| -по загадкам | | -кратковременный |
| -по описательному обороту | | -по памяти |
| -с использованием сигналь- | | -по загадкам |
| ных карточек. | | -по описательному обороту|
+-------------+--------------+ | -по перфокартам |
| | -с использованием сиг- |
| | нальных карточек |
| | -с пропущенными буквами |
| +---------------+----------+
| |
| |
+------+----+ +----+-------+
| слуховые | | зрительные |
+------+----+ +----+-------+
| |
+------+--------------------------------+----------+
| простые |
+--------------------------+-----------------------+
|
+--------------------------+-----------------------+
| словарные диктанты |
+--------------------------+-----------------------+
|
+--------------------------+-----------------------+
| творческие |
+------+------------------------------------+------+
| |
+------+---+ +-----+------+
| слуховые | | зрительные |
+-----+----+ +-----+------+
| |
+------------+--------------+ +-------------------+-------+
|-группировка по орфографи- | |-группировка по орфографи- |
| ческим признакам. | | ческим признакам. |
|-подбор родственных слов. | |-подбор родственных слов. |
|-подбор слов с общим приз- | |-подбор слов с общим при- |
| наком. | | знаком. |
|-подбор синонимов,антонимов| |-подбор синонимов, анто- |
|-запись цепочкой слов. | | нимов. |
+---------------------------+ |-запись цепочкой слов. |
|-запись по алфавиту. |
|-запись с исправлением |
| ошибок. |
|-работа с деформированными |
| словами. |
|-запись слов с аналогичной |
| орфограммой. |
|-составление словосочета- |
| ний. |
|-использование ребусов. |
|-использование школьного |
| словаря |
|-использование кроссвордов |
|-по пословицам. |
|-по перфокартам. |
|-составление рассказа |
| по опорным словам. |
|-работа с деформирован- |
| ным текстом. |
+---------------------------+
Наиболее интересными для детей, а следовательно наиболее эффективными
являются такие виды словарных диктантов: из простых зрительных – по
загадкам, по перфокартам, картинный; из простых слуховых – по загадкам, по
описательному обороту; из творческих зрительных – запись по алфавиту,
работа над деформированными словами, использование ребусов, кроссоврдов, по
пословицам и т.д.; из творческих слуховых – группировка по орфографическим
признакам.
Выводы
1. Анализ научно-методической литературы показал, что вопросу
формирования орфографических навыков в последнее время уделяется
большое внимание.
2. Изучение статей многих ученых-методистов (Ераткиной В. В.,
Гордеева Э. В., Уткиной Т. И. и др.) позволяет утверждать, что успех
обучения правописанию в значительной мере определяется способностью
учителя организовать работу над изучаемым словом, от умения
разнообразить используемые методы и приемы.
3. Мало дается рекомендаций по работе над значением слов с непроверяемыми
написаниями, по разработке упражнений, развивающих не только память,
мышление, но и творческое воображение, фантазию детей.
II. Некоторые методические рекомендации по совершенствованию навыков
написания слов с непроверяемыми гласными в корне в 4 классе
Перед тем, как приступить к описанию разработанной нами методики
обучения письму, следует кратко остановиться на характеристике уроков в 4
классе средней школы «Сантарвес» г. Шяуляй.
В процессе изучения и анализа уроков, мы установили, что монотонное и
однообразное изучение слов с непроверяемыми написаниями требует от ученика
немалых затрат умственных и нервных сил, что приводит к перегрузке и
быстрой утомляемости школьников, потере интереса учащихся к урокам родного
языка. Для устранения вышеназванных недостатков мы предлагаем свою методику
проведения уроков письма, в которой рассматриваем слова с непроверяемыми
написаниями непосредственно в контексте и в привычном для них окружении. В
качестве экспериментального был взят 4 «А» класс средней школы «Сантарвес»
г. Шяуляй, в качестве контрольного – 4 «Б» класс средней школы «Сантарвес»
г. Шяуляй.
Для примера приводим фрагменты уроков по усвоению слов: билет,
экскурсия, космонавт, адрес, семена, автомобиль, электричество, двенадцать,
вокзал, сверкать, портрет, телефон, прекрасный, путешествие.
