на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Программа развития конкурентной среды потребительского рынка муниципального образования города Нижнекамска
p align="left">Таблица 4 - Распределение общего объема розничной торговли и общественного питания по формам собственности (в % к итогу)

2003

2004

2005

Объем розничной торговли - всего

В том числе по формам собственности:

100

100

100

Негосударственная

97

98

98

Государственная

3

2

2

Объем общественного питания - всего

В том числе по формам собственности:

100

100

100

Негосударственное

84

87

91

Государственная

16

13

9

По объему продаж на душу населения среди городов и районов по-прежнему лидирует столица республики (109,4 тыс.руб.), затем идут: г.Альметьевск и Альметьевский район (60 тыс.руб.), г.Н.Челны (59,5 тыс.руб.), г.Чистополь и Чистопольский район (43 тыс.руб.), г.Нижнекамск и Нижнекамский район (40 тыс.руб.). Самый низкий показатель душевой продажи отмечается в Атнинском (8 тыс.руб.), Черемшанском (8,2 тыс.руб.), Высокогорском (9,1 тыс.руб.), Камско-Устьинском (9,8 тыс.руб.), Дрожжановском (11,4 тыс.руб.) районах.

Почти 94% оборота розничной торговли республики формируется в городах, только в г.Казани сосредоточено 57% товарооборота.

Динамичный рост оборота розничной торговли отражает достаточно высокие темпы роста личных доходов граждан. Денежные доходы на душу населения в январе-декабре 2006 года в среднем в месяц составили 9185,5 руб., что на 26,7 % больше, чем в 2005 году. Реальные денежные доходы населения республики увеличились на 17,4 %. В среднем по России реальные доходы увеличились на 13,5%. Повышение уровня жизни населения находит отражение и в улучшении структуры товарооборота республики. Опережающими темпами растет оборот непродовольственной группы товаров. Так, за 12 месяцев 2006 года населению реализовано продовольственных товаров на сумму 103 млрд.руб., непродовольственных 110,6 млрд.руб., что в товарной массе составило соответственно 120,6% и 129,5% к январю-декабрю 2005 года.

Таким образом, по итогам 2006 года наибольший удельный вес приходится на непродовольственные товары - 51,8%, доля продовольственных составляет 48,2%. В то же время во многих, преимущественно сельских районах республики, в структуре продаж удельный вес продовольственных товаров занимает более 70%: Ютазинском, Кукморском, Черемшанском, Р.Слободском, Верхнеуслонском, Лаишевском, Пестречинском, Атнинском, Буинском, Тукаевском, Кайбицком.

2.2 Функционирование отдела инспектирования и координации потребительского рынка муниципального образования город Нижнекамск «Нижнекамский муниципальный район»

В условиях рыночной экономики любому предприятию для поддержания конкурентоспособности и дальнейшего существования необходимо проводить гибкую экономическую политику, которая заключается в своевременном реагировании на изменение рыночной конъюнктуры. Строго учитывается спрос на продукцию по ее видам и полнота его удовлетворения. Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий. Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой налоговой среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой -- требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений. Развитие торговли нуждается в создании специальных служб по изучению и прогнозированию потребительского спроса, формированию оптимального ассортимента товаров, анализу и определению прогрессивных форм и методов торговли на уровне региона, города при неукоснительной поддержке государственных и муниципальных органов власти в целях контроля за ходом торговли, разработки новых видов изделий и товаров и т.д. Отдел торговли и потребительских услуг исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан создан для реализации функций муниципального управления в сфере торговли и внешнеэкономической деятельности, защиты прав потребителей, потребительских услуг на территории муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан.

Основной целью деятельности данного отдела является создание условий для обеспечения жителей г. Нижнекамска услугами торговли, общественного питания и бытовых услуг, а также осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности предприятий, учреждений и иных организаций независимо от их организационно-правовой формы, в подведомственных отраслях и видах деятельности. Отдел инспектирования и координации потребительского рынка входит в структуру исполнительного комитета муниципального района РТ и состоит из шести штатных единиц: начальника отдела, двух главных специалистов, одного ведущего специалиста, двух специалистов 1-ой категории с высшим профильным образованием. В своей деятельности отдел инспектирования и координации потребительского рынка исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ непосредственно подчиняется Руководителю информационно-аналитического сектора отдела инспектирования и координации потребительского рынка исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан [24, с. 96].

