по пятибалльной шкале, уровень комфортабельности - по десятибалльной и т. д. /7, с. 35/ Следующая проблема связана с построением весовой базы для частных показателей и получением на их основе общего. Эта база состоит из весов, или коэффициентов весомости, соответствующих значимости различных свойств изделия для потребителя. К третьей группе оцениваемых параметров относятся экономические, т.е. цены потребления. При их сравнении показатель принимает следующий вид: где Еэп - общий показатель по экономическим параметрам; Цпн - цена потребления анализируемого изделия; Цпк - цена потребления товара-конкурента. Естественно, чем ниже цена потребления, тем выше уровень конкурентоспособности, так как это означает, что потребитель имеет возможность приобрести единицу качества одного из сравниваемых товаров дешевле, чем другого. /3. с. 125/ На основе общих показателей по нормативным, техническим и экономическим параметрам строится интегральный показатель уровня конкурентоспособности (ПК) создаваемого изделия: Если значение ИК равно или больше 1, то это означает, что изделие конкурентоспособное. 1.2 Методы оценки качества Уровень качества -- это относитель-ная характеристика, основанная на сравнении значений пока-зателей качества оцениваемой продукции с соответствующи-ми показателями продукции, принятой в качестве базы для сравнения. Оценка качества продукции предполагает выполнение соответст-вия показателей качества продукции требованиям потребителей и вы-бор, в случае необходимости, направления улучшения его качества. Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям: запросов потребителей; стандартов; договоров; контрактов. Широкое применение в недавнем прошлом получила практика со-вмещения (сложения, умножения и т.п.) индивидуальных показателей характеристик качества. Каждый из способов совмещения имел итого-вое наименование показателя качества -- комплексный, групповой, обобщенный, интегральный. Различие при этом в размерности характе-ристик преодолевалось использованием безразмерных относительных (по отношению к объектам, взятым за базу) их значений. Относитель-ная значимость характеристик учитывалась коэффициентами весомости. Однако характеристики несли с собой в формулах свою физичес-кую сущность и приводили к нелепостям, когда, например, при одина-ковых комплексных показателях качества один из сравниваемых авто-мобилей не мог двигаться, но имел более высокие показатели других характеристик. В прошлое ушли аналитические попытки сравнения качества объекта с мировым уровнем качества аналогичных объектов или аттестации объектов по уровням качества с присвоением Знака качества. Были попытки объединения показателей качества и ко-личества (кваливал, т. е. значение качества выражалось через влия-ние на его количество, например степень совершенствования трак-торов оценивалась по возможному снижению при этом их количества для выполнения прежней работы). Дифференциальный метод оценки качества промышленной про-дукции осуществляется путем сопоставления единичных показа-телей качества оцениваемых изделий с соответствующими показа-телями базового образца. При этом находят уровень характерис-тик каждого i-гo свойства. или где Рiоц -- значение i-гo показателя свойств оцениваемого изде-лия; Piбаз -- значение i-гo показателя свойств базового образца; n -- количество принятых для оценки показателей. Формулу (1) используют, когда увеличение численного значе-ния показателя характеризует улучшение качества, а при ухуд-шении -- формулу (2). Итоговый показатель уровня качества продукции определяет-ся как среднее арифметическое значение всех уровней свойств, т. е. по формуле: Комплексный метод оценки качества заключается в том, что при расчете итогового показателя качества учитывается значи-мость (весомость) каждого показателя свойств как оцениваемого, так и базового (эталонного) образца. Если Ук линейно (пропорционально) зависит от учитываемых Рi то определяют среднее взвешенное арифметическое значение уров-ня качества оцениваемой продукции: Ук = Рiоц / Рiбаз где бi-- коэффициент весомости каждого из Рi. В случае, когда Ук нелинейно зависит от единичных показате-лей Рi, то вычисляют среднее взвешенное геометрическое значе-ние уровня качества по формуле: Ук = Piбiоц / Piбiбаз Смешанный метод численной оценки качества заключается в том, что вначале для группы не основных свойств, и существенно отличающихся по значимости, определяют обобщенный средневзве-шенный показатель (комплексный метод), а потом, вместе с ос-тальными, принимаемыми за равнозначимые, показателями нахо-дят итоговое среднее арифметическое значение Ук (дифференци-альный метод). Интегральный метод оценки уровня качества продукции счи-тается экономическим. Интегральный показатель уровня каче-ства это Обобщенный интегральный показатель качества оцениваемо-го, а также базового образца рассчитывают как отношение сум-марного полезного эффекта, выраженного в натуральных или денежных единицах измерения, от эксплуатации изделия W к за-тратам на его создание и эксплуатацию за определенный (или весь) срок службы: где W -- полезный эффект; Кс -- суммарные капиталовложения, включающие цену, оплату за установку, наладку и другие работы; Зс -- эксплуатационные расходы. Экспертный метод общей оценки уровня качества продук-ции основан на использовании опыта и интуиции специалистов-экспертов. Он применяется тогда, когда нет необходимой количе-ственной информации о свойствах оцениваемого или (и) базового образцов. Оценки выставляются экспертами в баллах, долях или процентах. Итоговый показатель уровня качества определяют как среднеарифметическое значение оценок всех экспертов. По результатам анализа количественных оценок уровня качества продукции принимаются и реализуются соответствующие управленческие решения. 1.3 Контроль качества продукции Контроль качества - это одна из основных функций в процессе управления качеством. Это также наиболее объемная Функция по применяемым методам, которым посвящено большое количество работ в разных областях знания. Значение контроля заключается в том, что он позволяет вовремя выявить ошибки, чтобы затем оперативно исправить их с минималь-ными потерями. Под контролем пони-мается измерение полученных характеристик и их сравнение с заданными. Технический контроль качества лежит в основе любого способа управления качеством как у нас, так и за рубежом. Организация контроля качества -- это система технических и адми-нистративных мероприятий, направленных на обеспечение производст-ва продукции, полностью соответствующей требованиям НД -- норма-тивных документов. Технический контроль -- это проверка соответствия объекта контроля установленным техническим требова-ниям. /8, с. 143/ Под контролем качества (КК) понимается проверка соответствия количественных или качественных характеристик продукции или про-цесса, от которого зависит качество продукции, установленным тех-ническим требованиям. Суть контроля заключается в получении информации о состоянии объекта контроля и сопоставлении полученных результатов с установленными требованиями, зафиксированными в чертежах, стандартах, ТУ, договорах на поставку и т. п. документах. Основной задачей контроля на предприятии является своевременное получение полной и достоверной информации о качес-тве продукции, состоянии оборудования и технологического процесса с целью предупреждения неполадок и отклонений, которые могут при-вести к нарушениям требований стандартов и технических условий. Объектами контроля на машиностроительном пред-приятии являются поступающие материалы, полуфабрикаты на разных стадиях изготовления, готовая продукция (детали, мелкие сборочные единицы, узлы, блоки, изделия), средства производства (оборудование, инструмент, приборы, приспособления и др.), технологические про-цессы и режимы обработки, общая культура производства.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|