p align="center">III. Планирование материально- технического обеспечения Планирование МТО предприятия является основанием для принятия решения о закупке материальных ресурсов. При органи-зации закупки материальных ресурсов на предприятиях необходи-мо определять потребность в материальных ресурсах по специфи-цированной номенклатуре на плановый период. Процесс планирования предусматривает следующие эта-пы: исследование рынка сырья и материалов, определение по-требности предприятия по всей номенклатуре потребляемых материалов, составление плана закупок материалов и стоимо-стный анализ заготовительной фирмы. Исследование рынка сырья и материалов -- один из элементов планирования материально-технического обеспечения предприятия. Изучение рынка сырья и материалов предполагает систематические сбор, обработку, анализ и оценку информации о предложении кон-кретных видов материалов, ассортименте и ценах на сырье, мате-риалы, топливо и полуфабрикаты. При исследовании рынка сырья и материалов предприятие должно дать количественную оценку пред-ложений необходимых ему материальных ресурсов в ассортименте и по предлагаемым ценам. Важное место в изучении этого рынка занимает анализ издержек по доставке материалов. При анализе конкретных поставщиков сырья и материалов важная роль принадлежит информации о состоянии портфеля заказчика. Исследование рынка сырья и материалов носит стратегический характер, поскольку решается вопрос о закупке материальных ре-сурсов. Вырабатывая стратегию снабжения, предприятие сравнивает собственные расходы на производство необходимых деталей с ценой аналогичных деталей у поставщика. Определение потребности в материальных ресурсах -- цен-тральное звено в планировании материально-технического снаб-жения предприятия. Потребность в материальных ресурсах скла-дывается из потребности в ресурсах на основное производство, потребности на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового периода и потребности на другие виды хозяйст-венной деятельности, включая и непроизводственную. При расчете потребности в материальных ресурсах необходимо учитывать наличие средств для их покрытия. Источники покрытия могут быть собственными или заемными. Потребность в матери-альных ресурсах планируется по всей номенклатуре материалов в стоимостном и натуральном выражении. Объемы и сроки поставок материалов на предприятие обусловливаются режимом их произ-водственного потребления, созданием и поддержанием необходи-мого уровня производственных запасов. Объем требуемых материальных ресурсов складывается из потреб-ности в материалах, необходимых для внедрения новой техники, для изготовления оснастки и инструмента, на эксплуатационные и техно-логические нужды, на создание необходимого задела незавершенного производства и на образование переходящих запасов. Потребность в материальных ресурсах определяется на основе баланса МТО предпри-ятия с учетом остатков и внутренних источников обеспечения. Определение потребности в материальных ресурсах можно осуществить тремя методами: детерминированным -- на основе планов производства и нормативов расхода; стохастическим -- на основе вероятностного прогноза с учетом потребностей за про-шлые периоды; оценочным -- на основе опытно-статистической оценки. Выбор метода зависит от особенностей материальных ре-сурсов, условий их потребления и наличия соответствующих дан-ных для проведения необходимых расчетов. Наиболее распространен метод прямого счета, основанный на программе выпуска продукции и нормах расхода материалов на единицу выпускаемой продукции. Его называют поизделъным. Расчеты при этом методе производятся по формуле: Р = Ни • Пи, (1) где Р -- общая потребность в материале; Ни -- норма расхода на изделие; Пи -- программа производства данного изделия. Подетальный метод расчета потребности в материальных ре-сурсах определяется по формуле: Р = Нд • Пд, (2) где Нд -- норма расхода на деталь; Пд -- программа производства детали в плановом периоде. При методе по типовым представителям потребность в мате-риальных ресурсах определяется по формуле: Р = Нтип • Побщ, (3) где Нтип -- норма расхода материалов на изготовление типового представителя; Побщ -- общая программа производства изделий данной группы. Поиздельный и подетальный методы применяются для опре-деления потребности в сырье, основных и вспомогательных ма-териалах, входящих в состав выпускаемой продукции. Наи-большее применение эти методы нашли в электроэнергетике, машиностроении и металлообработке. Методы прогнозирования потребности в материальных ресур-сах применяются при внедрении новой техники. Эта потребность складывается из потребности в материалах опытных производств, исследовательских лабораторий и технических отделов. Статистические методы определения потребности в материаль-ных ресурсах основываются на использовании данных о фактиче-ском расходе материальных ресурсов за прошлые периоды с уче-том изменения структуры и объемов производства, а также норм расходов ресурсов, обусловленных использованием новой техники и совершенствованием организации производства. Потребность в материальных ресурсах определяется при этом по формуле: Рп = Рпр - Кпр • Кп, (4) где Рп, Рпр -- плановая потребность и фактический расход мате-риальных ресурсов, соответственно в планируе-мом и прошлом периодах; Кпр, Кп -- коэффициенты динамических изменений соответ-ственно производствен-ной программы и расхода материальных ресурсов. Применяется этот метод преимущественно при значитель-ной номенклатуре материальных ресурсов и относительно не-больших расходах. Потребность в оборудовании (по видам) определяют исходя из производительности оборудования и плана производства продук-ции по видам: n ? Нп Пп 1 Р = , (5) Т • Ксм • tсм • Ки.о • Ки.н где n -- число видов продукции; Нп -- норма времени на изготовление единицы продукции; Пп -- программа производства продукции; Т-- число рабочих дней в плановом периоде; Ксм -- число рабочих смен; tсм -- продолжительность смены; Ки.