p align="left">· Демографические (определение целевых групп по демографическим признакам); Потребители группируются по возрастным группам, уровню доходов, профессиональному составу, уровню образования и (или) религиозным убеждениям. Особенно важно это учитывать при специализации строительной организации на строительстве жилья и объектов социально-культурного назначения. · Психографические (определение целевых групп по психографическим признакам); Возможна группировка потребителей по следующим признакам: стиль жизни, социальный слой, личные качества. Наиболее значим этот признак при сегментировании рынка жилья, объектов соцкультбыта. · Поведенческие (определение целевых групп по поведенческим признакам); Возможна сегментация по характеру покупки, отношению потребителей к статусу постоянного клиента, поиску выгод от покупки, готовности к покупке, нуждаемости в продукте, лояльности к продукту и (или) восприятию продукта. Основные рынки сбыта строительных предприятий - рынки организованных потребителей. Маркетологи, работающие на рынках конечных и организованных потребителей, используют обычно одни и те же переменные для сегментирования своих рынков. Покупателей на рынке организованных потребителей можно сегментировать по географическому принципу, по характеру искомых преимуществ, по статусу пользователя, по интенсивности потребления, по степени приверженности, степени готовности к восприятию товара и отношению к товару. Кроме того, маркетологи, работающие на рынке организованных потребителей, пользуются некоторыми дополнительными переменными. К их числу относятся: демографические характеристики, технологические характеристики, подходы к организации закупок, ситуационные факторы и индивидуальные характеристики. Рассмотрим переменные, используемые для сегментирования рынков организованных потребителей, поподробнее: · Демографические характеристики: отрасль, размер компании, месторасположение. · Технологические переменные: технология, статус пользователя или не пользователя (активный, умеренный, слабый, не является пользователем), возможности пользователя (требуется большой объем услуг, малый объем услуг). · Система организации закупок: организация закупочной деятельности (централизованна, децентрализована), структура приоритетов, существующие взаимоотношения (устоявшиеся взаимоотношения, новые взаимоотношения), общая политика в области закупок (обычные закупки, лизинг, конкурентные торги, закупки по госзаказу), закупочные критерии (сервис, качество, цена). · Ситуационные факторы: срочность, заявки на товар (работа по всем или по определенным заявкам), размер заказа (мелкий, средний, крупный). · Индивидуальные характеристики: сходства или различия между покупателем и продавцом, отношение к риску, приверженность или не приверженность к поставщикам. Целевые группы можно определять как по одному, так и по нескольким признакам. При определении целевых групп необходимо ответить на следующие вопросы: [1, стр. 28-29] · Имеются ли несколько различных типов описаний потребителя? Каков размер каждой целевой группы? Можно ли сформулировать профиль (профили) своего потребителя? · После того, как изделие приобретено, кто влияет на его потребителей? Степень этого влияния? Как этих людей можно описать? · Составляет ли целевая группа приблизительно 50 процентов от общей емкости рынка или же придется действовать на более узком сегменте? · Можно ли определить один узкий сфокусированный профиль целевого заказчика? Что это за профиль? · Целевой рынок остается устойчивым или же имеет тенденции к сужению? · Какие проблемы и возможности можно выделить при анализе целевых групп? После сегментирования и определения целевых групп следует определить отдельные стратегии для всех компонентов маркетингового комплекса: товара, цены, методов продвижения, методов распространения. Рассмотрим эти компоненты: Товар представляет собой строительную продукцию, произведенную для продажи. Сам товар как элемент комплекса маркетинга рассматривается по тем стадиям зрелости: товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением. В данном случае можно выделить следующие его характеристики: · монтаж; · качество; · дизайн; · экология; · местонахождение; · архитектура; · послепродажное обслуживание; · гарантии. В данном случае товар по замыслу - защита потребителей от негативного воздействия окружающей среды, товар в реальном исполнении - удобное местонахождение жилья и красивая архитектура, товар с подкреплением - сдача строительного объекта «под ключ», длительная гарантия нормальной эксплуатации, финансовая поддержка покупателя в процессе приобретения. Товарная политика строительной организации должна опираться на следующие принципы: · ориентация на материал или происхождение товара: чем шире разнообразие стройматериалов, тем шире ассортиментные возможности строительной организации; · ориентация на определенный уровень цен, исходя из покупательской способности потребителей; · ориентация на круг проблем, в соответствии с запросами потребителей. · ориентация на область знания: технически сложные объекты под силу только строительным организациям, в которых работают высококлассные специалисты. В стратегическом плане товарная политика строительной организации должна исходить из концепции жизненного цикла товара. Жизненный цикл товара включает в себя следующие фазы: период разработки товаров, выход на рынок, рост продаж, зрелость, насыщение, спад и уход с рынка. Для большинства объектов недвижимости жизненный цикл измеряется десятилетиями. Высокая капиталоемкость объектов строительства требует значительной интенсификации маркетинговых усилий на ранних стадиях