p align="left">Учитывая, что базой стабильного улучшения качества жизни горожан может стать лишь эффективная, мобильная, ориентированная на внешний и внутренний рынок экономика, могут быть сформулированы цели развития в стратегиях города. При этом необходимо выбрать те цели, инвариантные для любого территориального объекта, которые отражают преобладающие в современном мире воззрения на общечеловеческие ценности. Поэтому в целях верхнего уровня, как правило, не бывает больших различий. Это еще объясняется и тем, что документы типа стратегии или концепции носят политический и декларативный характер. Различие в целях и детализация количественных параметров появляется только тогда, когда речь идет о конкретных задачах более низкого уровня дерева целей. Чаще всего называют следующие цели и подцели: а) повышение уровня занятости: - создание рабочих мест; - устранение препятствий для вхождения на рынок труда; - поддержка специфических групп населения (женщины, инвалиды и т.д.); б) экономическое развитие: - повышение общего уровня экономической активности; - улучшение функционирования предприятий; - укрепление и диверсификация общей структуры экономики; - улучшение социальных и культурных услуг; - устранение слабых мест в отдельных секторах; - повышение способности адаптироваться к переменам в экономике; в) укрепление социального партнерства: - справедливое распределение эффекта от развития между всеми слоями населения; - содействие незащищенным социальным группам; г) развитие регионального партнерства: - усиление целостности и интеграции в регионе; д) обновление отдельных территорий; е) достижение экономической устойчивости экономики города; ж) повышение привлекательности города для жителей и инвесторов: - улучшение качества жизни; - повышение качества окружающей среды; з) развитие партнерства в реализации стратегий: - обеспечение активного взаимодействия всех заинтересованных групп и организаций для достижения стратегических целей. Ядром стратегического планирования является развернутый анализ, связывающий возможные перспективы и цели развития городского хозяйства. Этим стратегическое планирование отличается от системы планирования по тенденции. Результатом стратегического планирования является комплекс увязанных между собой проектов и программ, обеспечивающих устойчивое развитие города. Для администрации это поиск путей увеличения потенциала города - его способности удовлетворять интересы и потребности горожан. Процесс стратегического планирования является непрерывным и состоит из трех взаимосвязанных операций: - целеполагание; - анализ перспектив; - выработка механизмов достижения цели. Целеполагание есть процесс формализации целей развития городской среды. Выбранные цели должны быть конкретны, измеримы, ориентированы во времени и достижимы и по сути должны определять направления развития города. Основаниями для определения целей являются законодательство, предвыборные программы выборных лиц и результаты анализа текущей ситуации. Цели ориентированы на удовлетворение потребностей и интересов населения. При отсутствии жесткой управленческой вертикали генерация целей обеспечивается самим аппаратом управления и не зависит от указаний извне. Целеполагание в стратегическом планировании отличается исключительно жесткой связью с анализом перспектив и выработкой механизмов достижения целей. Это гарантирует отсев недостижимых и невыполнимых целей. Если строго следовать правилам стратегического планирования, выбранные цели всегда будут выполнены и достигнуты. Анализ перспектив является процессом прогнозирования важнейших экономико-политических показателей, определяющих социально экономическое и общественно-политическое состояние муниципального образования на заданную перспективу. Результаты прогноза выражаются в виде множества возможных путей развития и соответствующих им показателей. Графическая интерпретация процесса представлена на рисунке 1. В существующих системах управления прогноз осуществляется исходя из текущих тенденций развития и механизмов управления - прогноз по тенденции. В отличие от традиционного, прогнозирование в стратегическом планировании учитывает прогнозы внешних воздействий, способных повлиять на тенденции развития города. Поэтому от полноты и глубины выявления и описания тенденций, опасностей, шансов, а также отдельных чрезвычайных ситуаций: социальных, политических, экономических, международных и иных внешних факторов будет зависеть качество анализа. Именно благодаря учету множества внешних факторов, их многомерности и многообразия, результаты прогнозов в стратегическом планировании выражаются множеством возможных состояний. Таким образом, анализ перспектив позволяет подобрать цели из множества возможных. Если цель попадает в расчетное множество - она выполнима, если не попадает - она не реализуема и следует ее переопределить (рис. 1). 76 Рис. 1. Схема методики проведения анализа перспектив Необходимо отметить, что при прогнозе по тенденции определяется лишь одна точка развития, впоследствии трансформируемая в цель, которая может не совпадать с множеством возможных состояний. В этом кроется причина невыполнимости многих решений. На этапе выработки механизмов достижения цели осуществляется непосредственный поиск этих механизмов и анализ возможности их реализации при существующем потенциале организации. Под потенциалом организации понимается квалификация и навыки сотрудников, наличие ресурсов и резервов, существующая система управления. Если механизмы не найдены, то либо потенциал организации недостаточен и требуется его повышение (рост квалификации сотрудников, привлечение ресурсов, оптимизация системы управления), либо механизмов, способных обеспечить достижение выбранной цели, не существует и требуется корректировка цели. В результате разрабатывается согласованный с целями набор механизмов и действий администрации, способных обеспечить достижение поставленных целей. Разработанные механизмы представляют собой оптимальный (по целям и перспективам) набор методов экономического и политического административного управления, включающих в том числе способы воздействия на городскую среду и способы управления ею. Данные механизмы выражаются в виде рекомендаций качественного характера - суммы правил для принятия решений. Если возможных механизмов множество, то выбор оптимальных (по целям и перспективам) осуществляется из условия усиления сильных сторон организации, нейтрализации слабых и снижения влияния внешних воздействий. 