на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Сущность и организация маркетинговой информации
p align="left"> (2.4)

где мв - среднее квадратическое отклонение малой выборки;

- среднее квадратическое отклонение обычной выборки;

х - независимые случайные величины (характеристики изучаемых

величин);

x? м.в. - средняя величина малой выборки;

n - численность выборки.

Предельная ошибка выборки определяется по следующей формуле:

(2.5)

где t - нормированное отклонение, или коэффициент доверия, который определяется по таблице вероятностей Стьюдента:

(2.6)

Носители и источники маркетинговой информации

Где возникает информация? По-видимому, информация о товаре начинает свой путь с производства, информация о потреблении, о желаниях и взглядах покупателя - в среде потребителей и т.д. Информация собирается среди ее носителей, т.е. юридических и физических лиц, обладающих некоторыми сведениями и занимающихся определенной рыночной деятельностью (как активной, так и пассивной). Кто же на потребительском рынке выступает в качестве носителя, обладателя информации? Во-первых, индивидуальные потребители (население), у которых собираются сведения, характеризующие их спрос, поведение на рынке, принадлежность к социальным и демографическим группам, и другая информация, необходимая для маркетинга; во-вторых, производители, обладающие сведениями о качественных и количественных характеристиках товара, потенциале производства и возможностях НТП, перспективах модернизации товара и создании качественно новых образцов, их себестоимости и т.д.; в-третьих, дистрибьюторы (торговые посредники), располагающие информацией о спросе потребителей, конъюнктуре потребительского рынка, торговых конкурентах, эффективности рекламы и т.д. Как правило, участники канала товародвижения, особенно конвенционального, или вертикальной маркетинговой системы охотно обмениваются информацией, имеющей взаимный интерес. Нередко ими проводятся совместные маркетинговые исследования.

Заложенная информация может находиться в подсознании носителя (физического лица) и проявляться в форме действий на рынке или же ответов на вопросы исследователя; она может обнаруживаться в виде определенных закономерностей и находить выражение в рыночной деятельности предприятий, и, наконец, потенциальная информация может храниться в форме знаний у своих носителей, которые предоставляются при определенных условиях.

Не следует смешивать понятия «носители информации» и «источники информации». Первые - юридические и физические лица, в силу своих служебных функций или присущих им свойств, образа и стиля жизни, сложившегося менталитета обладают потенциальной информацией, которая проявляется или в их действиях, или в их высказываниях. Источник информации - это концентрированный и специализированный проводник, канал информации, откуда ее черпнот заинтересованны-0 пользе! атели (в частности, маркетологи). Правда, как всякий инструмент, канал информации оказывает на нее некоторое воздействие (и по форме, и по существу), и пользователю надо быть готовым к соответствующей коррекции.

Существуют два канала получения информации от ее носителя: первый, когда носитель информации сам сообщает необходимые сведения (через разные источники); второй, когда статистически оцениваются (как абсолютная, относительная или средняя величина, тенденция и т.п.) действия массы носителей информации. В различных странах предприятия в добровольном или обязательном порядке публикуют определенный набор сведений о себе (естественно, не нарушая коммерческой тайны, но достаточный, чтобы составить представление о конкуренте). В некоторых странах регулярно издаются регистры предприятий и справочные бюллетени по определенному кругу показателей. Нередко предприятия издают материалы о своей деятельности. Действует так называемый закон цветка. На какой цветок охотнее летят пчелы, бабочки? Правильно, на яркий. В информации о предприятии заинтересованы потенциальный инвестор, банкир, поставщик, клиент. В зарубежных странах давно сложилось убеждение: если предприятие проводит политику информационной закрытости, то оно скорее всего находится на пути к банкротству. К сожалению, в среде российских предпринимателей еще силен синдром закрытости, секретности, что, наверняка, наносит ущерб их собственным интересам.

Самостоятельной формой движения информации следует считать коммуникативные каналы, когда предприятие-контрагент в ходе коммерческих переговоров сообщает информацию о себе как условие и побудительный мотив заключения сделки.