жизненного цикла. Формирование товарной политики предприятия включает в себя: · Определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках. · Оценку существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям. · Критическую оценку выпускаемых предприятием изделий с позиций покупателей. · Решение вопросов о том, какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него; следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства предприятия. · Рассмотрение предложений о создании новых продуктов, усовершенствовании существующих, а также о новых способах и областях применения товаров. · Разработку спецификации новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей. · Изучение возможностей производства новых или усовершенствованных продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности. · Проведение испытаний продуктов с учетом потенциальных потребностей в целях выявления их приемлемости по основным показателям. · Разработку специальных рекомендаций для производственных подразделений предприятия относительно требований потребителей в соответствии с результатами проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость характеристик изделия или предопределивших их изменений. · Оценку и пересмотр всего ассортимента. Цена - это количество денег, которое должны заплатить покупатели, чтобы получить товар. К этой группе переменных относятся: · цена по прейскуранту; · скидки; · срок платежа; · условия кредита. Основными конкурентными преимуществами на рынке строительных услуг являются цены, а также известность фирмы по уровню качества работ. Показатель оценки конкурентоспособности строительной фирмы должен строиться, в первую очередь, с учетом цены на предлагаемую услугу. Содержание политики ценообразования обусловлено следующими факторами: [16, стр. 124] · местом и ролью цены в маркетинговой стратегии; цена- это основной элемент комплекса маркетинга и зачастую основной критерий оценки эффективности маркетинговых усилий; · методами расчета цен; от выбора методов ценообразования зависит степень реалистичности цен, а значит и обоснованность выбранной стратегии маркетинга; · местом строительной организации в ценовой войне; · ценовой политикой в отношении новых товаров; · жизненным циклом производимых товаров; · уровнем спроса на товар; поскольку цена может рассматриваться как договор между продавцом и покупателем, то в условиях свободного рынка мнение покупателя, выраженное платежеспособным спросом, зачастую является решающим; · издержками производства, как нижней границей цены; · требованиями рекламы; правильно организованная рекламная кампания позволяет создать у покупателей мнение о приемлемости предлагаемой цены; · системой обеспечения товара и обслуживания потребителей; обычно этот способ достаточно продуктивен, когда потребитель получает товар с подкреплением, т.е. систему обеспечения товара в процессе его использования; · издержками приобретения товара; · уровнем базисной цены; отклонения от базисной цены должны быть обусловлены не сколько ценовыми претензиями строительной организации, сколько конкурентоспособностью строительной продукции; · наличием ограничений на установление цен; при монополизации рынка строительной продукции государство вынуждено накладывать ограничения на ценовые притязания строителей путем установления предельных уровней цен, нормативов рентабельности и других ограничителей. Можно выделить следующие этапы формирования политики ценообразования для строительных организаций: · постановка целей ценообразования; Разнообразные цели ценообразования могут быть сведены в три группы: 1) обеспечение выживаемости предприятия на рынке, что достигается за счет ценового покрытия всех издержек производства; 2) максимизация текущей прибыли, когда наряду с покрытием издержек производства цена позволяет создать максимально возможную прибыль; 3) получение конкурентных преимуществ для увеличения рынков сбыта и роста объема продаж. · формирование политики ценообразования; Политика ценообразования формируется как способ реализации выбранной цели. Она предусматривает скоординированную совокупность действий, включающих: определение целевого рынка, анализ образа торговой марки, анализ других элементов стратегии маркетинга, определение общей ценовой политики, разработку ценовой стратегии и установление конкретных цен. · разработка ценовых стратегий; Стратегия ценообразования при выпуске традиционных товаров в основном сводится к получению конкурентных преимуществ по качеству товара или в установлении более глубокой дифференциации цен. Ф. Котлер рассматривает девять стратегий ценообразования: Таблица 1.1 Матрица ценовых стратегий в системе «цена-качество» [9, стр. 211] |
Качество товара | Цена | | | Высокая | Средняя | Низкая | | Высокое | Стратегия премиальных наценок | Стратегия глубокого проникновения на рынок | Стратегия повышенной ценностной значимости | | Среднее | Стратегия завышенной цены | Стратегия среднего уровня | Стратегия доброкачественности | | Низкое | Стратегия ограбления | Стратегия показного блеска | Стратегия низкой ценностной значимости | | |
· реализация ценовых стратегий; Реализация ценовой стратегии главным образом опирается на выбор и использование методов ценообразования. Выделяют следующие методы ценообразования: 1) затратные, цена устанавливается как сумма всех издержек и желаемой прибыли; 2) рыночные, цена устанавливается на основе ощущаемой ценности товара; 3) конкурентные, когда цена является результатом компромисса между ценовыми притязаниями строительной организации и покупательной способностью потребителя.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|