на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Формы организации процесса обучения: традиции и новации

отечественных педагогов прежде всего за его ярко выраженную

индивидуалистическую направленность. В то же время он послужил основанием

для разработки бригадно-лабораторной формы организации обучения, которая

практически вытеснила урок с его жесткой структурой. Бригадно-лабораторный

метод в отличие от дальтон-плана предполагал сочетание коллективной работы

всего класса с бригадной (звеньевой) и индивидуальной работой каждого

ученика. На общих занятиях планировалась работа, обсуждались задания,

готовились к общим экскурсиям, учитель объяснял трудные вопросы темы и

подводил итоги бригадной работы. Определяя задание бригаде, учитель

устанавливал сроки выполнения задания и обязательный минимум работы для

каждого ученика, при необходимости индивидуализируя задания. На итоговых

конференциях бригадир от имени бригады отчитывался за выполнение задания,

которое, как правило, выполняла группа активистов, а остальные только

присутствовали при этом. Отметки же выставлялись одинаковые всем членам

бригады.

Лекционно-семинарская система, зародившаяся с созданием первых

университетов, имеет глубокие исторические корни, однако она практически не

претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары,

практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной

специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках

лекционно-семинарской системы. Неизменными атрибутами являются коллоквиумы,

зачеты и экзамены.

§ 2. Классификация форм обучения

Существуют различные классификации форм организации учебного процесса, но

все они сводятся к структуре учебного общения или дидактическим целям и

задачам. Все формы можно разделить на общие и конкретные

2.1. Общие формы учебной работы учащихся

В. А.Сластёнин даёт следующую классификацию форм обучения, в зависимости

от структуры педагогического процесса (см. схема №1). Достоинством этой

классификации является определение места проведения процесса обучения, чего

нет в других классификациях.

Распространёнными являются классификации В. К. Дьяченко и И. М.

Чередова, основанные на структуре учебного общения. (см. таблица №1, 2).

На протяжении длительного времени в педагогической литературе было

общепринятым деление всех организационных форм на:

1. Общеклассные или фронтальные учебные занятия;

2. Групповые (бригадные или звеньевые);

3. Индивидуальные.

В первом случае учитель одновременно работает со всеми учащимися класса,

во втором – в классе работает несколько групп учащихся и каждую небольшую

группку обучает кто-то из учеников, в третьем – каждый ученик выполняет

работу индивидуально, без чьей-либо помощи. Такая классификация является

неполной. Во-первых, отсутствуют парные и коллективные учебные занятия. Во-

вторых, в классификации члены деления не исключают друг друга, так

фронтальные занятия являются частным случаем групповых. Остаётся неясным

признак по которому производится такое деление, обычно это признак

одинаковости или неодинаковости заданий. Если в классе все учащиеся

выполняют одну и ту же работу, то такие занятия следовало бы считать

фронтальными, но в действительности каждый ученик на этих занятиях

работает индивидуально, обособленно друг от друга, даже без помощи учителя.

То же самое можно сказать и о занятиях, на которых производится контрольная

работа. А если на уроке самостоятельная работа по карточкам – одни ученики

имеют одинаковые задания, а другие разные? Получается, что в классе

проводится групповая работа, на самом деле все ученики работают

индивидуально (ученики изолированы друг от друга).А если ученики работают в

группах, но все группы имеют одинаковые задания? Это не фронтальная работа,

а групповая. Следовательно, такое деление форм обучения является

неправильным, неполным.Мы будем придерживаться классификации В. К.

Дьяченко, она устраняет данные недочёты. Сравнение общих форм обучения

даётся в таблице №3.

Схема №1 ( по Сластёнину)

учебная работа внеучебная

работа

формы обучения

оснвная дополнительные

вспомогательные

урок лекции

кружки

домашняя работа

и клубы

экскурсии по

интересам

консультации и т. п.

факультативы

реализуются в формах

массовые групповые

индивидуальные

внеучебная работа учебная внеучебная

внеучебная

утренники урок

кружки консультации

школьные вечера лекция клубы

дополнительные

праздники семинар

спортивные занятия

конкурсы лабораторно-

секции репетиторство

олимпиады практическое

конференции занятие

субботники экскурсия

Таблица №1. Общие формы учебной работы (В. К. Дьяченко)

|Индивидуальная |Парная |Групповая |Коллективная |

|Обособленная |Работа внутри |Одного говорящего|Каждый ученик по |

|учебная работа, |одной |слушает либо |очереди работает |

|без контакта с |обособленной |несколько человек|с разными членами|

|другими людьми. |пары, участники |(бригадные, |коллектива и |

|(ученик-книга, |пары постоянные, |звеньевые |наоборот, все |

|ученик-тетрадь). |один говорит, |занятия), либо |работают с каждым|

| |один слушает. |весь класс |учеником. |

| |(ученик-ученик, |(общеклассные |(ученик-ученики, |

| |учитель-ученик). |занятия). |ученики-ученики).|

| | |(ученик-ученики).| |

Таблица №2. Общие формы учебной работы учащихся (И. М. Чередов)

