p align="left">Специалисты-нутрициологи, фармакологи и врачи предлагают следующий алгоритм анализа данной группы БАД: продукты, относящиеся к спортивному питанию, должны проходить экспертизу в Государственном фармакологическом центре МЗ России. Если специалисты ГФЦ оценят данный продукт как не относящийся к ЛС, то он будет отнесен к пищевым продуктам или БАД. Только так можно уберечь потребителя от употребления небезопасной с фармакологической точки зрения пищевой продукции. Следующей проблемой в отношении контроля безопасности и эффективности спортивного питания является отсутствие признаков идентификации данной продукции, заявленной на момент сертификации и в рекламе для потребителей как имеющей лечебно-профилактические свойства. Статистически обработанные материалы анализа маркировки реализуемой в Московском регионе продукции свидетельствуют о том, что в 15,1% случаев на этикетках имеются ошибки в названии продукции, в 53,8% - не указаны единицы массы, в 66,8% - состав продукции, в 68% - сроки изготовления, реализации, отсутствовал номер серии предприятия-изготовителя. На каждой второй упаковке не указаны название и адрес производителя. В 98,7% случаев отсутствовала информация о возможном содержании в реализуемом продукте компонентов, полученных из генетически модифицированного сырья, в 72,4% - инструкция по применению не была согласована с центральными органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. В 61,1% случаев на упаковках отсутствовал штрих-код. Для решения этих проблем следует гармонизировать закон России «О подтверждении соответствия продукции и услуг нормативным требованиям» с европейскими и международными нормами для пищевых продуктов и ввести в него такое понятие, как технологический регламент для производства БАД группы спортивного питания, в качестве инструмента контроля безопасности этой продукции. 71,8% БАД группы спортивного питания в Московском регионе распространяются лицами, не имеющими медицинского образования, не прошедшими элементарной подготовки по работе с населением, не знающими специфики распространяемых биологически активных добавок. Часто распространители дают неквалифицированные советы лицам, которые приобретают у них продукцию. Серьезную озабоченность у медицинской общественности вызывает система сетевого маркетинга Следует отметить, что только 34,6% БАД на рынке Московского региона реализуется в аптечных учреждениях, магазинах, торговых точках и др. Решение этой проблемы носит долгосрочный характер и предполагает формирование общественного мнения в соответствии с существующими законодательными и морально-этическими нормами. Важным вкладом в решение проблемы БАД как в России, так и в Московском регионе, является инициация создания Российской ассоциации разработчиков, производителей и дистрибьюторов биологически активных добавок в целях объединения усилий национальных производителей и дистрибьюторов БАД для решения насущных проблем в своей отрасли. Одна из первостепенных задач ассоциации - выпуск периодически обновляемого издания общественного реестра спортивного питания и БАД. В 1992 г. в Риме состоялась международная конференция, инициатором проведения которой выступили Всемирная продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Представители 150 государств подписали Декларацию и план действий, цель которых - добиться к 2015 г. существенного уменьшения смертности и увеличения продолжительности жизни за счет факторов, связанных с питанием. Одним из таких факторов является нормализация витаминного и минерального баланса. Среди тех, кто поставил свою подпись под Декларацией, был и полномочный представитель России, тем самым Российское правительство обязалось в 1994 г. принять национальную программу питания, предусматривающую снижение к 2015 г. заболеваемости, вызванной неправильным, несбалансированным питанием, сведение до минимума заболеваемости, обусловленной недостаточным содержанием йода и витамина А в пищевых продуктах, снижение показателя заболеваемости железодефицитной анемией среди женщин на одну треть по сравнению с 1990 г. По данным Российского НИИ питания, в последние годы резко понизилась калорийность питания населения - с 