Формирование временных представлений младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Вся
жизнь человека тесно связана с временем, с умением измерять, распределять и
ценить время. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни
одна деятельность не проходит без восприятия времени.
Восприятие времени - это отражения деятельности и последовательности
явлений и событий. Наше восприятие времени несовершенно: нам кажется, что
время течет то быстрее, то медленнее в зависимости от того, чем заполнен
тот или ной промежуток времени. [1, 302]
Точность оценки временных интервалов определяется динамикой процессов
возбуждения и торможения. Дифференцировка временных интервалов является
результатом условных рефлексов на время.
Особенности времени как объективной реальности затрудняют его
восприятие нормально развивающимися детьми. Временные представления
развиваются медленно, в процессе длительных наблюдений, накопления
жизненного опыта, изучения других величин.
У детей интеллектуального развития замедленная, ограниченная
восприимчивость, недифференцированность ощущений и восприятий еще больше
затрудняет формирование временных представлений.
Дефектное развитие ощущений и восприятий у детей с нарушением
интеллекта оказываются ядерными симптомами отсталости, которые затрудняют
формирование представления о времени, тормозят развития психических
процессов, в частности, мышления.
Первые представления о времени дети получают в дошкольный период. Смен
дня и ночи, смена времени года, повторяемость режимных моментов в жизни
ребенка- все это формирует временные представления. Однако, как временная
последовательность событий, так и особенно понятие о продолжительности
событий усваивается детьми с большим трудом. Данное исследование
обусловлено необходимостью изучения процесса формирования временных
представлений у детей младшего школьного возраста и интеллектуальной
недостаточностью и у нормально развивающихся детей. Важность этой проблемы
для практики воспитания и обучения младших школьников определяет
актуальность данной работы.
Цель исследования состояла в разработке системы формирования временных
представлений в процессе изучения математики у детей младшего школьного
возраста и у детей с нарушениями интеллекта.
Поставленная цель реализуется решением следующих задач:
. Изучить проблему обучения детей и формирования у них представления о
времени в психолого-педагогической и методической литературе
. Выявить особенности временных представлений у детей младшего школьного
возраста и у детей с нарушениями интеллекта.
. Разработать систему формирования временных представлений у детей
младшего школьного возраста в процессе изучения математики.
Гипотеза состояла в предположении: в процессе специального обучения
возможно сформировать у детей с интеллектуальной недостаточностью временные
представления и ориентировки, необходимые для последующего обучения и
социальной адаптации.
Объект исследования: процесс овладения детьми временными
представлениями.
Предмет: педагогические условия формирования представлений о времени у
младших школьников и детей с нарушениями интеллекта.
Новизна состоит в том, что выявлены особенности временных
представлений у детей с нарушением интеллекта и разработана система
формирования представления о времени.
Разработка действенных средств индивидуализации важна для всех звеньев
школы, но особенно актуальна она для системы начального обучения, где
закладывается фундамент школьной успеваемости, формируются основные
стереотипы учебной деятельности.
Действенная забота о здоровье и гармоничном развитии детей
предполагает создание адекватных условий обучения для каждого
переступившего школьный порог ребенка. Создание таких условий, учитывающих
индивидуальные особенности, общие и специальные способности школьников,-
важнейший аспект программы охраны детства, обязательная предпосылка
фактической реализации права каждого человека на полноценное образование.
В системе народного образования утвердилась разветвленная сеть
специальных школ: вспомогательных школ и школ- интернатов для умственно
отсталых детей.
Учитывая особенности детей группы риска, планирование учебной работы в
классах коррекции приобретает иной характер, учитывая то, что в этих
классах реализуется типовая программа.
Трудность обучения состоит в том, что учителям нелегко
дифференцировать материал из учебников. Для детей класса коррекции
материала мало.
К группе риска относятся дети, развитие которых осложнено
неблагоприятными факторами генетического, биологического и социального
свойства. Эти дети не принадлежат к категории больных и дефективных.
Однако, в силу указанных обстоятельств, находятся в пограничной ситуации
между нормой и патологией, имеют при сохраненном интеллекте худшие, чем у
сверстников, адаптационные возможности. Для таких детей характерен низкий
уровень выполнения учебных и неучебных заданий, обусловленный сниженной
учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов. При этом
наблюдается повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность. Все
это обусловлено неярко выраженными теми или иными отклонениями в их
развитии. В группу риска входят дети с ЗРП (задержкой психического
развития).
ЗРП бывает 3- х видов:
1) конституционная,
2) самоточенная,
3) психогенная.
Все эти виды задержек являются показательными для зачисления детей в
классы коррекции.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И У ДЕТЕЙ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.
' 1.1. Теоретические основы формирования временных представлений у
детей младшего школьного возраста.
Математические понятия выражают сложные отношения и формы действенного
мира: количественные, пространственные, временные представления,
представления о форме и величине.
Абстрактность объектов математики, с одной стороны, конкретность
наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления младших
школьников, с другой стороны, создают объективные трудности в отборе
содержания знаний, методов и способов их представления для обучения.
В связи с этим можно определить содержание знаний, с которыми дети
должны поступать в школу:
. Количественные представления (счет, счетные операции, решение
арифметических задач).
