роведя анализ полученных данных по первой части анкеты, можно говорить о том, что:в анкетировании приняло участие 50 потенциальных абитуриентов. Из них 29 человек женского пола и 21 человек мужского пола соответственно 21 абитуриент обучается в СОШ №15 и 29 в СОШ №9К категории "отличник" отнесли себя 8 человек, что составило 16% от всех опрошенных; к категории "хорошист" отнесли себя 26 человек или 52% опрошенных; к категории " троечник" отнесли себя 16 человек и это 32% от всех опрошенных.18% (9 человек) учащихся отнесли доход своей семьи к "высокому" уровню, 60% (30 человек) отнесли доход к "среднему" и 22% (11 человек) отнесли себя к семье с "низким" уровнем дохода.Проанализировав анкеты было выявлено, что абитуриенты выделяют шесть основных видов специализации. Из опрошенных выпускников 7 человек (14%) хотят поступить на экономические специальности, 18 человек (36%) на инженерные, 6 учеников (12%) выбрали юриспруденцию, педагогами хотят стать 2 человека (4%) и 14 учащихся (28%) еще не определились со специальностью.практически все выпускники определились, в какой вуз хотят поступить 25 человек (50%) выбрали экономические и инженерные специальности СЛИ, 6 человек хотели бы учиться в СГУ, 3 выпускника решили получить медицинское образование, 2 человека думают поступать в КГПИ, 14 человек еще не определились с ВУЗом.Восемь вопросов второй части анкетирования можно представить в виде диаграмм.Из первой диаграммы видно, что для большей доли опрошенных (13 человек) важно, чтобы ВУЗ оказывал содействие в трудоустройстве. Так же большое количество школьников (12 человек) хотят получать образовательные услуги на высоком уровне. При выборе ВУЗа выпускники так же задумываются о государственной аккредитации учебного заведения (10 человек), что не маловажно при нынешней ситуации на рынке образования.Диаграмма №1Из второй диаграммы можно наблюдать, что будущим студентам хотелось бы получать скидки в процессе обучения на платные образовательные услуги. Так же немаловажно функционирование молодежной "Биржи труда" и внедрение новых образовательных технологий.Диаграмма №2Диаграмма №3Третья диаграмма показывает, что, прежде всего, при выборе ВУЗа школьники будут ориентироваться на стоимость обучения (18 человек из 50), а уже потом на престижность образовательного учреждения и на качество образования.Диаграмма №4Четвертая диаграмма дает нам картину того, что на данном этапе выпускникам школ важно получать от ВУЗов информацию о востребованности выпускников в разрезе специальностей и получить разъяс перечню выпускаемых специальностей.Диаграмма №5Прошедшие анкетирование школьники воспринимают СЛИ как ВУЗ с высокой востребовательностью выпускников, с высоким качеством образовательных услуг и с широкой известностью, но при этом и с высокой стоимостью образовательных услуг.Диаграмма №6На формирование мнения о СЛИ у большинства школьников повлияло, непосредственно, мнение тех, кто там учится и, конечно же, мнение родителей. Что немаловажно для конкурентоспособности института.Диаграмма №7Проведя анализ данных полученных по седьмому вопросу анкеты, можно говорить о том, что из 50 опрошенных школьников 25 видят себя именно студентами СЛИ. Исходя из диаграммы №7, 13 человек определилось с привлекающей их специализацией, а 12 человек (24%) хотят поступить в институт на такие специальности как: промышленное и гражданское строительство и автомобильные дороги и аэродромы.50% опрошенных не видят себя студентами СЛИ.Диаграмма №8К основным критериям выбора специальности школьники отнесли наличие бюджетных мест или невысокую стоимость обучения на коммерческой основе, а так же престижность профессии и качественное обучение по выбранной специальности.Сравнение СЛИ с другими ВУЗами города Сыктывкара представим в виде таблицы.|
Показатели | Академ. гос. служб | СЛИ | СГУ | КГПИ | | В каком ВУЗе обучается больше студентов (ответило чел) | 10 | 17 | 20 | 3 | | В каком ВУЗе самые лучшие учебные корпуса (ответило чел) | 16 | 10 | 22 | 0 | | В каком ВУЗе самые востребованные специальности (ответило чел) | 6 | 24 | 15 | 5 | | В каком ВУЗе более профессиональные преподаватели (ответило чел) | 10 | 17 | 17 | 6 | | В каком ВУЗе самый большой конкурс при поступлении (ответило чел) | 12 | 24 | 13 | 1 | | В каком ВУЗе выпускники легче находят работу (ответило чел) | 6 | 26 | 6 | 12 | | |
