на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Довоенная Москва 20 века (1920-1942 гг.) - (реферат)

Довоенная Москва 20 века (1920-1942 гг.) - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    ДОВОЕННАЯ МОСКВА ХХ ВЕКА (1920 - 1941гг. )
    .... что бы там ни происходило,
    что бы вы не говорили, Москва -
    мать, Москва -- родной город.
    (М. А. Булгаков, "Сорок сороков". )
    План.

I. Вступление. Общее положение дел в Москве по окончании Гражданской войны. II. Основная часть.

    1. Промышленность.
    а) восстановление пром-сти.

б) развитие пром-сти в связи с пятилетними планами. Достижения более высокого, нежели дореволюционный, уровня выпуска продукции. (Примеры). в) социалистическое соревнование.

    2. Транспорт.
    а) Москва -- крупнейший транспортный узел страны:
    -- железнодорожный транспорт;
    -- речной транспорт;
    -- авиатранспорт.
    б) городской транспорт:
    -- наземный (трамвай, троллейбус, автобус, такси);
    -- подземный (метро). Строительство московского
    метрополитена в довоенные годы.
    3. Коммунальное хозяйство:
    а) жилищный фонд и жилые застройки 20-30х годов;
    б) внутригородская связь и передача информации;
    в) теплофикация;
    г) электрификация;
    д) газификация;
    е) система канализации и удаления отходов;
    ж) система зеленых насаждений.

4. Отражение новой идеологии в облике Москвы. Советская архитектура 20-30-х годов. а) до утверждения и проведения в жизнь Генерального плана реконструкции Москвы:

    -- топонимика;
    -- памятники;

-- уничтожение храмов и монастырей, в т. ч. уничтожение Храма Христа Спасителя и проект Дворца Советов на месте Храма;

    -- Мавзолей В. И. Ленина.
    -- архитектурные течения 20-30-х годов.
    б) после принятия Генерального плана рекострукции Москвы:
    -- кремлевские звезды;
    -- архитектура залов метрополитена;
    -- реконструкция набережных и мостов;
    -- сельскохозяйственные выставки (подробное рассмотрение
    только ВСХВ).
    в) московские высотные дома: идеологическая подоплека. (*)
    5. Просвещение и культура.
    а) образование:
    -- дошкольные учреждения;
    -- среднее (школьное) образование;
    -- высшее образование.
    б) наука:
    -- новые и старые НИИ;
    -- Москва -- научный центр Союза;
    -- связанные с марксизмом институты, школы, музеи;
    идейное воспитание.
    в) культурная революция.
    -- библиотеки;
    -- музеи;
    -- влияние соц. идеологии на различные виды искусства;
    -- кино как "важнейшее из искусств".
    III. Заключение.
    * -- материал предлагается как проблемный.

14 декабря 1920 года последний раз была опубликована сводка полевого штаба Реввоенсовета: "На фронтах спокойно". Закончилась Гражданская война. Всего же на долю Москвы выпало почти семь военных

    лет, если считать и Первую мировую войну.

Последствия этих лет были крайне тяжелыми. Практически замерли все московские предприятия: произведенная ими в 1921 году продукция составляла всего 15% от уровня 1913 года. Простаивали текстильн ые фабрики, почти все предприятия пищевой промышленности, химические и металлообрабатывающие предприятия работали с недогрузкой. Например, на заводе Гужона (ныне "Серп и молот") выпуск издел

    ий составил 2, 1% от уровня 1913 г.

А если предприятия простаивали -- значит, была безработица. К концу 1923 г. на учете московской Биржи труда было 112 тысяч безработных.

В чрезвычайно тяжелом состоянии находилось коммунальное хозяйство города. Почти прекратилась работа внутригородского транспорта, в расстройство пришла водопроводная система. Потребности

города в воде удовлетворялись лишь на 60%, а в возвышенных частях Москвы (примерно четверть всей территории) без воды оставались целые районы. Из-за нехватки электроэнергии целые дома и район k не освещались. В 15 раз сократились выработка и подача газа. Да плюс к тому еще рост инфляции. В октябре 1922 года покупательная способность билета в 100. 000 тысяч рублей

    равнялась стоимости одной царской копейки.