Данную структуру управления можно охарактеризовать как линейную. Для нее характерно:

- четкое разделение труда и установление жестокой системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающих выполнение сотрудниками обязанность и скоординированность различных задач;

- иерархичность уровней управления, при котором каждый нижестоящий подчиняется вышестоящему и контролируется им;

- четкое разделение труда, что должно привести к появлению высококвалифицированных кадров в каждой области; дух формальной обезличенности с которым должностные лица исполняют свои обязанности [25, с. 19].

Отдел инспектирования и координации потребительского рынка (далее - отдел) является структурным подразделением администрации Нижнекамского района и г. Нижнекамска, реализующим функции координации в сфере торговли, общественного питания, потребительских услуг и защиты прав потребителей г.Нижнекамска.

Отдел подчиняется главе администрации Нижнекамского района и г. Нижнекамска. Отдел в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, положением об отделе.

Структура и штатное расписание отдела утверждаются главой администрации Нижнекамского района и г. Нижнекамска в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников администрации. Отдел в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

- разработка, совместно с заинтересованными органами управления, программ развития внутренней торговли, общественного питания и потребительских услуг;

- ведение реестров дислокации предприятий торговли, общественного питания и потребительских услуг;

- сбор сведений об объемах товарооборота подведомственных предприятий города;

- мониторинг цен и насыщение потребительского рынка;

- анализ обеспеченности внутреннего рынка основными товарами народного потребления и услугами;

- совершенствование системы управления и повышение эффективности сферы торговли и услуг на основе внедрения отечественного и зарубежного передового опыта, новых концепций и технологий;

- организация и проведение торгово-промышленных ярмарок, выставок, семинаров, круглых столов в целях поддержки предприятий производителей города и продвижения товаров местного производства;

- организация весенне-летней торговли в городе и деятельности летних кафе в зонах отдыха и на территории городского пляжа;

- защита прав потребителей в сфере торговли, общественного питания и потребительских услуг;

- координация работы контролирующих структур в сфере надзорной деятельности;

- анализ кадрового состава предприятий отрасли, взаимодействие с профильными учебными заведениями по вопросам подготовки и переподготовки кадров;

- подготовка справочных информации, отчётов, докладов по показателям деятельности предприятий торговли, общественного питания и потребительских услуг г.Нижнекамска.

Отдел для осуществления своих основных функций имеет право:

- запрашивать в порядке, установленном нормативными актами Республики Татарстан, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и получать бесплатную информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления своих функций;

- осуществлять доступ в установленном порядке на предприятия независимо от организационно-правовой формы для проведения контроля за соблюдением правил торговли, общественного питания и потребительских услуг;

- проводить проверки соблюдения законодательства в сфере торговли (выполнение работ, оказание услуг), на предприятиях всех форм собственности с привлечением в случае необходимости в установленном порядке экспертов;

- обращаться в правоохранительные органы для привлечения в установленном порядке юридических и физических лиц к ответственности за нарушение законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Республики Татарстан, регулирующих вопросы, относящиеся к компетенции отдела;

- в установленном порядке представлять интересы отдела в судах и других организациях;

- разрабатывать прогнозы развития;

- анализировать состояние торговли;

- формировать информационные ресурсы;

- разрабатывать предложения по совершенствованию организации торговли;

- взаимодействовать с органами государственного управления;

- организовывать выставки-продажи, ярмарки и т.д. [19, с. 30].

В своей работе отдел инспектирования и координации потребительского рынка руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами, Конституцией РТ, иными нормативными актами РФ и РТ, Уставом города Нижнекамска, Положением об отделе торговли, общественного питания и потребительских услуг г. Нижнекамска, иными муниципальными правовыми актами. Экономическая ситуация в России и складывающиеся рыночные отношения требуют пересмотра принципов и механизмов управления на уровне каждой организации. Роль и цели управления находятся в тесной связи между собой. Роль руководителя, занимающего определенную должность, представляет набор определенных поведенческих правил, меру его влияния и степень участия в целенаправленной деятельности. Торговля является важным звеном на рынке товаров, которое предназначено для обслуживания населения и оказания услуг покупателям. В организации торговли большую роль играет разработка технологических процессов, направленных на обслуживание покупателей, т.е. внедрение прогрессивных методов и дополнительных услуг. Начальник отдела осуществляет исполнительно - распорядительную деятельность, наделен оперативной самостоятельностью. Основное содержание его деятельности реализуется через решение управленческих задач на всех этапах выполнения управленческих функций. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» он имеет право принимать управленческие решения в соответствии с предоставленной компетенцией, рамки которой четко обозначены в должностной инструкции.