В табл. 2.3 перечислены основные каналы (источники), отражено содержание и указываются способы получения маркетинговой информации.

Таблица 2.3

Схема источников маркетинговой информации

Канал/источник информации

Содержание информации

Доступность информации

Способ получения информации получателем

Публикации в официальных, научных, публицистических, рекламных изданиях; бюллетенях; справочниках, регистрах; СМИ, Интернет и т.д.

Статистическая информация, методики, научные исследования и учебники, информация о предприятиях, конъюнктурная и рекламная информация

Общедоступна

Через библиотеки; рассылка подписчикам; покупка в магазинах и др.; посредством радио, телевидения; бюро вырезок, сети Интернет

Информация, приобретаемая на коммерческой основе у органов государственной статистики, консалтинговых и других фирм (синдикативная)

Статистическая информация, методики, факты, модели, рекомендации

Недоступна для неспециалистов

Покупка у владельца информации

Информация, извлекаемая из публикаций, так называемое бюро вырезок по тематике заказчика

Контент-анализ (количественные методы анализа документов), группировка источников по какому-либо признаку

Заказная, целенаправленная

Заказ на подбор определенной информации из разных публикаций

Внутрифирменные бухгалтерский и статистический учет и отчетность

Всесторонняя экономическая и финансовая характеристика производственного / торгового потенциала фирмы

Доступна для маркетинговой службы фирмы

Поступает по распоряжению руководства фирмы

Обмен информацией между участниками интегрированного канала товародвижения

Производитель информирует о товаре, дистрибьютор - о рынке и т.д.

Доступна только для участников канала

Обмен информацией осуществляется в соответствии с договоренностью

Специальные обследования, мони-торинги, опросы

Единовременные и систематические оценки рыночной ситуации и характеристика поведения потребителей

Доступна для организаторов обследований

Обследования проводятся по решению руководства фирмы

Панели потребителей или специалистов

Всесторонняя характеристика доходов и расходов потребителей, оценка факторов, влияющих на спрос

Доступная для организаторов панели

Постоянная выборочная совокупность; информация поступает руководству фирмы - организатору панели

Сеть торговых корреспондентов

Неформальные оценки рыночной конъюнктуры и потребительского поведения

Доступна для службы маркетинга фирмы

Формируется решением руководства фирмы

Экспертные оценки

Оценки, выводы, прогнозы

Доступна для заказчика

Группа экспертов приглашается руководством фирмы

Эксперимент

Позволяет выявить пропорции и взаимосвязи, в частности эластичность спроса

Доступна для службы маркетинга

Проводится службой маркетинга одновременно с пробным маркетингом

Как видно, в источники, или каналы, маркетинговой информации входят:

* публикации (цифровые, фактографические, теоретические) в средствах массовой информации, официальных справочных изданиях, сообщениях бирж, объявлениях банков и АО (для акционеров), сообщениях союзов предпринимателей, в регистрах и отраслевых бюллетенях, в научной или публицистической литературе (в некоторых странах существуют специальные бюро вырезок, на коммерческой основе собирающие досье по интересующему фирму вопросу в соответствии с заказом маркетинговой службы);

* информация, приобретаемая фирмой на коммерческих началах, например у Российского статистического агентства или у альтернативных статистических служб (демографические данные, данные о ценах, доходах и расходах населения, другие социально-экономические показатели);

* внутрифирменные учет и отчетность, в том числе бухгалтерская (данные о производстве и сбыте товара, ассортименте поставки и отгрузки, оптовом и розничном товарообороте, себестоимости и цене, инвестициях, затратах и прибылях, материально-технической базе и т.д.);

* обмен информацией между участниками интегрированного канала товародвижения, а также между участниками коммерческих переговоров;

* данные специальных обследований, проводимых самой фирмой или по ее заказу, в частности замеры параметров рынка в опорных пунктах (обычно в фирменных магазинах производственного предприятия, иногда в форме мониторинга, т.е. постоянно ведущегося наблюдения по заранее разработанной программе);

