p align="left">В зарубежной практике торгового бизнеса наиболее приемлемым является соотношение торговой и неторговой площади магазина, равное соответственно 70: 30 (в процентах), что обусловлено функциями розничного торгового звена - реализация товара и обслуживание покупателей. Показатель рациональности расстановки оборудования (эффективности использования торговой площади) - установочный коэффициент (К), который показывает отношение площади, занятой торговым оборудованием (установочная площадь), к общей площади торгового зала: Kу= SТ.ОБ. / SТ.З.. [3.2.2] где SТ.ОБ - площадь, занятая торговым оборудованием; SТ.З. - общая площадь торгового зала. Оптимальное значение этого коэффициента должно составлять 0,3-0,32. В универсаме становочная площадь различных видов торгового оборудования (стационарного, немеханического, контейнеров, холодильников и др.) - 408 м2. Находим установочный коэффициент: Куст = 408/1200 = 0,34. Следовательно, 34% торговой площади занято установленным торговым оборудованием, а 66% торговой площади - это проходы для покупателей и продавцов, размещения мест дополнительного обслуживания покупателей, продвижения товаров. Рабочее место - это зона работы одного человека или группы людей, ограниченная определенной площадью и оснащенная оборудованием, предназначенным для совершения различных операций, связанных с обслуживанием покупателей (рабочее место продавца, кассира-контролера, продавца-консультанта и др.). Требования, предъявляемые к организации и обслуживанию рабочих мест: * высокий уровень технического оснащения; * соответствие оборудования требованиям эргономики (психофизиологическим и антропометрическим возможностям человека в процессе труда); *размещение оборудования, инструментов, товаров, упаковочных материалов в удобном для работы порядке; * обеспечение безопасности труда и удобной рабочей позы; * бесперебойное пополнение запасов товаров, упаковочных материалов; * своевременный ремонт оборудования и инвентаря. Виды помещений (площадей) торгового объекта, технологическая планировка. Помещения (площади) торговых объектов разделяются на торговые и неторговые. К торговым помещениям магазина относятся: торговые залы; залы кафетериев; места для продажи соков; места для игровых автоматов. К неторговым относятся помещения, разделенные по признаку их назначения: помещения и площади для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; помещения хозяйственного обслуживания оперативных процессов: хранения тары и упаковочных материалов, запасного оборудования, инструментов, прочего инвентаря, спецодежды, мастерские для ремонта тары и оборудования, ремонтно-декорационная мастерская, камера для мусора и др.; административно-бытовые помещения; технологические помещения; коридоры для перемещения товаров и движения работников магазина. Технологическая планировка торгового объекта - это совокупность всех помещений торгового объекта в определенной взаимосвязи, позволяющей обеспечить рациональную организацию оперативных процессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров. Требования, предъявляемые к планировке торгового объекта : * торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже; * кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть проходными; * приемочные следует располагать вблизи помещений для хранения товаров; * помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже должны обеспечивать кратчайшие пути движения товаров в торговый зал; * планировка магазина должна создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; предусматривать оптимальное использование площадей, создание необходимых условий работникам магазина для рациональной организации оперативных процессов; * планировка должна обеспечить легкость и простоту совершения покупок, создать максимальную видимость выложенных товаров и обеспечить обозримость ассортимента, стимулировать совершение импульсивных покупок, минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется пройти для того, чтобы приобрести все намеченные товары. Виды технологических планировок торгового зала (в зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров, форм и методов продажи): * линейная - размещение товаров и проходов для покупателей в виде параллельных линий торгового оборудования, перпендикулярно линии узла расчета. Используется в основном в торговых объектах самообслуживания. Может быть продольной, поперечной, смешанной; * боксовая - торговый зал разбит на отделы, изолированные друг от друга. Используется в крупных торговых объектах, при продаже через прилавок; * смешанная - расстановка оборудования в торговом объекте с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок; * выставочная - размещение крупногабаритных товаров на различном оборудовании, т.е. выставка товаров. Используется при продаже товаров по образцам; * свободная - расстановка оборудования без определенной геометрической системы в соответствии с формой торгового зала. Дизайн торгового объекта, включающий планировку и распределение площадей, - неотъемлемая часть организации торгового процесса, которая создает среду функционирования. Принципы дизайна торгового объекта: обеспечение в торговом зале свободного передвижения людей, товаров и оборудования; создание условий экономичности и простоты санитарного ухода и технического обслуживания; создание привлекательного интерьера торгового объекта путем оснащения его соответствующей мебелью, торговым оборудованием, инвентарем, подбора цветового решения, светового освещения. При принятии решения о размещении отделов торгового объекта необходимо учитывать следующие факторы величина площади магазина, конфигурация помещении, специфические особенности покупательского контингента, навыки, и привычки покупателей, специфика, и широта ассортимента, ценность площади, которой располагает торговый объект, этажность здания, возможность привлечь максимальное количество покупателей и предложить им для осмотра и выбора максимальное количество товара. В «Перекрестке» выделяют 4 зоны, различающиеся ценностью или объемом