Таким образом, начальник Отдела обеспечивает выполнение возложенных на Отдел задач, определяет должностные обязанности подчиненных, осуществляет иные функции, установленные должностной инструкцией и несет профессиональную ответственность за обеспечение выполнения стоящих перед Отделом задач. Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» он имеет право принимать управленческие решения в соответствии с предоставленной компетенцией, рамки которой четко обозначены в должностной инструкции. В своей работе отдел инспектирования и координации потребительского рынка Исполнительного комитета города Нижнекамска руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, Конституцией РТ, иными нормативными актами РФ и РТ, Уставом города Нижнекамска, Положением об отделе инспектирования и координации потребительского рынка. Таким образом, основной задачей деятельности отдела является осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности предприятий, учреждений и иных организаций независимо от их организационно-правовой формы в сфере торговли, внешнеэкономической деятельности и потребительских услуг. Выполняя свою основную задачу, направленную на проведение на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан единой политики стимулирования развития потребительского рынка товаров и услуг, отдел торговли и потребительских услуг исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан координирует работу предприятий торговли, бытового обслуживания и общественного питания.

2.3 Анализ торговли и потребительских услуг муниципального образования город Нижнекамск «Нижнекамский муниципальный район»

Рыночные отношения внесли разнообразие в отношения продавец-покупатель: у покупателя появилась возможность выбора, а у продавца в связи с этим появились дополнительные проблемы. Во второй половине 90-х годов в России происходили не только структурные изменения в общественных отношениях, но менялось их качественное содержание, формировалась новое отношение людей к окружающему миру. С этой точки зрения будут интересны результаты социологических опросов того времени, зафиксировавших процесс становления новых общественных отношений [26, с. 339 - 345]. По статистическим данным в городе в 1998 году было 536 торговых точек с объемом торговых площадей - 49758 кв.м., из них продовольственных магазинов - 180, количество торговых площадей - 26237 кв. м; промтоварных магазинов - 120, количество торговых площадей - 20478 кв.м.

Ресторанов, кафе, баров, закусочных - 36

Столовых - 124

из них при предприятиях и школах - 116

Цехов по производству продтоваров, колбас, хлеба, кулинарий т.п. - 49

Предприятий бытового обслуживания, - 81

из них парикмахерских - 28

Данные предприятия осуществляли обслуживание населения и получали определенный доход. Основные показатели их работы за 1997 и 1998 годы представлены в таблице 3.

Таблица 5 - Основные показатели работы торговых предприятий

Показатели

Единицы измерения

1997 г.

1998 г.

1998 г. с учетом уровня инфляции

Общий объем товарооборота

Млн. руб.

690,7

640,9

309,6

Из него продовольственные товары

Млн. руб.

637,7

533

257,5

Объем товарооборота общественного питания

Млн. руб.

102

129,5

62,6

Реализовано в рознице

Млн. руб.

588,7

511,5

247,1

Товарооборота организованного рынка на 1 жителя

Тыс. руб.

2,67

2,45

1,2

1 человек покупает товаров в 1 день

руб.

7,31

6,71

3,2

Уровень инфляции (индекс потребительских цен в 1998 году по сравнению с 1997 годом) по г. Нижнекамску составил 206,7% [26, с. 339 - 340]. Сейчас потребительский рынок муниципального района в 2006 году характеризуется как стабильный, отличается высокой насыщенностью и разнообразием ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров. С целью эффективного выполнения основной задачи в 2006 году, путем пошагового обхода территории города, отделом Инспектирования и координации потребительского рынка сформирован муниципальный реестр объектов потребительского рынка муниципального района, который постоянно пополняется. Количество стационарных торговых предприятий (без отделов в магазинах) - составляет 647 единиц, из них - 290 продовольственные, остальные - непродовольственные и смешанные. Количество работающих в торговле составляет - 6947 человек. Средняя заработная плата работающих в торговле составляет 7700 руб. Оборот розничной торговли составил 10 548 589 тыс. руб. (131,2 % по сравнению с 2005 г.) Оборот продовольственных товаров составил 5 175 560 000,0 тыс. руб., 5 372 729,0 тыс. руб. оборот непродовольственных товаров. Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей составляет 305,7 кв.м. Открылись новые современные торговые предприятия, такие как «Эссен», «Алмаз», «Оптима», «Компьютерный мир», «Престиж», «Нептун», «Евро-Азия», «Керама Мараци», «Электромир», «Сити Центр» и другие. Общая торговая площадь предприятий торговли города составляет более 127000 квадратных метров.