Чтобы не повторяться в описании уроков, сразу хотим оговорить, что
каждый из фрагментов уроков предлагаемых нами занимал 5-10 минут от урока и
был связан с изучаемой темой. Одной из целей таких уроков было –
совершенствование навыков грамотного письма. Параллельно мы старались
обращать внимание и на развитие речи.
Вокзал
Урок 1
Послушайте небольшую историю и догадайтесь, о чем в ней идет речь. Кто
сможет правильно написать это слово на доске?
Лет триста тому назад английская дама Джейн Вокс превратила свою
усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который
назвала «Воксхолл», или «зал госпожи Во». Потом это слово стало
означать «концертный зал на железнодорожной станции». Такой зал в
городе Павловске под Петербургом начали называть вокзалом. Когда была
построена Железная дорога из Петербурга в Павловск, конечную остановку
назвали ...
Урок 2
В схема слов записаны только гласные, которые являются орфограммами.
Остальные буквы обозначены точками. Впишите вместо точек недостающие буквы.
Подчеркните все орфограммы.
. о . . . .
. а . . . . о
. а . . . . о . . . .
. а . . . .
. а . . . . о
(расстояние, вагон, направо, вокзал, налево)
Урок 3
Закончите предложения:
|Мы поехали ... |для вокзала |
|Мы забрали бабушку ... |на вокзал |
|... стоит много такси. |с возала |
| |у вокзала |
Семена
Урок 1
Послушайте стихотворение-загадку. О каких водшебных зернышках в нем
идет речь?
Зернышко в черную землю сажаешь,
Лейку берешь и его поливаешь.
Смотришь и вырастет скоро в саду
Клумба прекрасная в буйном цвету.
Урок 2
Отгадайте слова по значению. Запишите их и подчеркните орфограммы.
1. Машина для посева семян.
2. Зерна, предназначенные для посева.
3. Крестьянин, земледелец.
Урок 3
«Посадите» семечко и нарисуйте, как оно будет расти.
Двенадцать
Урок 1
Запишите предложения, заменяя цифры словами.
К 8 прибавить 4 получится 12.
Разность 16 и 4 равна 12.
Урок 2
Запишите названия сказок, в которых есть числительные. Сказку, которую
вы любите больше всего, расскажите.
Урок 3
Впишите в стихотворение числительное, написание которого следует
запомнить. Прочитайте стихотворение выразительно.
Вот опять
. . . . палочек
Разлетелись по двору –
Это палочки-считалочки
Начинаем мы игру.
И пока
. . . . палочек
Собирал в траве Сергей,
Мы с ребятами попрятались –
Кто-куда и кто-быстрей.
Ю. Синицын
В какую игру играли ребята? Поиграйте и вы в нее, но сначала расскажите
о условиях игры.
Сверкать
Урок 1
Послушайте стихотворение. Объясните, что зачит «сверкать босыми
пятками».
Кто чем сверкает?
Сверкает яркий луг росой
Карась – боками гладкими,
Мудрец – умом,
Лицо – красой,
А трус – босыми пятками.
О. Дриз
Урок 2
Вставьте пропущенный корень в однокоренные слова. Подчеркните
непроверяемые написания.
Сверкать – за . . . ать, . . . ание, с . . . ающий.
Урок 3
Что может сверкать?
Прекрасный
Урок 1
Посмотрите на эти слова и выберите из них однокоренные:
красивый, красный, краска, красота, прекрасный.
Произнося слово красивый, прекрасный вы всегда представляете что-то,
отличающееся красотой. А почему мы можем поставить в этот ряд слово
красный? Вспомните, древнейшим значением этого слова было «красивый»:
красно солнышко, красна девица, красный день. Теперь понятно, как
образовалось слово прекрасный: приставка пре- имеющая значение «очень» и
слово красный в значении «красивый».
Урок 2
С какими словами из группы можно составить словосочетание
прилагательное + существительное? Запишите 2-3 таких словосочетания.
(прекрасный, здесь, здравствуйте)
Урок 3
Составте возможные пары:
|прекрасный (-ое; -ая) |день |
| |теперь |
| |богатство |
| |настроение |
| |погода |
| |желать |
| |автомобиль |
| |горизонт |
Портрет
Урок 1
Доскажите словечко, потом впишите его и выразительно прочитайте
стихотворение.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется . . . . . (портрет)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|