Да неурожайные, голодные 1920-1922 года. Голод свирепствует в Поволжье, и на столице это не может не сказаться. "Бывали дни и недели, когда население Москвы обеспечивалось хлебом по минимальной н орме (50-100 граммов в день на человека). Бывали и такие дни, когда хлеба не выдавали вовсе. " В окябре 1920 г. Москва имела запас муки всего на одну неделю.

А еще были уничтожены все прежние идеалы и ценности, а новые ценности - революционные -- еще не были поняты и осмыслены народом, москвичами в том числе. Да и до идеалов ли было в такое время?

И теперь москвичам предстояло возрождать промышленность, хозяйство и культуру, даже более того -- создавать новую модель общества. Именно москвичам, ведь Москва всегда "подавала пример" всей России.

    1. Промышленность.

Одной из первых задач, стоящих в то время не только перед Москвой, но и перед Россией в целом, было восстановление

промышленности. В первую очередь была проведена реконструкция старых дореволюционных заводов, таких, как завод Гужона (с 1922г. -- "Серп и молот"), "Богатырь" (с 1923 г. -- "Красный богатырь"), завод бра

тьев Бромлей (с 1922 г. -- "Красный пролетарий"), "Динамо" (с 1935 г. - электромашиностроительный завод им. С. М. Кирова) и многие другие. Всего к концу 1921 г. в Москве насчитывалось 457 действующих предпри oтий. Еще более успешным в плане восстановления московской промышленности оказался 1922 год. В августе была пущена Московская ситценабивная фабрика (бывшая Цинделя). "Набирали темпы "Трехгорная ман

уфактура", Даниловская и Измайловская текстильные фабрики. Заметно увеличилось производство пищевой, химической, кожевенной, силикатной и других отраслей промышленности. (.... ) В 1922 году в Мос *ве находилось уже 25, 1% всех промышленных предприятий страны, которые выпускали 38% валовой продукции СССР".

В целом к 1925 году уровень московской промышленности достиг дореволюционного. Следующим шагом к развитию стало превышение этого уровня. В 1926/27 г. столичная промышленность дала продукции на 18, 9% больше, чем в 1913 году.

В 1929 г. вступил в действие первый пятилетний план, разработанный на основе Директив 15-го съезда ВКП(б) в декабре 1927 г. Этот план предусматривал превращение Москвы в крупнейший индустриальный fентр страны. В то время был актуален лозунг: "Без тяжёлой промышленности мы не сможем построить никакой промышленности. " Именно высокие темпы развития машиностроения и металлугии отличали развитие москЕ. вской промышленности в 20х-30х гг. "Если до революции удельный вес легкой промышленности составлял более 75%, а металлообрабатывающей -- всего 10% от общего промышленного производства Москвы, то * концу 30-х годов положение существенно изменилось. Металлообрабатывающая промышленность прочно заняла первое место в общем промышленном балансе города, достигнув почти 45%. "Ситцевая" МосквЕ отошла на второй план, уступив свое место Москве машиностроительной и электротехнической. "

В этой работе нет необходимости подробно говорить о развитии каждого завода, поэтому я просто подтвержу свою

    мысль несколькими конкретными примерами.

Выше уже говорилось о восстановлении завода Гужона, получившего в честь 5-летия Октябрьской революции название "Серп и молот". С 1931 года это предприятие специализируется на продукции из каче aтвенной стали. В 1929-1935 гг. была проведена реконструкция: "возведены новые мартеновские мечи, модернизированны прокатные станки и нагревательные печи, построены новые пролеты для отделки пр . ката, пущен первый в стране цех холодной прокатки из нержавеющей стали. " На этом заводе было освоено производство продукции, не выпускавшейся до этого в СССР, в частности производство стальн ого листа для авиа- и авто промышленности и тонкой стальной нержавеющей ленты.

28 июня 1918 года был национализирован основанный в 1916 г. автомобильный московский завод АМО (Акционерное машиностроительное общество). В 1924 г. здесь начался выпуск грузовых автомобилей АМО-Ф-15.

