на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Формирование спроса и стимулирование сбыта продукции на предприятии
p align="left">Отложенный - спрос, реализация которого временно откладывается ввиду отсутствия условий для потребления. Здесь деньги, предназначенные для покупки этих товаров, принимают форму отложенного спроса [23, С. 342].

Накапливаемый - спрос, образующийся путем постепенного накапливания денег для покупки дорогостоящих товаров, он требует от коммерсанта наличного парка таких товаров, сроков эксплуатации, влияния моды, физического и морального износа [28, С. 89].

Спрос про запас - «излишний спрос», не вызванный рациональной потребностью в данном товаре. Он возникает при дефиците товаров, которые приобретаю «впрок», на случай отсутствия их в продаже. Предвидение такого спроса позволяет коммерсанту создать условия для увеличения своих доходов.

Спрос на замену - спрос на товары длительного пользования, обусловленный или техническими требованиями (физический износ), или факторами психологического характера (новые модели, новый дизайн, мода).

В зависимости от степени удовлетворения выделяют следующие виды спроса [2, С. 105].

Действительный - спрос, который реально может быть предъявлен на рынке при условии достаточного предложения товаров и ассортиментно- качественного соответствия их требованиям покупателей.

Реализованный - спрос, который фактически реализован при покупке товаров и оплате услуг. Он отличается от действительного только в тех случаях, когда предложение товаров и услуг по своим размерам, качеству и ассортименту не соответствует спросу населения. В этих условиях часть действительного спроса не находит товарного эквивалента на рынке и остается нереализованной, образуя неудовлетворенный спрос Братин Л.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. / Л.А.Братин, Данько. - М.: Дело, 2006. - С. 112..

Неудовлетворенный - спрос, оставшийся нереализованным ввиду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей. Возникновение неудовлетворенного спроса населения может быть связано как с недостаточным предложением товаров, низким их качеством или несовершенным ассортиментом, так и недостатками в коммерческой деятельности. Наличие неудовлетворенного спроса может существенным образом изменить всю структуру платежеспособного спроса населения. Поэтому, когда существует нехватка отдельных товаров или ассортиментно-качественное несоответствие их требованиям покупателей, то структура реализованного спроса отличается от структуры действенного спроса. А это, в конечном счете, прямые потери и коммерсанта, и общества [39, С. 270].

По намерениям покупателей выделяют четыре основных вида покупательского спроса: жесткий, мягкий, импульсивный и ажиотажный спрос. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник / Е.Н. Голубков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финпресс, 2007. - С. 244..

По степени интенсивности можно выделить такие виды спроса, как интенсивный (растущий), стабилизировавшийся, угасающий. Эти виды спроса, как и виды спроса по степени зрелости (потенциальный, формирующийся, сложившийся, угасающий), тесно связаны с жизненными циклами товара, представляющими собой, по сути, процесс рождения, взросления и старения товара Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник / И.Н. Герчикова. - М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 2007. - С. 187..

На спрос на потребительские товары влияет большое количество факторов, его формирующих. Всю совокупность факторов условно подразделяют на шесть групп: экономические, социально-демографические, технологические, психологические, природно-климатические и прочие [3, С. 98].

В группу, объединяющую социально-демографические факторы, входят социальная и профессиональная структуры общества и особенности их изменения, численность и половозрастной состав населения, состав семей и их изменение, уровень образования и культурного развития, форма распределения благ между членами общества, исторические и национальные традиции и обычаи, мода, место проживания и плотность населения [21, С. 45].

Спрос формируется под влиянием не одного фактора, а нескольких факторов одновременно. Основной особенностью рассмотренной системы факторов является интегрированный характер ее воздействия на спрос. Вместе с тем влияние каждого фактора отдельной группы неравнозначно: одни показывают сильное воздействие на объем спроса, другие - умеренное, третьи или незначительное, или совсем не влияют Суров С. Спрос, предложение и прогноз развития рынка товаров // Вопросы экономики. -М:Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. - №1. - С. 29..