76 Рис. 2. Выбор механизмов достижения цели Из рисунка 2 следует, что, пользуясь управлением по тенденции и не меняя набора механизмов, мы можем никогда не попасть в точку развития - выбранную цель. Применительно к муниципалитету это значит, что вероятность выполнения планов социально-экономического развития города будет минимальной. Основным результатом стратегического планирования является выработанная стратегия поведения администрации в виде набора правил, используемых для принятия решений, которыми руководствуется администрация для достижения своих целей, а также планы повышения потенциала города, его устойчивого развития. 1.2 Особенности классификации городовВажнейшим способом изучения такого сложного социально экономического явления, как город, является типология и классификация городов. Классические работы в этой области принадлежат американским и шведским географам. В них систематически применяются количественные методы.Одной из первых работ является классификация Ченси Д. Гарриса (1943 г.), в которой рассматриваются города с населением, превышающим 25 тыс. на момент переписи 1940 г. Несколько позже он применил тот же метод при классификации городских населенных пунктов СССР.Суть этого метода заключается в том, что анализируется структура занятости каждого города в целях выявления ведущей функции, которая характеризуется соотношениями, превышающими некий критический размер (доля работающих по найму или доля занятости в промышленности и торговле, превышающая некий процент, установленный для каждой функции). Это позволило Гаррису выявить девять категорий городов:1) чисто промышленные города, в которых занятость в промышленности составляет не менее 45 % работающих по найму и не менее 74 % занятых в промышленности и торговле;2) города с менее выраженными промышленными функциями, в которых эти два соотношения ниже, чем в предыдущей категории;3) города горнодобывающей промышленности, в которых занятость в горных разработках превышает 15 % от числа всех работающих по найму;4) города, где господствующая функция представлена розничной торговлей;5) города с преобладанием функции складских операций (оптовая торговля);6) коммуникационные города;7) университетские города, в которых количество студентов превышает 15 % работающих по найму;8) курортные города и города с преобладанием пенсионеров и удалившихся от дел лиц, где доля экономически активного населения ниже минимума, зависящего от типа экономики страны;9) многофункциональные города.Однако предложенная классификация была слишком проста и содержала ряд существенных недостатков: если исключить промышленные центры, она устанавливает только один критерий, что мешает ей учитывать целый ряд возможных влияний; кроме того, установленные критерии на основе анализа американских городов на определенный период не обязательно подходят к любой стране и к любому периоду. Более гибкую классификацию предложил шведский географ Г. Александерсен. Он выбрал определенный критерий, обозначив его как долю средней занятости в стране среди всех работающих по найму в какой-либо отрасли хозяйства на определенную дату. С помощью этого критерия можно измерить значимость определенной функции города. Эта типология не носит абсолютного характера, большей частью уточняет сугубо качественные характеристики и может быть изменена с качественной переменой объекта, однако она имеет отрицательные стороны. В этой классификации анализ опирается на коллективные, а не на индивидуальные виды деятельности, значение функции измеряется только долей занятости. кроме того, что немаловажно, относительные изменения, наблюдающиеся во времени, могут оказаться лишь на поверхности явлений, поскольку производительность в отраслях обрабатывающей промышленности растет значительно быстрее, чем в непроизводственной сфере. Российские ученые также делали попытки классификации городов. Так, М. Борщевский выделяет три основных подхода к классификации и типизации городов: экономико-географический; регионально экономический; социологический. Сущность этого подхода в том, чтобы найти иерархию типов городов по «наборам» тех проблем, с которыми они сталкиваются в процессе своего социально-экономического развития. Б. Хорев представил другую точку зрения, согласно которой для решения проблем городов наиболее важными являются следующие классификации: функциональная (по профилю и степени сложности функций); динамическая (по типам прироста населения); иерархическая (по социально-экономической соподчиненности). Таким образом, используя экономико-функциональный подход, Б. Хорев выделяет следующие типы городов: 1) однопрофильные города; 2) с преимущественным значением индустриальных центров; 3) с преимущественным значением транспортных центров; 4) города переходного типа между промышленными, транспортными и непромышленными центрами; 5) промышленные города без ярко выраженной функциональной доминанты; 6) промышленные города-новостройки; 7) города с преимущественным значением оздоровительных центров; 8) прочие города. Недостатком этих подходов является то, что все эти классификации статичны и отражают картину на момент оценки. Наиболее распространенной является классификация городов по численности населения (тыс. жителей): - мегаполисы - свыше 3000; - миллионники - от 1000 до 3000; - крупные - от 500 до 1000; - средние - от 100 до 500; - малые - менее 100. Согласно приведенной классификации целесообразно разделять подходы к проблемам городов. Если крупные города - это основа государства и НТП, то малые города - это лицо страны и сфера сохранения традиций и культуры. Поскольку особенности функционирования городов обусловлены, главным образом, степенью их адаптации к рынку, то можно выделить следующие типы городов: I. Города, адаптируемые к рыночным условиям: - с предприятиями ориентированных на экспорт отраслей; - конкурентоспособной на внешних и внутренних рынках продукцией;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|