Цвет
СОДЕРЖАНИЕ:
I.Введение.
II.Теоретическая часть.
1.Происхождение названий цветов.
2.Психологическая характеристика цветов.
3.Цвет в трудовой и учебной деятельности.
4.Выбор цвета и возраст.
5.Цвет и имя.
6.Цвет и характер.
7.Биоэнергетика в цвете.
8.Цвет души.
III.Практическая часть.
1.Эксперемент.
2.Нарисуй себя.
3.Рисование музыки.
IV.Вывод.
I.Введение.
Прекрасный дар природы – способность человека видеть мир,
расцвеченный всеми цветами радуги. Люди так привыкли к этому
чуду, что не удивляются ему. Более того, склонны считать цвет
объективным свойством самих предметов.
Так или иначе, цвет воспринимается обычно как цвет предметов
или как цвет помещения. К так называемым теплым цветам относятся
красный, золотистый и оранжевый, в то время как синий, фиолетовый
и цвет морской волны считают холодными цветами.
В своем жизненном опыте мы практически никогда не имеем дело
с чистым цветом. Мы видим оранжевый апельсин, зеленую траву,
карие глаза, красные звезды, а не просто отдельные цвета.
Нам практически невозможно отделить информацию цветовую от
той, которая ее сопровождает, от контраста, в котором мы
воспринимаем цвет. Человеку чаще всего цвет рассказывает о
предметах и явлениях. Он позволяет судить о том, созрела ли
ягода, или она еще зеленая, здоров ли ребенок или у него красное
горло.
Понятно, что чем разнообразнее информация, тем она
достовернее. То, что мы видим, слышим, осязаем, помним, обоняем,
чувствуем, - все это синтезирует единую и неразрывную картину
мира.
Довольно просто заменить различную цветовую гамму (остроту
зрения) в разное время суток.
При дневном освещении самым светлым человеку кажется желтый
цвет. При переходе от дневного зрения к ночному чувствительность
сдвигается к синему цвету. При сумеречном освещении лучше всего
глаз человека различает зеленые оттенки.
Видимый спектр для среднего человека начинается с красного и
заканчивается фиолетовым. Правда, человек в состоянии видеть
цвета и нейтральные, например, пурпурный, карминный и так далее.
И несколько меньше противоположного конца спектра – фиолетового.
Однако, профессионалы, камвольщицы например, различают до 40
оттенков черного цвета.
Цветовые восприятия являются важными для человека
впечатлениями внешнего мира и проблема воздействия цвета на
человека далеко еще не решена.
II.Теоретическая часть.
1.Происхождение названий цветов.
Обозначение цвета, краски делят на две группы – древние
(такие, как «белые» и «черные») и сравнительно новые, которых не
знал древнерусский язык, - они пришли из чужих языков, причем
большинство произведено от названий предметов, обладающих
характерной окраской.
Алый.
В тюрксих языках алый значит «розовый», «светло – красный»,
«красный». Наше слово пришло оттуда (кстати сказать, почти все
слова с буквы «А»). А то, что у нас оно стало значить «ярко –
красный», вполне естественно: при переходе из языка в язык смысл
слов меняется зачастую еще сильней, чем их звуковая форма.
Багровый и багряный.
Красную краску иногда оттенки (до коричневого!) называли
общеславянским словом багр. От этого возникли названия багровый и
багряный. Багровым называют густой красный цвет, а багряным –
чистый яркий красный цвет. Например, багровое зарево – багряный
закат.
Белый.
Когда – то очень давно ( в общеиндоевропейском языке)
существовал корень bhe; он имел значение «сиять», «блистать».
Помните, слово береза тоже восходит к этому корню, наверное,
благодаря сверкающему, не похожему на другие, серебристому стволу
этого чудесного дерева. Вот от того корня и появилось «белый», а
от него и белье, и белка, о которых мы говорили, и многие другие
слова.
Бордовый.
Произносится от бордо в значении «темно – красный».
Заимствовано в ХVIII веке из французского языка, где boraeaux,
«темно – красный», «цвет вина бордо» (изготавливаемого в Бордо).
Зачем говорить так длинно: темно – красный, когда можно коротко и
звучно сказать «бордо».
Голубой.
Этиология здесь предельно кратка, цвет назван по цвету
шейки голубя.
Желтый.
Интересно, что слово это имеет тот же самый корень, что слова
золотой, зеленый. В литовском языке, например, «золотой» будет
желтас, первичным значением тут было, видимо, «желто –
блестящий».
Зеленый.
Того же древнего корня, что и желтый. В древнерусском языке
было слово зель – «побеги озими». Ему же близки слова злак,
зелень.
Коричневый.
Коричневый значит цвета корицы – красновато – бурой пряности
– порошка из коры или даже кусочков коры тропического дерева
cinnamomum. Пряность заморская, а вот название корица – чисто
русское «Маленькая корочка» (от кора).
Красный.
Алый цвет, по – видимому, так нравился нашим предкам, что они
заменили старославянское наименование чермный на новое – красный,
то есть «самый хороший», «прелестный», «красивый». Корень крас –
входит в слова, обозначавшие все, радовавшее глаз: красна девица,
красный молодец, красно солнышко.
Следует еще сказать и о том, что красный цвет в Древней Руси
назвали и червленый, и червонный, очень созвучно, но несколько
по разному в говорах. Красную краску делали из особого вида
червей (червецов), отсюда и название.
2.Психологическая характеристика цветов.
А). Психологическая характеристика красного цвета.
Х.Вольфарт (Канада) показал своим студентам на несколько
минут оранжево – красный цвет теста Люшера. До и после
эксперимента он измерил пульс, давление крови и частоту дыхания.
