p align="left">Рис. 2. Подходы к управлению запасами: а -- традиционный (отдельная стадия запасов); б-- JIT -подход (поставка по требованию) Основной аргумент «против» традиционного подхода состоит именно в изоляции производственных стадий друг от друга. Когда возникает проблема на одной стадии, она не становится видимой в другом месте производственной системы. Ее разрешение должно осуществляться внутри стадии, и негативные последствия могут и не распространиться на всю систему. Противоположный подход предлагает концепция JIT. Здесь полностью отсутствуют запасы. Вся производственная продукция стадии А переходит и перерабатывается на стадии В сразу, минуя стадию запасов. Понятно, что в таком случае сбой на любой из стадий будет иметь совершенно другие последствия. Остановка стадии А приводит к практически одновременному прекращению производства на стадии В, затем и на стадии С. Проблемы, возникшие на стадии А, быстро распространятся на всю систему, и ответственность по их решению ляжет на весь персонал системы. В связи с этим фирма будет стараться выбрать небольшое число поставщиков, отличающихся высокой степенью надежности, так как любой сбой может нарушить производственное расписание. Логистические системы «точно в срок» являются «тянущими» (pull systems), в которых запасы «вытягиваются» по распределительным каналам от поставщиков материальных ресурсов или логистических посредников в системе дистрибьюции. Заказы делают только в случае, когда запасы достигают критического уровня. 4. Порядок обоснования выбора поставщика Для оценки поставщика необходимо собрать максимально объективную информацию, по возможности не из одного источника. Источниками информации могут служить: собственное расследование, информация сторонних незаинтересованных организаций, банков, финансовых и налоговых органов, конкурентов потенциальных поставщиков, лицензионных служб и др. Решение о первоначальном выборе поставщика, несмотря на наличие объективной информации, нередко скорее волевое, чем объективное. При выборе поставщика можно провести рейтинговую оценку. Для этого: определяют наиболее важные критерии; выбирают метод оценки деятельности поставщика; оценивают относительную важность каждого параметра; делают окончательные выводы. При выборе поставщика возникает еще одна проблема. Нужно принять решение, получать ли требуемый товар от одного поставщика или воспользоваться услугами нескольких. Необходимо проанализировать преимущества и недостатки различных источников поставки и принять решение, исходя из стратегических целей производства. Юридическое оформление поставок обеспечивается контрактом купли-продажи. В его условия закладывается коммерческий успех сделки, поэтому важно осуществить серьезную подготовительную работу (провести переговоры, сделать расчеты, обсудить условия контракта). Процесс заключения сделки в общем виде можно разделить на три этапа (при известном поставщике): подготовка, заключение контракта и реализация его условий. Подготовку контракта проводят путем переговоров -- уточняют все параметры поставляемых материальных ценностей, способы поставки, а также условия платежа, что в конечном итоге определяет цену контракта. Заключение контракта происходит в несколько стадий: согласование текста статей контракта и его парафирование (подписание уполномоченными лицами в подтверждение предварительных договоренностей); проведение заключительных переговоров по цене сделки с учетом скидок. Окончательный вариант контракта подписывают уполномоченные лица. Контракт должен содержать следующие основные положения. Предмет и объем поставки. Способы определения количества и качества товара. Срок, место и условия поставки. Цена контракта. Условия платежа и наименование валюты платежей. Порядок сдачи и приемки товара. Гарантии поставки, штрафные либо поощрительные санкции. Арбитраж -- разрешение правовых споров. Форс-мажорные обстоятельства (пожары, землетрясения, эпидемии, катастрофы). Юридические адреса и другие реквизиты сторон (наименование банка, номера счетов, факсов). Подписи уполномоченных лиц (особые условия). В контракте могут содержаться и сведения о порядке возмещения убытков, порядок его приостановки и расторжения и др. 5. Стратегия сбытовой логистики на сельскохозяйственном предприятии В логистике под распределением (сбытом) понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Закономерности, связанные с распределением (сбытом) прав собственности, здесь также принимаются во внимание, однако не они являются основным предметом исследования и оптимизации. Главным предметом изучения в сбытовой логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов. Как упаковать продукцию, по какому маршруту направить, нужна ли сеть складов (если да, то какая?), нужны ли посредники -- вот примерные задачи, решаемые сбытовой логистикой. Логистика изучает и осуществляет сквозное управление материальными потоками, поэтому решать различные задачи распределительного характера, то есть делить что-либо между кем-либо, здесь приходится на всех этапах: распределяются заказы между различными поставщиками при закупке товаров; распределяются грузы по местам хранения при поступлении на предприятие; распределяются материальные запасы между различными участками производства; распределяются материальные потоки в процессе продажи