Сюда входит прямой и обратный счет, знание последовательности чисел,
счет с помощью различных анализаторов (зрительного, слухового,
тактильного), счет групп предметов, деление целого на части, упражнения в
запоминании чисел, сопоставление совокупности предметов, независимость
числа предметов от их размера и формы расположения, порядковый счет, цифры,
решение текстовых арифметических задач, представления о множестве и
подмножестве,
. Представления о величине предметов и ее измерении (высота, ширина,
толщина и прочее),
. Представления о геометрических фигурах и форме предметов,
. Представления о времени (времена года, дни недели, части суток),
. Представления о пространстве (ориентировка в окружающей
действительности, в схеме собственного тела, на противоположном
объекте, на плоскости листа бумаги).
В ходе непосредственного общения с окружающим миром, изучая и
осваивая впечатления о нем, человечество выработало ряд основных понятий,
на которых строится вся наша система знаний. Одним из них является понятие
времени.
Эта категория появилась в процессе осознания человеком смены событий:
сон сменяется бодрствованием, день - ночью и т. д. и их круговорота. Это
привело к мысли о длительности времени.
В истории философии проводился диалектический анализ времени, в
результате которого установлено, что основными моментами являются
длительность и мгновение. Мгновение - чистое «когда», лишенное
длительности. Длительность- продолжительность существования объектов или
его элементов, сохранение их существования.
Между длительностями различных явлений имеются временные отношения
одновременности и последовательности. Порядок « прошлое- настоящее-
будущее» характеризует временное отношение последовательности.
Временная определенность явлений складывается из временной
определенности его элементов. В то же время в силу существования между
элементами отношений одновременности и последовательности в объекте имеется
хронологическая структура. Поэтому временная определенность реального
явления есть органическое единство его длительности и хронологической
структуры.
С понятием длительности связывается также одномерность, необратимость,
равномерность течения.
Время существует объективно, вне и независимо от нашего сознания.
Восприятие же и познание его - это лишь отражение в нашем сознании реально
существующего времени.
Можно выразить три основные особенности времени:
1) текучесть, время связано с движением,
2) необратимость,
3) отсутствие наглядных форм, «его не видно и не слышно». [5, 52]
Само слово «время» происходит от древнерусского «веремя», что означает
«вращение». Прошедшее, настоящее и будущее связаны между собой таким
образом, что они не могут поменяться местами. Свойство необратимости
времени, протекание времени в одном направлении есть выражение вечного
развития природы и общества по восходящей линии, от старого к новому.
В природе регулярно повторяется смена времен года, дня и ночи. Эти
явления связаны с суточным вращением земного шара, движением Луны вокруг
Солнца. На этой основе и возникли основные единицы измерения времени -
сутки, неделя, месяц, год. Деление суток на четыре части (утро, день,
вечер, ночь) связано с изменениями, происходящими в окружающей среде в
связи с различным положением Солнца и Луны и сменой видов деятельности
людей в различные части суток. Эта смена принята условно, так как
продолжительность каждой части суток различна. [44, 35]
Человечество прошло длительный путь осознания и определения времени.
В Древней Греции длительность суток определялась по времени,
прошедшему между рассветом и закатом. Ночные часы попросту не учитывались,
однако, уже древние римляне стали считать время так же, как и мы: от
полуночи до полуночи.
Прежде чем были изобретены часы, день и ночь разбивали на двенадцать
равных промежутков. Однако такая система была неудобной, так как
продолжительность дня и ночи в разное время года непостоянна. Первыми, кто
разделил все сутки целиком на 24 части, равные одному часу, были римляне.
Египтяне первыми определили продолжительность года. Жрецы заметили,
что ежегодно, примерно одновременно с началом разлива Нила, перед восходом
Солнца на небосклоне появлялась яркая звезда. Таких дней между событиями
оказалось 365.
Древние египтяне создали первый лунный (месячный) календарь, но он
оказался неточным, и римляне видоизменили его. Этот календарь утвердил Юлий
Цезарь. Названия месяцев в этом календаре определялись по именам цезарей и
других известных людей. Некоторые из них мы используем и в нашем календаре.
Поэтому дети с таким трудом запоминают названия месяцев, потому что они не
несут смысловой нагрузки для детского восприятия. Например, «июль» назван в
честь Юлия Цезаря. [42, 8]
Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего
Вавилона и был связан с их изменением фаз Луны.
Число «семь» считалось исключительным, священным. В свое время
древние вавилонские астрономы обнаружили, что кроме неподвижных звезд, на
небе видны семь блуждающих светил, которые были названы планетами. Древне-
вавилонские астрономы считали, что каждый час суток находится под
покровительством определенной планеты.
Дни недели получили свое название от имени богов. Затем эти названия
перешли к римлянам, а потом и в календари многих народов Западной Европы.
Понедельник считался днем Луны, вторник - днем Марса, среда - днем
Меркурия, четверг - днем Юпитера, пятница - днем Венеры, суббота - днем
Сатурна, воскресенье - днем Солнца. Названиями планет пользуются для
обозначения дней недели и многие азиатские народы.
На Руси неделю называли седмицей. Воскресенье называлось неделей (нет
дел, день отдыха), понедельник-день после недели, вторник-второй, среда-
середина седмицы, четверг-четвертый, пятница-пятый день, суббота - от слова
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|