p align="left">Нацеленность на достижение в конечном результате прибыли является одним из основных принципов коммерческой деятельности. [11] 1.2. Коммерческая деятельность по сбыту, её основные формы и методы Сбытовая коммерческая деятельность является важнейшим аспектом коммерческой деятельности предприятия. Сбыт - это процесс реализации произведенной продукции с целью превращения товаров в деньги и удовлетворения запросов потребителей. Только продав товар и получив прибыль, предприятие достигает конечной цели: затраченный капитал принимает денежную форму, в которой он может начать свой кругооборот. Сбытовая коммерческая деятельность на предприятии многогранна и включает в себя такие направления, как исследование рынка, планирования ассортимента и сбыта продукции, установление коммерческих взаимосвязей с покупателями и конечными потребителями. Не менее значимой частью сбытовой коммерческой деятельности является оперативно-сбытовая работа. Производитель товаров должен быть не только поставщиком, он обязан постоянно проводить анализ эффективности сбытовой деятельности, разрабатывать и внедрять новые формы сбыта. Те промышленные предприятия, которые имеют в собственности фирменные магазины, выполняют, кроме рассмотренных функций, коммерческую работу по розничной продаже товаров и используют специфические методы розничной продажи. Коммерческая деятельность предприятия по сбыту является составляющей всей системы его функциональной деятельности, комплексной функцией предприятия. [14] Сбытовая деятельность (сбыт) представляется совокупностью всей функциональной деятельности, осуществляемой после завершения производственной стадии (по окончании изготовления продукции) вплоть до непосредственной продажи товара покупателю, доставки его потребителю и послепродажного обслуживания. Такое представление сбыта трактует его с позиций системного и комплексного подходов в широком смысле, в отличие от узкой трактовки сбыта как непосредственно продажи товара. Логистический подход к организации функциональной деятельности производственного предприятия обуславливает следующие определения цели, предмета, субъектов и объектов, характера и содержания сбыта. Цель сбыта - доведение до конкретных потребителей конкретного товара требуемых потребительских свойств в необходимом количестве, в точное время, в определенном месте, с допустимыми затратами. Предмет сбыта - продукция, услуги производственного предприятия. Субъекты сбыта - производственные предприятия и посреднические сбытовые организации. Объекты сбыта - покупатели товара производственного предприятия. Необходимо отметить, что определение объектов сбыта в данном случае дается исходя из конечной направленности сбытовой деятельности. Субъектов и объектов сбытовой деятельности не следует отождествлять с субъектами сделки (в частности, купли-продажи, аренды). Характер сбыта - адресный, определяемый его целью и направленностью всей деятельности производственного предприятия, производной от потребления, на конкретных потребителей его товара. Роль и значение сбытовой деятельности состоят в следующем: сбытовая деятельность, являясь в определенном смысле продолжением производственной, не просто сохраняет созданную потребительскую стоимость и стоимость товара, а создает дополнительную, тем самым, увеличивая его общую ценность; будучи одной из важнейших функций производственного предприятия, сбытовая деятельность не только реализует его корпоративную миссию, но и в известной мере определяет ее; сбытовая деятельность результативна, ибо в определенной мере обуславливает и в конечном итоге проявляет и реализует все экономические и финансовые результаты деятельности производственного предприятия; сбытовая деятельность как вид функциональной деятельности производственного предприятия во всей цепочке и системе создания товара является одним из источников его конкурентного преимущества как прямого (в пределах собственной организации), так и косвенного (в системе организации его хозяйственных связей и деловых отношений с партнерами) эффектов. [18] Содержание коммерческой деятельности предприятия по сбыту определяется совокупным содержанием всех взаимосвязанных последовательных и целенаправленных функциональных действий по распределению, доведению и реализации товара покупателям. Основными функциями сбыта коммерческого характера являются непосредственно продажа продукции. Вспомогательными функциями коммерческого характера являются маркетинг и юридические функции. Маркетинговые