и т. д. Для того чтобы очертить границы распределительной логистики, необходимо рассмотреть схему процесса воспроизводства капитала, который имеет три стадии (рис. 3.) Рис. 3. Процесс воспроизводства капитала и функциональные области логистики Как видно из рис. 3., материальные потоки становятся объектом сбытовой логистики на стадии распределения и реализации готовой продукции. Понятие сбытовой логистики легко сформировать на основе общего определения понятия логистики. Логистика определяется как наука (деятельность) о сквозном управлении материальными потоками, включающими в себя: Доведение материального потока до производства: Управление процессом прохождения потока внутри производства; Управление процессом доведения готовой продукции до потребителя. Специфика логистики заключается в объединении управления материальным потоком на названных трех участках, а также внутри каждого из них, в «одних руках». Сбытовая логистика изучает последний этап (не в отрыве, а в глубокой системной взаимосвязи с предыдущими этапами), то есть представляет собой науку (деятельность) о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и не материальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации. Принципиальное отличие сбытой логистики от традиционных сбыта и продажи заключается в следующем: подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга; системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками); системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения. Определение сбытовой логистики формулируется следующим образом: распределительная логистика -- это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров. Процесс розничной продажи в логистике, как правило, не рассматривается. Эффективность этого процесса в основном зависит от факторов, лежащих за пределами логистики, например, от знания психологии покупателей, от умения оформить торговый зал, организовать рекламу и т. п. Рациональная организация материальных потоков в процессе розничной продажи, конечно же, необходима, но здесь значимость ее гораздо ниже, чем на более ранних стадиях движения материального потока. Необходимо уточнить, что сказанное выше относится не к процессу розничной торговли в целом, который включает в себя и оптовую закупку и розничную продажу, а только к розничной продаже, то есть к обслуживанию покупателя. Объект изучения в сбытой логистике -- материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю. Предмет изучения -- рационализация процесса физического продвижения продукта к потребителю. Распределение материального потока уже достаточно давно является существенной стороной хозяйственной деятельности, однако положение одной из наиболее важных функций оно приобрело лишь сравнительно недавно. В странах с развитой рыночной экономикой в 50-х -- начале 60-х годов системы распределения развивались в значительной степени стихийно. Вопросы выбора каналов распределения, упаковки товаров, подготовки их к транспортировке и доставки получателю; вопросы производства и закупок материалов решались в слабой взаимосвязи друг с другом. Отдельные подфункции, которые в совокупности образуют функцию распределения, трактовались как самостоятельные функции управления. Интегрированный взгляд на функцию распределения получил развитие в 60-х -- начале 70-х годов. В этот период пришло понимание того, что объединение различных функций, касающихся распределения произведенного продукта в единую функцию управления, несет в себе большой резерв повышения эффективности. Результатом интегрированного подхода к реализации различных функций распределения стало включение распределения в структуру функционального управления организаций и предприятий. В торговле примером интеграции различных подфункций распределения может служить выделение и развитие специальных структур, занимающихся снабжением магазинов. В странах с развитой рыночной экономикой такие структуры распределения в 70-е годы стали создавать и развивать крупные цепи розничной торговли. Отечественный опыт представлен организацией централизованной доставки товаров в магазины экспедиционными подразделениями торговых оптовых баз. 6. Управление системой доставки сельскохозяйственной продукции Основные функции транспортного отдела: аудит транспортных операций и претензионноисковая работа (основные претензии грузоотправителя к перевозчику можно разделить на три категории: претензии к сохранности груза, претензии по срокам до ставки, претензии по оплате); составление графиков выпуска на линию подвижного состава (помимо составления графиков, нужно также обеспечивать работоспособность погрузочно-разгрузочного оборудования, парка транспортных средств, в случае привлечения сторонних перевозчиков -- предварительное согласование условий перевозок); переговоры о величине тарифных ставок (в рамках заданных условий сроки, объемы перевозок и т. д. Транспортный отдел должен путем оптимизации маршрута доставки, выбора транспортных средств, перевозчика и т. п. минимизировать издержки, не забывая, что транспортные издержки -- лишь составляющая общих логистических издержек); исследование и анализ рынка (с точки зрения надежности поставщиков, транспортных тарифов, предлагаемых дополнительных услуг, возможности установления более тесных партнерских связей). Возможности, на которые следует