Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретическая часть 6
1.1 Взгляды педагогов на роль фонематического 6
восприятия в развитии речи 6
1.2 Обучение и воспитание дошкольников с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи 12
1.2.1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи 13
1.2.2. Особенности речи детей с ФФНР 16
1.2.3. Основные направления коррекции 18
фонетико - фонематического недоразвития у детей 18
дошкольного возраста 18
1.2.4. Логопедическая работа в группе для детей 20
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 20
1.2.5. Коррекционно-воспитательная работа в группе для детей с 22
фонетико-фонематическим недоразвитием речи 22
1.2.6. Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию 25
фонематического слуха и фонематического восприятия 25
1.2.7. Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением
26
1.2.8. Закрепление у детей речевых навыков 27
на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах 27
Глава II. Практическая часть 31
2.1. Программа исследования 32
2.1.1. Программа диагностики психологической 32
зрелости дошкольников 32
2.1.2. Методика обследования речи 34
2.2. Формирующий эксперимент. 44
Организация и проведение коррекционной работы в 44
экспериментальной логопедической группе 44
2.2.1. Логопедическая работа в группе для детей 46
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 46
2.2.2. Перспективное планирование работы логопеда и 47
воспитателя в подготовительной группе 47
2.2.3. Методика организации логопедической работы 50
в экспериментальных группах 50
2.2.4. Совместная работа логопеда и воспитателя по развитию речи и 64
формированию лексико-грамматического строя 64
2.2.5. Коррекционно-воспитательная работа в экспериментальной группе по
закреплению речевых навыков и умений у дошкольников с ФФНР 67
2.2.6. Совершенствование словесно-логического мышления 76
2.2.7. Развитие у детей внимания и памяти 77
2.2.8. Развитие мелкой моторики рук при подготовки детей к письму 79
2.3. Результаты контрольного эксперимента 82
Заключение 91
Список использованной литературы 93
Введение
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов
формирования произносительной системы родного языка у детей с различными
речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения
фонем.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать
их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т.
д., одна из насущих проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в
школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь
формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием
фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и
дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем
целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и
фонематического недоразвития.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР
включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению
грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В.
Коноваленко).
Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети, поступающие в группы с
ФФНР, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который
необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.
В литературе нет данных свидетельствующих о том, какой процент
выпусников речевых групп с ФФНР всё-таки имеют трудности в овладении
чтением и письмом. Но из опыта работы логопедов мы знаем, что большинству
детей при выпуске рекомендуется школа, где работает логопед. В детские
поликлинники обращаются школьники с дисграфией, которые посещали группы с
ФФНР. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда остаётся
актуальной, и нам кажется, что один из резервов – это более тесная связь
между логопедом, воспитателем и родителями.
На важность этой связи указывают авторы М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова,
Ю.Ф. Гаркуша, Н.Я.Ларионова, Т.А.Ткаченко. Но использовать рекомендации на
группе с ФФНР можно частично, т.к. их работы направлены на преодоление
общего недоразвития речи.
Цель дипломной работы – создание системы совместной работы логопеда и
воспитателя, необходимой для эффективной коррекционно-развивающей работы с
детьми с ФФНР.
Объектом данного исследования являются дети дошкольного возраста двух
подготовительных к школе групп с ФФНР. В каждой группе по 10 человек.
Предмет исследования – изучение необходимости совместной организации
работы воспитателя и логопеда по устранению речевых нарушений, обучению
грамоте в д/с, развитие психологической готовности к школе.
Выдвинутая гипотеза, заключается в том, что учитывая проведение
воспитателем разнообразных занятий с детьми дошкольного возраста можно
предположить, что совместная работа воспитателя и логопеда направленная на
коррекцию речевых нарушений у детей, и предполагающая проведение
методической работы логопеда с воспитателями и индивидуальное
консультирование воспитателей по проблемам речевого развития детей будет
способствовать большей эффективности.
Для подтверждения гипотезы нами были поставлены задачи:
1. Изучение специальной литературы по совместной работе логопеда и
воспитателя по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
2. Диагностирование особенностей речевого развития детей.
3. Диагностирование психологической зрелости дошкольников.
4. Составление перспективного планирования по совместной организации работы
педагогов.
5. Уточнение форм и методов взаимодействия педагогов и возможности обратной
связи.
6. Разграничение целей и задач логопеда и воспитателя при работе в
экспериментальной группе.
7. Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми экспериментальной и
контрольной групп.
8. Консультирование воспитателей по проблемам речевого развития.
9. Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми экспериментальной
группы совместно с воспитателями.
10. Проведение контрольного эксперимента с целью выявления эффективности
коррекционно-развивающего обучения и воспитания совместно с воспитателями
в экспериментальной группе.
Исследования проводились на базе детского сада №9 города Сосногорска.
Глава I. Теоретическая часть
1.1 Взгляды педагогов на роль фонематического
восприятия в развитии речи
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет
социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка
необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде
всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений,
навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных
учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе
народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к
школе.
Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические
группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели. Помимо коррекции
речи с детьми занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и
мелкой моторики, обучают грамоте, и математике.
Ведущие учёные (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова,
Г.Е.Чиркина, И.К.Колпоковская, А.В.Ястебова и др.) доказали, что существует
прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его
возможностями овладения грамотой.
Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими
трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической
готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.
В современной методике обучения грамоте общепризнанным является
положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова –
необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на
языках, письменность которых построена по звукобуквенному принципу.
Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина,
А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и
др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей
звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение
грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для
ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически
чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и
умеющим читать.
Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием
звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина,
«чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической
(буквенной модели)». К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать
может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».
То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и
письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его
звуковому анализу и синтезу.
В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на
устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих
современных исследователей одно и тоже, принято называть способность
воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе
естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4
недели от момента рождения, в7-11 месяцев откликается на слово, но только
на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так
называемый период дофонемного развития речи.
К концу первого года жизни (по данным Н.Х.Швачкина) слово впервые
начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства,
и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в
его состав).
Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая
артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования
произношения (А.Н.Гвоздев). Н.Х.Швачкин отмечает, что уже к концу второго
года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим
восприятием всех звуков родного языка.
Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно
влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит,
усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное
чтение и письмо невозможны.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к
анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития
фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.
Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия
поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти
раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных
фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической
деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и
отличает их от других.
При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение
ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование
звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на
развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного
фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его
недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н.Гвоздев, В.И.Бельтюков,
Н.Х.Швачкин, Г.М.Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких
форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на
Страницы: 1, 2, 3
|