В целях усиления контроля над качеством и безопасностью товаров и услуг, отделом проводилась организационная и координационная работа по вопросам защиты потребительского рынка от поступления некачественных товаров. Организовано и проведено 2 месячника качества: месячник качества и безопасности плодоовощной продукции, фруктов и бахчевых; месячник качества и безопасности пиротехнической продукции. В течение года инициировались совместные с контрольно-надзорными службами проверки потребительских рынков муниципального района по фактам реализации некачественной и фальсифицированной продукции. С целью продвижения продукции местных товаропроизводителей отделом проводилась работа по привлечению предприятий и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности области к участию в региональных, республиканских и общероссийских ярмарках, выставках и семинарах. Оборот розничной торговли в большей части стал формироваться за счет продажи товаров крупными предприятиями торговли. Активно развивается сеть предприятий торговли и общественного питания, внедряются современные формы и методы обслуживания. В 2006 году отмечено увеличение торговой сети. Появились и развиваются современные форматы предприятий торговли (супер и гипермаркеты, магазины - дискаунтеры, торговые центры и комплексы, торговые дома). Развивается сеть социальных магазинов. Продолжает развиваться сеть фирменной торговли. Подобный стремительный рост товарооборота отражает увеличение потребления населения и роста личных доходов граждан. По прогнозам увеличение роста доходов населения к 2008 году составит 40%, поэтому можно ожидать аналогичного роста и объемов товарооборота. Во многом это будет зависеть от уровня инфляции. По опросам общественного мнения, почти половина россиян, в том числе и жителей нашего района, считают снижение цен основной задачей власти.

Диаграмма 1 - Реальные располагаемые денежные доходы населения (в % к янв. 2004 г.).

В структуре оборота розничной торговли в 2005 и 2006 годах реализация непродовольственных товаров демонстрировала большую динамичность в сравнении с продуктами питания и их соотношение по состоянию на 31 декабря 2006 г. составляло 46,4% (продтовары) и 53,6% (непродовольственные товары). Как видно из приведенной таблицы в структуре потребления жителей нашего района значительный вес занимают продукты питания - 46%, хотя и наблюдается очевидная подвижка по сравнению с 2000 годом (48%). Согласно имеющимся данным, треть жителей ежемесячно тратят на еду половину всех имеющихся средств, 28% - две трети, 27% - почти все средства и только 11% - менее половины. Тем не менее, тенденция изменения в сторону увеличения доли непродовольственных товаров налицо, тем более что потребление продуктов питания имеет свои естественные пределы, чего нет в другом сегменте, способном развиваться в соответствии с ростом доходов населения. За последние пять лет у нас введено в оборот более 6500 кв. м. торговых площадей современных форматов и этот процесс продолжается, поскольку норма прибыли в этом секторе недвижимости приближается к жилью и оценивается в 17-20% в год [27, с. 125]. Наиболее яркими примерами бурного развития розничной торговли в нашем районе, являются компания «Фактория», предприятия ЗАО «Рамус», компании «Эльдорадо», «Элекам», «Домо», «Александр - НК», «Техносила», «Пятерочка», «Эссен», ЗАО «Форвард», торговая сеть «Народный» и другие. В Нижнекамском районе стали активно развиваться такие виды деятельности, как услуги в области аудита, рекламы, оценки стоимости имущества, посреднические услуги в сделках с недвижимостью, информационно-компьютерное обслуживание и др. Бытовое обслуживание населения является одним из важных звеньев в системе отраслей платных услуг. Эта отрасль обеспечивает сокращение времени населения на удовлетворение бытовых нужд в домашних условиях, способствуя увеличению свободного времени граждан на цели самообразования, отдыха, удовлетворения культурных потребностей и т.п. Динамика объема бытовых услуг в Нижнекамском районе за период 2000-2006 года практически была такой же позитивной, как в целом по платным услугам, за исключением 2001 г., когда наблюдалось незначительное падение объема бытовых услуг по сравнению с 2000 г. на 0,9% в сопоставимых ценах. В 2000 г. прирост объема бытовых услуг составил 3,0% к уровню предыдущего года, в 2005 г. - 4,2%, в 2006 - 1,7%. Опережающими темпами в 2006 г. росли услуги по ремонту и строительству жилья и других построек (на 5,3% выше уровня 2005г.), по ремонту и техобслуживанию автомототранспортных средств, машин и оборудования (на 4,2%) и услуги фотоателье, фото - лабораторий (на 3,5%). По сравнению с началом 2000 г. число ателье, цехов, мастерских, салонов увеличилось на 30 %. Наиболее значительно увеличилось число мастерских по оказанию услуг по техобслуживанию и ремонту транспортных средств (на 51,7%), по изготовлению и ремонту мебели (на 22,5%), ремонту и строительству жилья и других построек (на 19,4%).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.