|Фронтальная |Групповая |Индивидуальная |

|Управление учебной |Сотрудничество в малых |Самостоятельность ученика |

|деятельностью всего |группах на принципах |при максимальном |

|класса при его работе|самоуправления с менее |проявлении его инициативы |

|над единой задачей |жёстким контролем |с учётом степени |

|при достаточно |учителя: |целеустремлённости, |

|жёстком контроле |Звеньевые |работоспособности, |

|учителя. |Бригадные |интересов, склонностей: |

| |Кооперированно-групповы|Индивидуализированные |

| |е |Индивидуализированно-групп|

| |Дифференцированно-групп|овые. |

| |овые. | |

Таблица № 3. Сравнение общих форм обучения

| | | |

|Название формы |Достоинства |Недостатки |

| |Самостоятельное |Тормозит развитие детей|

|Индивидуальная |усвоение знаний, |с низким уровнем |

| |формирование умений и |учебных возможностей, |

| |навыков, развитие |ведёт к списыванию, |

| |самооценки учеников, |подсказкам, отсутствие |

| |познавательной |социальной активности |

| |самостоятельности, |школьников. |

| |осуществляется хороший | |

| |контроль. | |

| |Взаимопомощь, | Слабого ученика можно |

|Групповая |распределение |поставить в пассивное |

| |обязанностей, развитие |положение, работать |

| |чувства ответственности|могут только лидеры, а |

| |за результат совместной|остальные списывать. |

| |деятельности, стимул | |

| |творческого | |

| |соревнования. | |

| |Учащиеся дают взаимную |Возникает опасность |

|Парная |оценку действиям и |ложного товарищества, |

| |поступкам друг друга, |невозможно объективно |

| |эта работа эффективна |оценить уровень знаний |

| |на непродолжительное |учащихся, нарушается |

| |время (5-7 мин.), |нормальный ход |

| |повышается качество |индивидуальной учебной |

| |выполненной работы, |деятельности. |

| |исчезает страх за | |

| |ошибки перед учителем. | |

| |Каждый ученик |Неумение некоторыми |

|Коллективная |попеременно является то|учителями |

| |учеником, то учителем, |профессионально |

| |повышается |организовать данную |

| |ответственность за свои|форму, недостаточность|

| |знания перед |времени на уроках, |

| |коллективом, |несформированность |

| |активизируется |коллектива приведёт к |

| |познавательная |нежелательному |

| |деятельность учащихся, |результату: |

| |развивается |обратившимся за помощью|

| |инициативность, |говорят «Сам учи, что |

| |коммуникабельность, |тут сложного». |

| |трудолюбие учеников. | |

2.2 Конкретные формы обучения

Конкретные формы организации учебного процесса есть только применение

общих форм в соответствии с конкретными дидактическими целями и задачами.

И. М. Чередов пишет, в зависимости от доминирующих целей и особенностей

усвоения школьниками знаний, умений и навыков выделяются следующие звенья

процесса обучения: формирования новых знаний, закрепления и

совершенствования знаний, формирования умений и навыков, применения знаний

на практике, повторения, систематизации знаний, контроля усвоения знаний,

умений и навыков. [12.9 ]

Такое деление не означает, что в звене формирования новых знаний ученики

только усваивают новые знания. Они могут закреплять и систематизировать

знания по ранее изученному материалу, но доминирующая цель этого звена —

формировать новые знания — подчиняет себе все остальные, используемые для

ее достижения. Также в звене закрепления и совершенствования знаний ученики

могут получать новые знания, повторять ранее изученное, но главная его цель

— закрепить и усовершенствовать знания по только что рассмотренному разделу

программы.

Те или иные звенья, а чаще их совокупность лежат в основе конструируемых

форм организации обучения (см. таблица №4). Кроме того, на основе одного

звена можно сконструировать несколько разных форм. Например, на основе

звена формирования знаний могут быть сконструированы урок соответствующего

типа, лекция, конференция, экскурсия.

Таблица №4. Конкретные формы обучения

Конкретные формы организации обучения

ведущие цели

|Формирован|Закрепление и |Формирование |Повторение и |Контроль |

|ие знаний |систематизация|умений и |систематизация|за |

| |знаний |навыков |знаний |усвоением |

| | | | |знаний, |

| | | | |умений, |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.