обратить внимание, представлены ниже: * интеграция перевозчика -- это практика включения новых транспортных услуг и технологий в логические операции предприятия (например, маркировка продукции); * интеграция транспортных служб (поиск совместных с перевозчиком возможностей для снижения стоимости перевозки); 5) отслеживание и экспедирование доставки -- мониторинг перевозок, отслеживание местонахождения и состояния грузов, экспедирование осуществляется в случае необходимости индивидуального подхода к отправке. Одной из важнейших задач, возникающих в деятельности транспортного отдела, является выбор видов и типов транспортных средств, осуществляющих перевозку. На выбор транспортных средств влияют: характер груза (вес, объем, консистенция); количество и частота отправляемых партий; климатические, сезонные характеристики; расстояние, на которое перевозится груз; близость расположения точки доставки груза к железнодорожной сети, автомагистрали, реке или морю, аэропорту; сохранность груза; риск невыполнения поставок для груза. Факторы, влияющие на выбор вида транспортных средств |
Виды транс- | Факторы | | порта | время | частота | надеж- | способ- | способ- | стои- | | | доставки | отправле- | ность соб- | ность до- | ность до- | мость | | | | ния грузов | людения | ставки пе- | ставить | перевозки | | | | | графика | ревозить | товар | | | | | | | разнооб- | в любую | | | | | | | разные | точку | | | | | | | грузы | | | | Железно- | 6 | 3 | 4 | 1 | 5 | 2 | | дорожный | | | | | | | | Автомобиль | 2 | 3 | 6 | 4 | 1 | 5 | | ный | | | | | | | | Водный | 5 | 4 | 3 | 2 | 6 | 1 | | Трубопровод- | 5 | 4 | 3 | 6 | 2 | 1 | | ный | | | | | | | | Воздушный | 1 | 3 | 2 | 4 | 5 | 6 | | |
Поставщики транспортных услуг. Далеко не всегда компания может себе позволить содержать собственный парк транспортных средств. Кроме того, некоторые перевозки осуществляются с использованием очень дорогих транспортов (морские суда, грузовые самолеты и т. д.), поэтому предприятия часто прибегают к привлечению сторонних перевозчиков. Поставщики транспортных услуг: * перевозчики на одном виде транспорта (мелкие компании, частные перевозчики, специализированные монополисты); смешанные перевозчики, использующие несколько видов транспорта (например: автомобильные и авиаперевозки, морские и автомобильные и т. д.); специализированные перевозчики (перевоз особых грузов, например доставка мелких грузов, перевоз опасных грузов); посредники (экспедиторы, ассоциации грузоотправителей, брокеры, координирующие организацию транспортировки). 7. Ценовые стратегии в логистике Экономические факторы транспортировки: * расстояние (чем больше расстояние, тем дешевле т/км); Рис. 4. Зависимость цены перевозки от расстояния * объем груза (чем больше вес, тем дешевле перевозка 1 кг веса); Рис. 5. Зависимость удельной цены перевозки от веса груза * плотность груза (чем больше плотность груза, тем дешевле перевозка); Рис. 6. Зависимость удельной цены перевозки от плотности груза * укладистость груза (с повышением укладистости груза снижается объем бесполезно перевозимого воздуха); Рис. 7. Зависимость удельной цены перевозки от укладистости груза грузопереработка (возможность погрузки-разгрузки в процессе транспортировки, особенности грузоперерабатывающего оборудования в местах перевалки грузов оказывают влияние на стоимость перевозки); ответственность за сохранность груза (чем больше внимания уделяется сохранности груза, тем дороже перевозка): опасность повреждения груза; опасность утраты груза; опасность порчи скоропортящихся продуктов; опасность воровства; опасность самопроизвольного возгорания; опасность снижения удельной стоимости груза в расчете на килограмм веса; * рыночные факторы (загруженность и сбалансированность рейсов общественных перевозчиков, объем предложения на рынке транспортных услуг). Структура издержек по видам транспорта |
Вид транспорта | Постоянные издержки | Переменные издержки | | Железнодорожный | Высокие (содержание инфраструктуры косвенно ложится на перевозчика) | Низкие (за счет больших масштабов перевозок и экономичности расхода топлива на единицу груза) | | Автомобильный | Низкие (ремонт дорог за счет бюджетных средств, амортизация и ремонт автомобиля) | Средние (расход топлива относительно большой, масштаб перевозок маленький) | | Водный (морской, речной) | Средние (амортизация судов и их обслуживание) | Низкие (за счет масштабов перевозок) | | Трубопроводный | Большие (плата за строительство, землю) | Низкие -- самый низкий уровень (электричество насосных станций, обслуживание трубопровода) | | Воздушный | Средние (инфраструктура аэропортов, амортизация самолетов) | Высокие (большой расход топлива, маленький масштаб перевозок, дорогостоящее техобслуживание) | | |
Список использования литературы 1. Ворожейкина Т.М., Игнатов В.Д. Логистика в АПК.- М.: КолосС, 2005.-184 с.: ил.-(Учебник и учеб. пособия для высш. учеб. заведений). 2. Логистика : учеб. пособие / Б.А.Аникин [и др.]; под ред. Л69 Б.А. Аникина, Т.А. Родкиной.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-408с. 3. Гаджинский A.M. Логистика: Учебник для студентов высших учебных заведений.-9-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°",2004.-408 с. 4. Залманова М.Е. Сбытовая логистика: Учебное пособие / СГУ. - Саратов, 1993.
Страницы: 1, 2
|