2800 ккал в день в 1992 г. до 2400 ккал в день в 2000 г. При этом количество потребляемых минеральных веществ уменьшилось еще более заметно: кальция и фтора - в 1,5 раза, йода - в 2, железа - в 7 раз, соотношение кальция и фосфора в потребляемых продуктах не соответствует рекомендуемому. Таким образом, питание среднестатистического жителя России является не только несбалансированным и нерациональным, но и полидефицитным. Одним из путей решения перечисленных проблем является применение БАД группы спортивного питания. Термин «биологически активные добавки», среди которых выделяют нутрицевтики и парафармацевтики, появился сравнительно недавно. Их изучением занимается наука фармаконутрициология, которая находится на стыке фармакологии и нутрициологии (науки о питании). Как показывает опыт, в экономически развитых странах обеспечить сбалансированное питание можно только с помощью нутрицевтиков. Немаловажен и экономический аспект проблемы. Путь от открытия биологически активного вещества до лекарственного препарата долог и дорог, тогда как от открытия биологически активного субстрата до создания БАД он значительно короче и дешевле. Нутрицевтики, включая и продукты спортивного питания, используют, во-первых, для устранения дефицита эссенциальных нутриентов, который наблюдается практически во всех группах населения во всех странах. Во-вторых, их применение позволяет индивидуализировать питание каждого человека, ведущего здоровый спортивный образ жизни, в зависимости от пола, возраста, экологической обстановки и степени физической нагрузки. В-третьих, нутрицевтики класса спортивного питания предназначены для того, чтобы удовлетворить измененные потребности в пище людей, усиленно занимающимися физическими упражнениями. Практически единственным критерием для разграничения спортивных добавок и лекарственных препаратов является количественная оценка влияния этих веществ на организм. Если регуляция или стимуляция организма биологически активными веществами группы спортивного питания осуществляется в пределах физиологической нормы, то их следует отнести к БАД, если же ответная реакция организма выходит за эти пределы, - то к лекарственным препаратам. Сложность такого разграничения обусловливает проблемы, которые при этом возникают. 2. Особенности современного рынка спортивного питания в Московском регионеРынок спортивного питания достаточно специфичен и занимает промежуточное положение между фармацевтическим рынком и рынком продуктов питания, являясь в свою очередь частью рынка БАД. В Московском регионе рынок спортивного питания начал формироваться относительно недавно и его развитие идет достаточно быстро. По оценкам некоторых специалистов стоимостная емкость рынка спортивного питания, в ближайшие годы, может составить приблизительно 1/6 стоимости всего рынка БАД. В настоящее время на рынке Московского региона достаточно широко представлены как отечественные, так и импортные БАДы группы спортивного питания. Соотношение реализации отечественных и импортных БАДов группы спортивного питания (в натуральных единицах) (2007 г.) - Отечественные 30% - Импортные 70% Соотношение реализации отечественных и импортных БАДов группы спортивного питания (в стоимостном выражении) (2007 г.) - Отечественные 15% - Импортные 85% Структура продаж БАД группы спортивного питания (в стоимостном выражении) (2007г.) - 5,0% палатки, киоски, стенды («Лавка жизни», «Зеленая аптека» и т.д.) - 8,0% сетевой маркетинг - 12,0% аптеки и аптечные киоски - 67,0% спецмагазины - 8,0% другие. Рынок спортивного питания Московского региона достаточно динамично развивается. Автором диссертации было проанализировано около 30 прайс-листов фирм-дистрибьюторов за 2006 и 2007 гг. В 2006 году продукты спортивного питания были включены в 38% прайс-листов, в 2007 году - более 60% прайс-листов содержат предложения по продуктам спортивного питания. Номенклатура спортивного питания достаточно широка, однако можно выделить наиболее часто предлагаемые позиции (см. таблицу 1). Таблица 1. Рейтинг популярности продуктов спортивного питания в московском регионе на 01.05. 2008 г. |