о -- коэффициент использования оборудования; Ки.н -- коэффициент изменения (повышения или снижения норм). Потребность материальных ресурсов на образование переходящих запасов рассчитывают исходя из ожидаемого остатка мате-риалов в запасах на начало планового периода по формуле: Оож = Оф + Вож - Рож, (6) где Оож -- ожидаемый остаток на конец года; Оф -- фактический остаток на первое число месяца, в ко-тором разрабатывался план МТО; Вож -- ожидаемые поступления на предприятие за период от даты, на которую определен фактический остаток, до начала планового периода; Рож -- ожидаемый расход за тот же период. Баланс материально-технического обеспечения предприятия включает потребность в материалах на: · производство продукции (Рп); · внедрение новой техники (Рн.т); · ремонтно-эксплуатационные нужды (Ррэ); · образование задела незавершенного производства (Рн.п); · образование переходящих запасов (Рз). Источниками покрытия этой потребности могут быть: · ожидаемые остатки на начало планового периода (Оож); · материалы в незавершенном производстве на начало пла-нового периода (Он.п); · мобилизация внутренних ресурсов (Мвн); · приобретение и завоз материалов со стороны (Зс). Таким образом, материальный баланс можно представить в следующем виде: Рп + Рн.т + Ррэ + Рн.п + Рз = Оож + Он.п + Мвн + Зс. (7) Приведенный баланс материально-технического обеспечения служит инструментом логистического управления движением ма-териальных ресурсов на промышленных предприятиях. IV. Условия поставок материальных ресурсов и коммуникации в области снабжения Политика в отношении условий поставок охватывает вопросы, связанные с формой оплаты поставленной продукции, предостав-лением различного рода скидок, кредита и др. Условия поставок оговариваются в контракте (договоре) между по-ставщиком и покупателем. В зависимости от вида товара и метода за-купки выделяют договоры купли -- продажи, аренды, найма, предос-тавления в пользование на возмездной основе и др. Юридические фор-мы контрактов регулируются положениями Гражданского кодекса. В соответствии с договором поставщик обязан упаковать про-дукцию, нести коммерческий риск и расходы по транспортировке до места передачи продукции покупателю. Покупатель должен принять прибывшую в его адрес продукцию, оплатить стоимость продукции и нести все расходы и риски, которым может подверг-нуться продукция после передачи ее покупателю. Цена на поставляемую продукцию устанавливается договором. При установлении цены учитываются особенности поставок. В случа-ях, когда поставка материалов осуществляется на склад покупателя, в цену договора включаются транспортные расходы и расходы по стра-хованию груза. Если поставка осуществляется со склада поставщика, то цена, установленная договором, учитывает только ее стоимость. Цена на перевозку может быть жестко установленной или сколь-зящей. При жестко установленной фиксированной цене в договоре покупатель оплачивает только эту цену и не может требовать ее пе-ресмотра. В случаях, когда в момент заключения договора трудно установить цену по согласованию сторон, она может быть пере-смотрена, т.е. она подвержена рыночным воздействиям. При этом в разделе особых условий договора указываются способы определе-ния скользящей цены с учетом инфляционных процессов. При поставках продукции учитывается и цена упаковки. Стоимость упаковки устанавливается договором. Если продукция поступила с на-рушенной упаковкой, то ответственность несет перевозчик, о чем со-ставляется коммерческий акт на возмещение причиненных убытков. Приемку поступившей продукции от транспортных организаций осуществляет получатель, при этом проверяется исправность пломб, техническое состояние транспорта, наличие исправной упаковки и маркировки. Об исправности поступившей продукции (по качеству и количеству) грузополучатель расписывается в книге выдачи грузов. Поступившие на склад получателя товарно-материальные ценности размещаются по местам хранения в соответствии с их назначением. С целью предотвращения затоваривания складов поступающи-ми товарами в зарубежной практике существуют договоры на хра-нение поставляемых товаров на складе поставщика, консигнаци-онный склад и система поставок «точно в срок». Договор на хранение товаров на складе поставщика предполагает выполнение поставщиком обязательств по сохранению на своих скла-дах оговоренного уровня складских запасов и направление их в адрес покупателя по мере высвобождения у него складских площадей. Складские помещения могут также располагаться на террито-рии покупателя или в непосредственной близости от нее. Такие склады называются консигнационными. Покупатель может забрать свой товар с этих складов в удобное для него время. Поставка по принципу «точно в срок» относится к внутрихозяйст-венным проблемам поставщика. При этом оговаривается обязанность поставщика осуществлять поставки в определенных количествах по заранее установленному графику, что позволяет заказчику не накапли-вать запасы у себя на складах, а получать их по мере необходимости. С помощью политики коммуникаций в области снабжения уста-навливаются контакты с существующими и потенциальными постав-щиками по вопросам заключения договоров о поставках продукции. В области снабжения различают следующие виды коммуника-ций: прямая коммуникация, стимулирование расширения снаб-женческих операций, реклама в средствах массовой информации и работа с общественностью (паблик рилейшнз). Метод прямой коммуникации наиболее распространен в снабжении. С его помощью устанавливаются прямые контакты с заранее известными потенциальными поставщиками продукции. В этих случаях широко используется различная информация, которая может быть получена из справочников, каталогов, пе-риодических изданий и через Интернет.
Страницы: 1, 2, 3
|