Исходя из данных таблицы, можно говорить о том, что по результатам анкетирования потенциальных абитуриентов Сыктывкарский лесной институт по большинству параметров выигрывает конкурентную борьбу среди ВУЗов города Сыктывкара. 2.4 Совершенствование технологии маркетинговой деятельности вузаДля решения задач адаптации и развития в рыночных условиях у вузов появилась потребность в расширенном анализе своей деятельности, а также в анализе рынка образовательных услуг и рынка труда, в оценке своего положения на этих рынках. Поэтому обоснованным является создание системы непрерывного слежения за рыночной ситуацией с последующей разработкой стратегии и тактики деятельности вуза (или факультета), учитывающей спрос со стороны потребителя и возможности его обеспечения со стороны вуза. Анализ внешних факторов и резервов внутренней среды вуза следует проводить параллельно в виде последовательности действий (табл.1).Таблица ситуационного анализа вуза|
Номер этапа анализа | Анализ внешней среды | Анализ внутренней среды | | 1 | Выявление тенденций и факторов развития системы высшего образования, в т. ч. общемировых, региональных | Оценка влияния тенденций и факторов развития системы высшего образования на деятельность вуза | | 2 | Выявление тенденций и факторов изменения спроса на продукты деятельности вуза на региональных рынках труда и образовательных | Оценка в деятельности вуза требований рынков труда и образовательных услуг, в том числе: 2.1 оценка связей с промежуточными потребителями; 2.2 оценка связей с конечными потребителями; 2.3 оценка качества образования | | 3 | Выявление тенденций и факторов межвузовской конкуренции | Оценка влияния тенденций и факторов межвузовской конкуренции на деятельность вуза | | 4 | Определение положения вуза на рынках труда и образовательных услуг, в т. ч.: 4.1 определение основных конкурентов и степени их опасности, 4.2 оценка доли вуза на рынках труда и образовательных услуг, в т. ч. среди государственных вузов, 4.3 оценка репутации (рейтинга) вуза и факультета. | Оценка соответствия внутреннего состояния вуза его положению на рынках труда и образовательных услуг. Для комплексного анализа следует проводить следующие исследования: 4.1 оценка финансово-экономической устойчивости вуза; 4.2 сравнительный анализ произведенных оценок со среднеотраслевыми показателями и показателями основных конкурентов. | | 5 | Составление прогноза, перечня перспективных возможностей и угроз, обусловленных прогнозируемым состоянием внешней среды | Выявление внутренних резервов, составление модели дальнейшего развития вуза. Обобщение информации, полученной при проведении предыдущих этапов, позволяет сформулировать сильные и слабые стороны в функционировании вуза для использования при проектировании системы целей сильных сторон и нейтрализации слабых. | | |
Выявление тенденций и факторов развития системы высшего образования, в том числе общемировых, региональных целесообразно проводить на основе анализа публикаций (периодические и др. источники). Тенденции и факторы изменения спроса на продукты вуза на региональных рынках труда устанавливаются на основе мониторинга состояния этих рынков. Трудности в выявлении тенденций и факторов межвузовской конкуренции возникают по мере развития рыночных отношений с вопросами коммерческой тайны. Недостаточность информации для проведения такого анализа часто вынуждает применять методы экспертных оценок Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева М.,- Финансы и статистика, 2006г... Составление прогноза представляет собой обобщение информации, полученной при реализации предыдущих этапов, и составление перечня перспективных возможностей и угроз, обусловленных прогнозируемым состоянием внешней среды. Оценка влияния тенденций и факторов развития системы высшего образования на деятельность вуза заключается в установлении зависимости сценария деятельности конкретного вуза от влияния внешних факторов. Оценка влияния тенденций и факторов межвузовской конкуренции на деятельность вуза показывает зависимость деятельности вуза от состояния конкурентной среды, а также характеризует степень использования им информации о состоянии регионального рынка. Затем определяется способность вуза в условиях динамичной среды обеспечить дальнейшее развитие. Обобщение информации, полученной при проведении предыдущих этапов, позволяет сформулировать сильные и слабые стороны в функционировании вуза для использования при проектировании системы целей сильных сторон и нейтрализации слабых. Дальнейшие действия предполагают, в случае необходимости, корректировку миссии и целей вуза на основании результатов проведенного анализа и формирование модели дальнейшего развития вуза. Опираясь на понятие "самомаркетинг вуза", под которым понимается "самооценка, определение вузом своего места на рынке образовательных услуг и рынке труда, оценка готовности к реализации стратегических задач, а также возможностей проведения самого маркетингового исследования", можно сказать, что приведенный перечень направлений