функции коммерческого характера заключаются в определении, изучении и формировании потребительской реакции на экономическое содержание предмета сбыта и включают две следующие основные группы: изучения и формирования спроса и коммуникационного продвижения. Первая группа функций предполагает изучение потребностей и спроса; поиск и выявление покупателей (потребителей); изучение конъюнктуры рынка; формирование спроса и др. Вторая группа функций предполагает, соответственно рекламную деятельность; связи с общественностью; личное продвижение; стимулирование сбыта. Юридические функции определяются процессами юридического обоснования и определения правового состояния экономического содержания предмета сбыта, юридического сопровождения и защиты. Основными функциями технологического характера являются также две группы относительно самостоятельных функций: хранения - складирования и распределения - доставки. Функции первой груп-пы могут осуществляться и самим производственным предприятием, как по завершении стадии производства, так и в последую-щем процессе сбытовой деятельности (распределения-доставки) непосредственно в каналах сбыта, и образующими их соответству-ющими посредническими организациями и структурами. Распределение непосредственно как функциональная деятельность, как функция сбытовой деятельности, производственного предприятия заключается в осуществлении адресного товародвижения и доставки товара конкретным потребителям. Вспомогательными функциями технологического характера яв-ляются функции предпродажной подготовки послепродажного обслу-живания. Эти функции определяются, процесса-ми формирования (в продолжение процесса производства) веществен-ного воплощения предмета коммерческой деятельности по сбыту (то-вара-ценности), обусловливающими в результате его (дополнительное) экономическое содержание (стоимость и потребительную стоимость). [3] Содержание коммерческой работы по сбыту товаров основывается на исследовании рынка; планировании коммерческой деятельности; организации и ведении оперативно-сбытовой деятельности; установлении коммерческих взаимоотношений с покупателями; разработке сбытовой программы; составлении графиков поставки продукции; ведении расчетов и т.п. Форма сбыта определяется организационно-правовыми отно-шениями субъектов сбытовой системы. Форма сбыта обусловли-вает следующую классификацию сбытовых систем: собственная сбытовая система производственного предпри-ятия; связанная сбытовая система -- система сбыта, связанная с производственным предприятием; независимая система сбыта -- система сбыта, не связанная с предприятием. Собственная система сбыта предполагает осуществление всех сбы-товых функций субъектами (складскими, транспортными, торговы-ми и др.), в организационно-правовом, а также экономическом и ад-министративном отношениях зависимыми от предприятия -- его непосредственными подразделениями, филиалами и т. п. Пред-приятие как их фактический владелец осуществляет управление их деятельностью. Связанная система сбыта предполагает осуществление всех сбыто-вых функций не предприятием, а самостоятельными в правовом, и не зависимыми в экономическом отношении посредниками. Коорди-нация деятельности всех субъектов осуществляется в рамках дого-ворных отношений: торговли по договорам, системы франчайзинга и др. Подобная система часто предполагает и общее управление сбытом, в частности по сбытовым программам производителя. Независимая система сбыта предполагает осуществление сбы-товых функций независимыми в правовом и экономическом от-ношениях посредниками. Наличие или отсутствие посредников обусловливает следую-щие методы сбыта: 1) прямой, или непосредственный, сбыт (на основе прямых контактов с покупателями); 2) косвенный, или опосредованный, сбыт (на основе опосредованных связей - услуг различного рода посредников); 3) Комбинированный, или смешанный сбыт предполагает использование как прямых, так и опосредованных связей с покупателями. [8] 1.3. Планирование, разработка и обоснование сбытовой политики Сбытовая политика предприятия предус-матривает определенную систему, формы и ме-тоды, обеспе-чивающие реализацию стратегических планов и максимальную эффективность сбыта. Планирование сбытовой политики производственного предпри-ятия предполагает решение задач в части определения и выбора товарной, ассортиментной, ценовой, коммуникационной, рас-пределительной (в том числе товародвижения) и сервисной по-литики. Товарная политика предприятия заключа-ется в