В практике коммерческой деятельности особое значение имеет возможность измерения воздействия факторов, поэтому их подразделяют на количественно измеримые (например, экономические) и такие, степень воздействия которых не поддается или практически не поддается количественной оценке (например, психологические), то есть косвенные факторы.

По характеру влияния факторы подразделяют на общие, которые непосредственно воздействуют на величину спроса по всем или большинству товаров, и частичные - оказывающие непосредственное влияние на спрос по узкому кругу или отдельным товарам.

Общие оказывают влияние на потребительский рынок, как отдельных регионов, так и страны в целом; на потребительский рынок в целом и рынков отдельных товаров.

К общим факторам, регионального потребительского рынка, относят:

1. уровень и соотношение цен и инфляции;

2. инвестиционная политика в государственном и частном секторах;

3. размеры и структуры импорта (экспорта) потребительских товаров;

4. степень насыщенности рынка;

5. развитие конкуренции на потребительском рынке;

6. денежные доходы и покупательская способность населения Забелин П.В. и др. Предпринимательский менеджмент: Учебно-практическое пособие. -- М., 2005. - С. 62..

Кроме рассмотренных, на потребительский рынок конкретных товаров и товарных групп влияют и специфические факторы, определяющие развитие покупательского спроса на отдельные виды товаров и характер товарного предложения по ним.

Совокупность рассмотренных факторов может влиять на потребительский рынок двояко:

- во-первых, вызывать изменения структуры потребительского рынка;

- во-вторых, вызывать изменения, как потребительского рынка, так и его структуры [9, С. 254].

При проведении анализа изменения спроса используются приемы сравнения, относительных величин динамики, выполнения плана, структуры, показатели вариации.

При решении первой задачи в первую очередь производится изучение сложившейся тенденции изменения товарооборота за ряд периодов. При этом для формирования объективной и корректной оценки необходимо устранить искажающего влияния изменения цен на фактический объем продаж. Перевод товарооборота в действующих ценах в цены базисного периода производится на основе индексного метода путем деления товарооборота в действующих ценах на базисный индекс цен. Базисный индекс цен характеризует во сколько раз увеличились цены в исследуемом периоде по сравнению с базисным и рассчитывается путем произведения цепных индексов цен, которые характеризуют, во сколько раз изменились цены в исследуемом периоде по сравнению с предыдущим.

Для оценки сложившейся тенденции развития товарооборота используют абсолютные и относительные величины динамики.

К числу абсолютных показателей относятся:

- абсолютное отклонение по сравнению с базисным или прошлым периодом;

- абсолютное значение 1% прироста, определяемое как отношение абсолютного отклонения к темпу прироста и показывающее, как изменится товарооборот в абсолютном выражении (то есть, на сколько руб.) при ее изменении (росте или снижении) на 1% Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учеб. пособие / Л.И.Кравченко. - 7-е изд., перераб. - Минск: Новое знание, 2007. - С. 198..

К относительным величинам динамики относятся:

- Цепные и базисные темпы роста;

- Темпы прироста;

- Среднегодовой темп роста.

Среднегодовой темп роста товарооборота рассчитывается по формуле:

*100,

где BN - товарооборот последнего года;

B1 - товарооборот базисного года.

При решении второй задачи исследуется динамика и выполнение плана товарооборота за отчетный период в разрезе подпериодов (месяцев и кварталов) на основе приемов сравнения, относительных величин выполнения плана и динамики. Для предварительной оценки равномерности распределения объема товарооборота внутри исследуемого периода изучается его структура при помощи такого показателя, как удельный вес (относительной величины структуры).

При решении третьей задачи осуществляется оценка равномерности и ритмичности выполнения плана товарооборота. Под ритмичностью товарооборота понимается соответствие его фактического значения плановому за каждый период времени внутри анализируемого. Коэффициент ритмичности выполнения плана товарооборота может быть рассчитан по двум методикам:

1. К1 = n: n,

где n - число периодов, в которых план был выполнен;

n - общее число периодов.