Произошло то, что и ожидалось: после рассматривания оранжево –
красного цвета эти вегетативные функции повысились. На темно –
синий цвет нервная система студентов реагировала обратным образом
– наступало успокоение: пульс становился спокойнее, давление в
крови снижалось, а дыхание замедлялось.
То, что произошло с канадскими студентами, случается со всеми
людьми во всем мире. «Язык» цветов интернационален. Он не связан
с расой и культурой. Даже на животных цвета оказывают такое же
действие. Алжирский исследователь закрыл селезням глаза черной
повязкой. Их сексуальная потенция ослабевала. Затем он помещал
молодых селезней на 120часов под оранжево – красный свет. Рост
семенных яичек ускорился в два раза. Сексуальная активность
повысилась. Другие наблюдения показывают, что некоторые животные
реагируют на цвета особенно сильно и даже могут изменять свой
цвет кожи в зависимости от окружения. Есть рыбы, изменяющие свою
окраску в зависимости от цвета дна, над которым они в данный
момент проплывают. Раки и лягушки могут с помощью гормонов быстро
изменять цвет своего тела. Так как они используют эту способность
для маскировки, мы знаем, что они видят окраску окружающей среды
и настраиваются на нее. О том, что и мы, люди, специфически
реагируем на цвета, было известно давно. Физиологический механизм
этого в настоящее время выявлен только частично. Бехер доказал,
что от глаза к промежуточному мозгу ведет вегетативная нервная
(волокнистая) система, управляющая цветовым раздражением.
Промежуточный мозг через гипофиз и нервную систему регулирует
взаимодействие органов. Если регуляция настроена на ускорение и
повышение функциональной способности (эрготропная), то состояние
возбуждения нервов соответствует частоте колебаний оранжево –
красного цвета. Если нервная вегетативная система настроена на
замедление, успокоение и отдых (трофотропная), то ей
соответствует темно – синий цвет.
Многие люди, склонные к возбуждению и не выдерживающие его в
течение продолжительного времени, предпочитают темно – синий
цвет. Они ищут покоя, разрядки и отдыха. Их цель – иметь
возможность жить в мире и гармонии. Так как их общее, психическое
и вегето – нервное соматическое состояние более не выдерживает
возбуждающих воздействий, то они отвергают возбуждающий красный
цвет.
Тот, кто отклоняет красный цвет как несимпатичный, находится
в состоянии перевозбуждения и легко раздражается. Его
самочувствие можно сравнить с пылающим красным цветом. Если кто –
либо «загорается» *Фразеологический оборот, употребляемый в
немецком языке.
яростью, о нем говорят: «Он видит красное»*. В таком
состоянии раздражающий красный цвет совершенно не выносится – он
воспринимается не как собственная сила и мощь, а как возможная
угроза.
Тот, кто отклоняет красный или какой – либо другой основной
цвет (синий, зеленый, желтый) как несимпатичный, конечно,
испытывает страх не перед красящим веществом, а перед действием,
оказываемым этим цветом на его чувства, например, возбуждением
при красном цвете. У людей, часто у подростков, воспринимающих
свои сексуальные потребности как мучительный позыв, угрожающий их
моральным устоям и воздержанному образу жизни, страх перед
позывом выражается отрицанием красного цвета. Также и
военнопленные, которым пришлось годами жить за колючей проволокой
под угрозой смерти, особенно часто отвергают в тесте красный
цвет. Отвращение к красному может быть вызвано органической
слабостью или физическим и психическим истощением. Так, один
предприниматель, который ввиду неблагоприятных обстоятельств был
вынужден после долгой борьбы изъять из продажи продукт,
пользовавшийся спросом, вследствие длительных и мучительных
переживаний стал воспринимать красный цвет как несимпатичный.
Вскоре после проигранного дела у него развивалась чисто
функциональная сердечная недостаточность.
Цвета красный и синий (а также их сочетание – фиолетовый)
имеют тесную связь с различными формами любовных переживаний.
Люди, особенно женщины, страдающие от неудач в любви, так как
привязаны к одному партнеру, доставляющие ему мучения и не
приносящие чувства удовлетворения и безопасности, стремятся к
состоянию спокойной гармонии и предпочитают темно – синий цвет.
Страдая от мучительных объяснений и ссор, они не выносят никаких
дополнительных возбуждений и отклоняют оранжево – красный цвет
как несимпатичный, т.е. выбирают тот же цвет, что и лица,
страдающие сердечно – сосудистыми заболеваниями. Это не случайно.
Сердце – наиболее известный символ любви.
Наличие подобных связей можно предполагать, но цветовой тест
дал нам возможность точно наблюдать за психическими процессами и
клиническим течением болезни.
Человек, приближающийся из – за стресса к инфаркту, оказывает
предпочтение красному цвету (в большинстве случаев вместе с сине
– зеленым; что является показателем волевого напряжения), однако
определенные другие цвета (серый и коричневый) в то же время
показывают, что он уже находится в состоянии вегетативного
истощения. Цвет покоя и отдыха – темно – синий – этим пациентам
не нравится. «Я не могу сейчас позволить себе покоя», - таковы,
по Эггерту, типичные слова кандидатов на инфаркт.
«Красный – это любовь, красный – это кровь, красный – это
дьявол в ярости», - так гласит детское стихотворение, из которого
видно, что возбуждающее действие красного цвета может проявиться
как в любви, так и в ярости. Эротизирующие освещение танго –
конечно, красное; красные фонари во всем мире указывают путь
туда, где предлагается сексуальное возбуждение. Один из немногих
художников, сумевших словами сформулировать то, что выражает
цвет, - Кандинский – в книге « О духовном в искусстве» очень
точно охарактеризовал красный цвет, не раскрывая при этом его
Страницы: 1, 2, 3
|