товарооборота, приходящегося на 1 м2 торговой площади в зоне, непосредственно примыкающей к передней фасадной стене магазина, реализуется примерно 40% всего товарооборота магазина, зона, примыкающая к противоположной от входа стене зала, дает 30% товарооборота, остальные зоны дают соответственно 20 и 10% товарооборота При размещении отделов принимают во внимание специфические особенности товаров, входящих в их ассортимент. Товары импульсивного спроса, полуфабрикаты и другие товары, предоставляющие покупателям дополнительные удобства, располагаются в тех местах, где покупательские потоки наиболее интенсивны (поскольку покупатели не будут специально искать эти товары в торговом зале). Виды торгово-технологического оборудования Существует несколько видов торгово-технологического оборудования магазинов: * мебель, которая классифицируется по: месту применения (для торговых залов, подсобных помещений); назначению (для приемки товаров, подготовки и продажи, показа товара, выкладки и продажи, транспортировки и продажи, расчетов с покупателями, обслуживания покупателей); товарному профилю (универсальная, специализированная); конструкции (неразборная, сборно-разборная). К мебели предъявляются следующие требования: -эксплуатационно-технические (стандартная, универсальная, емкая, с большой площадью экспозиции, прочная, устойчивая, надежная), -экономические (недорогая, экономичная в эксплуатации, возможность массового производства на основе современной технологии), -эргономические (основные размерные соотношения мебели должны устанавливаться с учетом роста и пропорций фигуры человека, обеспечивать снижение утомляемости до минимума, хорошую обозримость товаров и свободный доступ к ним), -эстетические (форма, пропорции и цвет должны соответствовать своему функциональному назначению, интерьеру торгового зала), -санитарно-гигиенические (устройство мебели, материалы, используемые для изготовления, не должны затруднять ее чистку); *торговый инвентарь - приспособления, инструменты, приборы, применяемые для показа и обработки товаров в процессе обслуживания покупателей, а также различных вспомогательных и хозяйственных операций Торговый инвентарь классифицируется по месту использования (для складских и подсобных помещений, торговых залов), назначению (для вскрытия тары и упаковки, проверки размеров и качества товаров, подготовки к продаже, отпуска, выкладки и рекламы, счетный, вспомогательный, санитарно-гигиенический, противопожарный), * торговое холодильное оборудование - охлаждаемые устройства, предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров. Классифицируется по: -назначению (для хранения товаров, показа и продажи товаров, демонстрации товара), -температурному режиму, поддерживаемому в охлаждаемой емкости (низкотемпературное, обычное). Существуют следующие виды оборудования: -холодильные камеры - имеют сборно-разборную конструкцию, предназначены для складских помещений магазина, -холодильные шкафы - используются на рабочем месте продавца, имеют холодильные агрегаты, -холодильные витрины - используются для показа и продажи охлажденных и замороженных продуктов, -холодильные прилавки - используются для хранения, демонстрации и продажи охлажденных гастрономических продуктов в универсамах; * торговое измерительное оборудование - весы, гири, меры длины и объема. Весы классифицируются по: -принципу действия (рычажные, электромеханические); -месту и способу установки (настольные, передвижные, стационарные); -виду указательного устройства (гирные, шкальные, шкально-гирные, циферблатные, цифровые, электронные); -виду отсчета показаний взвешивания (визуальный отсчет, с документальной регистрацией), -способу снятия показаний (с местным и дистанционным способами снятия показаний); * контрольно-кассовое оборудование - контрольно-кассовые машины, которые классифицируются по: -количеству суммирующих счетчиков; -количеству рядов для набора, суммы, вводимой в машину; -количеству операционных счетчиков; -наличию съемных клавиш-ключей. 3.3 Размещение товаров и организация контрольно-кассовых операций При размещении товарных групп в торговом зале учитывают ряд факторов: -частоту приобретения отдельных видов товаров и частоту пополнения товарных запасов на торгово-технологическом оборудовании по товарным зонам (зонам размещения отдельных товарных групп); -комплексность покупок или количество наименований товаров, приобретаемых покупателями одновременно; -размер грузооборота по товарным зонам; -напряженность покупательского потока, которая зависит от затрат времени на выбор товаров и количества покупателей, одновременно отбирающих товары; -форму и планировку торгового зала, архитектурные особенности помещения, размещение расчетных узлов; -товарные особенности отдельных групп товаров и возможность их товарного соседства, требования гигиены; -степень готовности товаров к продаже. Размещение ассортимента товаров должно обеспечивать рациональную организацию продажи, создавать благоприятные условия для закупки товаров и организации работы торгового объекта; отвечать требованиям психологии торговли, создавать активный показ и предложение спроса на товары; способствовать рациональному направлению потока покупателей. Физическая нагрузка на работников торгового объекта должна быть сведена до минимума. При размещении ассортиментных комплексов рядом размещают товары, которые относятся к одной товарной группе, дополняют друг друга, отвечают спросу определенного круга покупателей, а также товары, которые по соображениям организации торгового процесса с соблюдением правил товарного соседства могут быть расположены рядом. В комплексных покупках преобладают сочетания товаров четырех групп: хлебобулочные изделия, молочные продукты, бакалейные товары, гастрономия. Размещение и выкладка товаров с учетом частоты совместных покупок способствуют росту товарооборота. С учетом частоты приобретения различных товаров, напряженности покупательского потока в зоне их размещения, габаритных размеров и потребительских свойств
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|