2. К2 = Тф' / Тпл

где Тф' - фактическая товарооборот за определенный период в пределах не выше плана;

Тпл - плановая величина товарооборота Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учеб. пособие / Л.И.Кравченко. - 7-е изд., перераб. - Минск: Новое знание, 2007. - С. 199..

Итак, спрос следует рассматривать с двух точек зрения. В общеэкономическом смысле - это платежеспособная потребность, представленная на рынке. Как предмет торговой деятельности - это объем товаров, работ, услуг, которые потребитель готов и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени на конкретном рынке.

При выборе методики расчета коэффициента ритмичности следует учитывать, что показатель, рассчитываемый первым методом, дает более жесткую оценку ритмичности, нежели вторым. В данном случае наличие разных методик расширяет арсенал руководителя в воздействии на сотрудников с целью стимулирования выполнения плана товарооборота.

Под равномерностью понимается равная повторяемость значения какого-либо абсолютного или относительного показателя в равные промежутки времени. Для оценки равномерности используют коэффициент равномерности, рассчитываемый по формуле:

Кр = 100 - V,

где: V - коэффициент вариации.

В свою очередь коэффициент вариации, характеризующий относительный разброс индивидуальных значений признака вокруг среднего значения, рассчитывается следующим образом:

V = / Хср *100,

где: = (Хi - Хср):n - среднеквадратическое отклонение, характеризующее абсолютный разброс индивидуальных значений признака вокруг среднего значения;

Хср - среднее значение признака;

Хi - индивидуальное значение признака;

n - количество вариант (индивидуальных значений признака) Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учеб. пособие / Л.И.Кравченко. - 7-е изд., перераб. - Минск: Новое знание, 2007. - С. 200..

При анализе равномерности распределения объема товарооборота по кварталам в качестве Хср берется 25% (100% / 4 квартала), а в качестве Хi - фактически сложившийся удельный вес товарооборота каждого квартала в общем объеме товарооборота за год. Соответственно, при оценке равномерности распределения товарооборота по месяцам в качестве Хср берется 8,333% (100% / 12 месяцев), а в качестве Хi - фактически сложившийся удельный вес товарооборота каждого месяца в общем объеме товарооборота за год.

При анализе равномерности выполнения плана в разрезе подпериодов (кварталов, месяцев и пр.) в качестве Хср выступает степень выполнения плана за год, а в качестве Хi - степень выполнения плана за каждый отдельный подпериод.

Оценка равномерности производится на базе сравнения фактического значения коэффициента равномерности с двумя критериями:

- с нормативом - 95%;

- со значением аналогичного показателя прошлого периода.

Если фактическое значение показателя меньше 95%, делается вывод о неравномерном развитии процесса продажи товаров, что оказывает негативное влияние на финансовый результат деятельности организации. Уменьшение показателя по сравнению с прошлым периодом означает усиление неравномерности в динамике.

При решении четвертой задачи - оценке динамики и выполнения плана товарооборота по составу - используются приемы сравнения и относительных величин выполнения плана, динамики и структуры, при этом рассчитываются абсолютное отклонение, степень выполнения плана, темп роста и удельные веса.

Таким образом, можно выделить две главных составляющих спроса: наличие определенных потребностей, а также обеспеченность данных потребностей денежными средствами.

В современных условиях развития экономики первостепенную роль играют цены на потребительские товары; инфляционные ожидания и ценовые предпочтения потребителей. Поэтому необходимо формировать свою стратегию деятельности на потребительском рынке на основе закона постепенного убывания спроса, согласно которому повышение цены на товар при неизменных прочих условиях ведет к уменьшению спроса и, наоборот Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия. / С.Н.Лебедева, Н.А.Казинчикова, А.В.Гавриков. - Минск: Новое знание, 2007. - С. 52..

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.