Во время первой пятилетки завод был реконструирован; было создано поточно-конвейерное производство грузовых автомобилей АМО-2, затем АМО-3. Вотричная реконструкция проводилась в 1933-1937 гг. ко ллективом архитекторов под руководством Е. М. Попова. Эта реконструкция позволила значительно увеличить выпуск машин. С 1934 г. начали выпускаться грузовые автомобили ЗИС-5 и ЗИС-6, автобусы ЗИС

8, с 1936г. -- легковые автомобили ЗИС-101. К 1940 г. завод превратился в новое предприятие -- одно из крупнейших этой отрасли в Европе.

Говоря о развитии промышленности, нельзя не сказать о массовом движении социалистического соревнования, которое сыграло в этом значительную роль. С 1919 г. в столице проводились субботники, с gитающиеся "зачатками" соцсоревнования. В начале 1929 г. бригадир завода АМО Поваляев положил начало движению "работать по-ударному". Идея получила поддержку секретаря партячейки одного из цех . в того же завода. К весне движение стало массовым, общемосковским. Оно способствовало досрочному выполнению производственного плана 1929/30 г. "Выпуск промышленной продукции на одного рабочег . в металлопромышленности Москвы составил 180% от уровня 1913 г. , а в целом объем промышленного производства столицы вырос в 2 раза по сравнению с тем же довоенным годом. "

В 1935 г. зародилось стахановское движение. Его "основоположником" был донецкий шахтер А. Г Стаханов,

в 14 раз перевыполнивший сменную норму. Стахановцы боролись за повышение производительности труда путем освоения новой техники. Это движение стало наиболее распространенным среди рабочих. @B ноябре 1935 г. в столице состоялось первое Всесоюзное совещание стахановцев, и четверть всех присутствовавших на нем составили москвичи. Всего же участие в совещании приняло более 3000 человек .

Ну и конечно, нельзя не упомянуть о самом популярном лозунге того времени: "Пятилетку -- в четыре года! ". Современному человеку все это кажется несерьёзным, даже наивным. Но такова была идеолог (я, таково было мировоззрение и миропонимание народа, таков был образ жизни. Личное тогда не имело общественного значения; каждый человек мыслил глобально, задумываясь в первую очередь об ин bересах

других, а потом уже о себе. Идея соцсоревнования сплотила рабочих, помогла восстановлению и развитию промышленности. Разве это плохо?

    2. Транспорт.

В этом вопросе необходимо осветить две стороны проблемы. Во-первых, в 20-х-30-х годах происходит становление Москвы как крупнейшего транспортного узла страны. Во-вторых, в это же время развивае тся городской транспорт. Рассмотрим Москву как один из наиболее значимых транспортных узлов. Старейшим (и крупнейшим) в этом плане является Московский железнодорожный узел. Его грузооборот в 20-х-30-х годах значительн

о увеличился. Это связано, во-первых, с общим промышленным подъемом; во-вторых, с реконструкцией железнодорожный путей и станций; в-третьих, c тем, что Москва теперь являлась столицей, и выплняла главную роль в общей транспортной сети Союза.

О развитии Московского железнодорожного узла красноречиво говорят цифры, которые я привожу в следующей таблице.

    Табл. 1
    |--------------------------------------------------------|
    | Год|Отправлено грузов|Прибыло грузов|Отправлено человек|
    |--------------------------------------------------------|
    |1913| 1, 8 млн. тонн | 7, 3 млн. тонн| 16 млн. чел. |
    |1940| 4, 1 млн. тонн | 22, 9 млн. тонн| 212 млн. чел. |
    |--------------------------------------------------------|

Но нас в данном случае интересует не столько восстановление старого, сколько создание нового. Самым значительным событием, сыгравшем огромную роль как в улучшении

транспортной системы, так и в развитии городского хозяйства Москвы было, безусловно, сооружение канала Москва -- Волга (с 1947 г. -- канал им. Москвы). "Бурный территориальный рост города, интенсивное развитие промышленности, увеличение численности населения резко повысили потребность столицы в воде. Суточная мощность московского водопр овода в 1932 году составляла 455 000 кубометров. Этого количества было явно недостаточно. Состояние Москвы-реки, к тому времени сильно обмелевшей, создавало реальную уугрозу водоснабжению Москвы и судоходству". Для решения эти

х проблем было решено перебросить чась стока Волги в Москву реку. Это решение было принято Пленумом ЦК ВКП(б) в июне 1931 года. Проект канала был утвержден через год, и тогда же началось его стро (тельство.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.