разработке эффективной программы производства и сбы-та, направленной на преодоление и перераспределение сил кон-курентного давления рынка в пользу предприятия. Мероп-риятия товарной политики предполагают ориентацию на про-изводство и сбыт: 1) известного (выпускаемого) товара; 2) модифицированного товара (в том числе и в новом офор-млении); 3) нового (неизвестного) товара. Важнейшим фактором товарной политики и комплексной характеристикой самого товара является его качество. Оценка качества носит субъективный характер и отражает сте-пень соответствия свойств товара потребностям потребителя (по-купателя) в конкретных условиях потребления. Вследствие раз-нообразия потребностей качество каждого товара должно быть ориентировано на определенный сегмент рынка в соответствии с ожиданиями и мотивациями к приобретению определенной це-левой группы потребителей. Планирование качества товара предусматривает обоснование структуры его составляющих, стратегически ориентированной на обеспечение конкурентных преимуществ предприятия и реализацию соответствующей конкурентной стратегии. При этом каждая из составляющих в отдельности является фактором, определяющим содержание и сферу проявления конкурентного преимуще-ства предприятия. Ассортиментная политика производственного предприятия заключается в разработке эффективной программы производ-ства и сбыта товаров определенного разнообразия. Разнообразие товарного ассортимента характеризуется широтой (разнообра-зием) функций и полнотой (количеством вариантов) их вопло-щения в товаре. Эффективность ассортиментной политики производствен-ного предприятия определяется соотношением основных эф-фектов - эффекта разнообразия, эффектов опыта и масштаба. Последний, как известно, выражается в сокращении средних общих издержек при увеличении объемов производства и оп-ределяется в основном уровнем его технической и технологи-ческой однородности и структурой используемых в производ-стве материально-технических ресурсов. Эффект разнообразия, в свою очередь, вы-ражается в увеличении объемов сбыта (продажи) в основном за счет предложения определенного состава, в первую оче-редь, взаимодополняющих, сопутствующих, технологически однородных товаров. Сбалансированность товарного ассортимента предприятия определяется соотношением двух основных групп товаров в соче-тании с их рыночными позициями: группы стратегически перс-пективных товаров на стадии выхода на рынок и/или роста, спо-собных обеспечить долговременное конкурентное развитие пред-приятия, и группы экономически эффективных товаров на ста-дии зрелости, способных быть источником собственных средств развития предприятия. Ценовая политика производственного предприятия заключа-ется в формировании эффективной структуры (видов и уровней) цен товаров. Цена, как известно, является монетарным выражением цен-ности товара. Для покупателя (потребителя) товар представляет ценность сово-купностью свойств, определяющих его полезность. Поэтому цена спроса является оценкой полезности товара покупателем (потре-бителем). Возможности и проблемы политики цен меняются в зависимости от типа рынка. Фирмам необходимо иметь упорядоченную методику установления исходной цены на свои товары. Рассмотрим методику расчета цен, состоящую из следующих шести этапов: 1) постановка задач ценообразования; 2) определение спроса; 3) оценка издержек; 4) анализ цен и товаров конкурентов; 5) выбор метода ценообразования; 6) установление окончательной цены. Постановка задач ценообразования. Прежде фирма решает, каких именно целей она стремится достичь с помощью конкретного товара. Стратегия ценообразования в основном определяется предварительно принятыми решениями относительно позиционирования на рынке. [1] Определение спроса. Любая цена, назначенная фирмой, так или иначе, скажется на уровне спроса на товар. Различия в подходах к замерам изменения спроса диктуются типом рынка. В условиях чистой монополии кривая спроса свидетельствует о том, что спрос на товар обоснован ценой, которую фирма за него запрашивает. Однако с появлением одного или более конкурентов кривая спроса будет меняться в зависимости от того, остаются ли цены конкурентов постоянными или меняются. Степень чувствительности спроса к изменению цены показывает коэффициент эластичности спроса. Если под влиянием небольшого изменения цены спрос почти не меняется, то он неэластичен. Если спрос претерпевает значительные изменения, то он эластичен.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|