Наименование Доля прайс-листов, в которых присутствует данный препарат 1. Multipower 50,0% 2.Optimum Nutrition 44,0% 3. Universal 28,0% 4. Геркулес 28,0% 5. Weider 22,0% 6. Twinlab 22,0% | | |
В обзоре были использованы материалы V Всероссийской научно-практической конференции по вопросам применения биологически активных добавок к пище, проходившей в апреле 2008 г. Наиболее активные покупатели препаратов спортивного питания по доходам представляют собой среднеобеспеченные и высокообеспеченные слои населения. В то время как БАД (за исключением препаратов спортивного питания) приобретают в основном среднеобеспеченные и более бедные слои населения. Потребители БАД (за исключением препаратов спортивного питания) по полу делятся в пропорции 75/25 (в пользу женщин), но в последнее время это соотношение сдвигается к 80/20. Соотношение же потребителей исключительно препаратов спортивного питания по полу 90/10 (в пользу мужчин). На принятие решения о покупке спортивного питания влияют такие факторы, как цена, удобство, информативность и красочность упаковки и этикетки, происхождение (см. диаграмму 1). Диаграмма 1. Анализ факторов, влияющих на принятие решения о покупке спортивного питания по Московскому региону на 1.02.2007 г. Решение о покупке сильно зависит от грамотной консультации продавца и, еще в большей степени, от рекомендации тренера или руководителя спортивными занятиями Важнейшим мотивом приобретения спортивных добавок является наличие недомогания, связанного со слабой спортивной подготовкой, менее значимыми мотивами являются общее укрепление здоровья и профилактика заболеваний (мотив - болеть слишком дорого), отдаление старости, улучшение внешнего вида и достижение сбалансированности и полноценности диеты (см. диаграмму 2). Диаграмма 2. Анализ мотивов покупки спортивного питания потребителями московского региона на 1.02.2007 г. Важнейшие мотивы приобретения препаратов исключительно спортивного питания - эффективность препарата и его безопасность. Количество «новаторов» среди покупателей относительно невелико. Более того, значительная часть «новаторов» переходит от уже знакомых на другие препараты из-за того, что не верит в способность отечественных производителей поддерживать на должном уровне качество продукции при ее выпуске в течение длительного времени (см. диаграмму 3). Диаграмма 3. Анализ новаторства в поведении потребителей спортивного питания по московскому региону на 1.01.2007 г. Стоимостная оценка емкости рынка всего БАД в России, частью которого является и спортивное питание, составляет в настоящее время примерно 1,9 млрд. долларов. Годовой оборот аналогичного рынка в США - около 5 млрд. долларов (без витаминно-минеральных комплексов). Доля отечественных производителей в формировании товарного ресурса российского рынка БАД составляет 65-70%, остальное приходится на импортную продукцию. (См. приложение 7.) В то время как препараты спортивного питания представлены в пропорции 80 /20 (в пользу импортных препаратов). Стоимостная доля продукции, ревизуемой «сетевиками», в общем объеме продаж спортивного питания составляет сейчас примерно 35%. В США доля «сетевиков» составляет 6-7% от общего объема продаж спортивного питания. Следует отметить, что препараты спортивного питания практически не встречаются в «сетевой» продаже. Обычное место приобретения спортивного питания - тренажерные залы, спортивные магазины, лотки (расположенные в наиболее посещаемых местах - метро, торговые центры и т.д.), небольшие специализированные фирмы по реализации узконаправленной категории товаров спортивного назначения. Препараты группы спортивного питания по данным первой половины 2008 г. наиболее часто встречаются в специализированных магазинах либо, в спортивных магазинах широкого профиля, а так же в последнее время наблюдается увеличение продаж через интернет-магазины. Российский рынок спортивного питания продолжает стремительно развиваться. По экспертной оценке, его стоимостная емкость в настоящее время приближается к 200 млн. $, а сами препараты в виде гранул, таблеток капсул, жидких обогащенных веществ стали широкодоступным атрибутом розничной торговли, к сожалению пока что только в местах, географически тяготеющим к спортивным центрам и объектам.
Страницы: 1, 2, 3
|