маркетингового анализа применим и для уровня отдельного факультета. Анализ внешней среды, к которой следует отнести внешние по отношению к факультету элементы инфраструктуры данного учреждения образования, позволит провести независимый анализ современной управленческой оболочки вуза - нормативно-правовой и методической базы, обеспечивающей стратегический менеджмент. Это позволит выявить резервы повышения производительности системы управления вузом. В частности, одним из итогов самомаркетинга должны стать перечни документов, необходимых для проведения маркетингового исследования и реализации разработанных в результате него планов. Соотношение имеющихся у вуза адаптированных инструментов управления и документов, составляющих полный комплект для управления, покажет степень его обеспеченности управленческим инструментарием. Таким образом, в отличие от традиционного управления, ориентированного не на развитие, а лишь поддержание, сохранение сложившейся ситуации, - управление, основанное на принципах маркетинга, содержит направленность на создание новых схем и механизмов образовательного менеджмента. ЗаключениеПод маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования - это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности Божук, С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы. - СПб., Вектор 2005г. - 288с. Они снижают уровень неопределенности и касаются всех элементов комплекса маркетинга и внешней среды по тем ее компонентам, которые оказывают влияние на маркетинг определенного продукта на конкретном рынке, в данном случае на рынке образовательных услуг города Сыктывкара.Проведя маркетинговое исследование потенциальных абитуриентов при помощи анкетирования, можно говорить о том, что Сыктывкарский лесной институт за последние годы стал крупным и престижным вузом РК и занимает лидирующую позицию на рынке образовательных услуг города Сыктывкара.СЛИ не уступает другим ВУЗам по востребованности специальностей, профессионализму преподавателей и трудоустройству своих выпускников. Наш институт единственный в городе, а по некоторым специализациям единственный в республике технический ВУЗ. СЛИ обеспечивает кадрами все отрасли лесного хозяйства и промышленности.Список литературы1. Афанасьев, В., Маркетинг образовательных услуг [Текст] / В. Афанасьев, В. Черкасов, // Маркетинг. - 2005. - №№ 5,6. 2. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз [Текст]: учеб. пособ. / И.К. Беляевский, М.: Финансы и статистика, 2006. 3. Березин, И.С. Маркетинговые исследования. Как это делают в России [Текст] / И.С. Березин. М.: Вершина, 2005. 4. Боровик, Л.С. Конкурентоспособность рабочей силы: методология анализа [Текст] Л.С. Боровик // БЭЖ. - 2005. - №4. - с.23-25. 5. Божук, С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы [Текст] / С.Г. Божук. - СПб., Вектор 2005г. - 288с. 6. Васильев, Ю.С. Экономика и организация управления вузом [Текст] / Ю.С. Васильев, М.П. Федоров, А.В. Федотов. - СПб.: Лань, 2005 г. - 448 с. 7. Васильченко, И. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в регионе [Текст] / И. Васильченко, Е. Бурлюкина, В. Секерин // Маркетинг. - 2006. - №1 8. Диксон, П. Управление маркетингом [Текст] / П. Диксон - М.: Бином, 2005. - 399 с. 9. Дихтль, Е. Практический маркетинг [Текст] / Е. Дихтль, Х. Хершген - М.: Высшая школа, 2006. -508 с. 10. Дэвис, Д. Исследования в рекламной деятельности: Теория и практика. Пер. с англ [Текст] / Д. Дэвис - М., ИД Вильямс 2003г. - 306с 11. Каменева, Н.Г. Маркетинговые исследования. [Текст] / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. - М., Вузовский учебник 2005г. - 439с 2005г. - 621с. 12. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент [Текст] / Ф. Котлер. - СПб.: Питер, 2003. - 662 с. 13. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер - М.: Издательский дом "ВИЛЬЯМС", 2004 - 748 с. 14. Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования [Текст] / Б.Е. Токарев. - М., Экономистъ. 15. Токарев, Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации [Текст] / Б.Е. Токарев. - М., Юрист 2006г. - 206с 16. Форсайт, П. Голая, правда, о маркетинге [Текст] / П. Форсайт. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 176 с. 17. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка [Текст] / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева М., - Финансы и статистика, 2006г. . 18. Черчилль, Г. Маркетинговые исследования пер. с англ. [Текст] / Г. Черчилль. - СПб, Питер. 2007г 19. Щербакова, С.Г. Маркетинговые исследования и маркетинговые коммуникации [Текст] / С.Г. Щербакова, И.Г. Рокшина, И.Г. Разумовская, - Мн., МИУ 2008г. - 297с.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|