* информация торговых корреспондентов - торговых работников (обычно продавцов), за особую плату регулярно сообщающих о своих наблюдениях за спросом и торговой конъюнктурой, а также информация, собираемая коммивояжерами и торговыми агентами;

* различного рода экспертные оценки и прогнозы (дельфи-метод, метод мозгового штурма и др.);

* непосредственное наблюдение (например, регистрация времени, затрачиваемого на покупку, и т.д.);

* включенное наблюдение - наблюдатель негласно внедряется в коллектив (применяется при изучении конкурентов, а также для исследований производительности труда, морального климата и т.п. контингента работников собственной фирмы);

* опросы потребителей, предпринимателей, специалистов (в том числе интервьюирование и анкетирование);

* панели потребителей - разовые или постоянные выборочные обследования семей/домохозяйств потребителей;

* эксперимент (пробный маркетинг): полевой - оценка и моделирование результатов продажи небольших партий товаров, изучение реакции потребителей на изменение факторов (условий продажи); лабораторный - построение по данным полевых наблюдений имитационной модели типа

Е=f(хi; yi),

где Е - результат действия системы, в которой хi - управляемые параметры (последовательно изменяемые исследователем);

уi - неуправляемые параметры.

В качестве дополнительного источника данных для конъюнктурного анализа используется статистика производства, товарооборота и товарных запасов, цен, финансов, социально-демографическая статистика и другие источники. Часто сбор информации организуется во время проведения выставок-продаж, ярмарок. Источниками конъюнктурной информации служат также справки о конъюнктурной обстановке, представляемые торговыми корреспондентами (продавцами, товароведами, административными работниками предприятий и т.п.). Руководству фирмы поступает «сигнальная» информация от подчиненных подразделений и предприятий.

Проводятся также так называемые тенденциальные опросы специалистов. Они отличаются от обычных опросов программой вопросника, ориентированного на оценку рыночной ситуации, в частности о положении и перспективах соответствующей отрасли на рынке и в отдельных его сегментах, о склонности потребителей к покупкам и т.п. При организации тенденциального опроса в состав опрашиваемых лиц включают руководителей фирмы и специалистов промышленных и торговых (оптовых и розничных) предприятий, их маркетинговых служб; опрашиваются также владельцы (главы) домашних хозяйств, входящих в выборочную панель.

Опрошенные лица представляют конъюнктурные справки, где содержатся ответы на поставленные вопросы, которые затем сводятся, статистически обрабатываются и анализируются. Вся конъюнктурная информация входит в систему маркетинговой информации.

Методы экспертных оценок, базирующиеся на мнениях и оценках высококвалифицированных специалистов-экспертов, в частности Дельфи-метод, метод мозгового штурма, синектики и др., а также методы генерации идей.

Известный маркетолог Питер Р. Диксон приводит мнения менеджеров 300 компаний о наиболее ценных источниках информации, используемых для характеристики рынков. На первом месте - контингент продавцов (по нашей терминологии, торговых корреспондентов), на втором - публикации и базы данных, на третьем - потребители (имеются в виду опросы), и только на четвертом месте находятся маркетинговые исследования, службы отслеживания.

Список использованной литературы

1. Диксон П.Р. Управление маркетингом. - С. 93.

2. Дихтль Е.. Хершген X. Практический маркетинг / Пер. с нем. - М.: Высшая школа, 1995. - С. 14.

3. Крутиков Ф.А. Конъюнктура рынка при социализме. - М.: Экономика, 1968.- С.1Х.

4. Диксон П.Р. Управление маркетингом / Пер. с англ. - М., 1998. - С. 58.

5. Базел Р.Д., Кокс Д.Ф., Браун Р.В. Информация и риск в маркетинге / Пер. с англ. -М.: Финстатинформ, 1993. - С. 10.

6. Поведение потребителей / Энджелл Дж. Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. / Пер. с англ. - СПб.: Питер Ком, 1999. - С. 25.

7. Котлер Ф. Основы маркетинга. -С. 118.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.