Игра, как средство развития творческого начала детей младшего школьного возраста
Министерство образования Российской Федерации
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (КубГУ)
Социально-педагогический институт
Кафедра педагогики и методики начального образования
Допустить к защите в ГАК
“_____”__________ 2003г
Заведующий кафедрой
Микерова Г. Г.
_______________________
(подпись)
ИГРА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор дипломной работы ______________________________Андреева Л.А.
Группа 51 факультет СПИ, спец. 031200 “Педагогика и методика
начального образования”
Научный руководитель, ________________________________Синицын Ю.Н.
дата
подпись
Нормоконтролер, _________________________________ Семенова О.Н.
преп дата
подпись
Краснодар 2003
Содержание
Введение………………………………………………………………………..………..3
1 Теоретические основы игры как средство обучения………………………..………6
1. Исторические предпосылки возникновения игры……………….……..………-
2. Общая характеристика младшего школьника, его учебной игровой
деятельности…………..…………………………………………….………….14
3. Характеристика основных видов игр и их классификация….……….………20
Игра как средство развития творческого начала учащихся начальных
классов…………...……………………………………………………………….…28
4. Дидактическая игра как средство активизации внимания и развития
мышления младших школьников……………………………………..……………. -
5. Формирование творческих способностей средствами занимательного и
наглядного материала на уроках математики……………………………………31.
6. Творческие игры в работе над слогом…………………………………………33
7. Формирование элементов экологического творчества учащихся начальных
классов…………………………………………………………………………...39
1. Анализ и проведение опытно экспериментальной работы по проблеме
исследования…………………………………………………………………….…43
1. Подготовка и проведение педагогического эксперимента……………………-
2. Анализ результатов исследования……………………………………………..47
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А
Приложение В
Приложение С
Введение
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом
школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода
определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития
ребенка...
Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном
детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее
значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть
которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры,
доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе
игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют
игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие
возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в
соревнования с другими учащимися.
Участие младших школьников в таких играх способствует их
самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные
мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая
действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех,
выбору альтернатив.
Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор
продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин
П.Я., В.Л.Данило-ва, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б..
Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди
этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как
формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе
усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и
условие умственного развития (Пиаже Ж.)
Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в
конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности,
специфики детской игры в целом.
Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в
дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего
школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и
занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает
деятельность школьников [2]. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый
источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития»
[2].
Отсюда - сущность проблемы заключается во влиянии игры на
развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра создает
положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы
протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их
последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной
проблемы.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов,
педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического
воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития
интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет
сформулировать достаточно конкретно цель исследования: разработать и
доказать эффективность
игровых средств для развития творческого начала детей младшего школьного
возраста.
Объект исследования – процесс развития творческого начала
личности средствами игровой деятельности.
Предмет исследования – игровые средства развития творческого
начала младших школьников.
Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую
гипотезу:
развитие творческого начала младших школьников средствами игры будет эффек-
тивно при условии:
- систематического использования игровых методов и приемов в
образователь-
ном процессе;
- учета возрастных и психологических особенностей детей младшего
школьного
возраста;
- создание комфортных психолого-педагогических условий для становления
гармонично-развитой подрастающей личности.
Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:
1) изучение специальной литературы по данной проблеме;
2) характеристика современного состояния применения игровой деятельности в
развитии детей младшего школьного возраста;
3) разработка комплекса обучающих игровых средств для учащихся начальных
классов;
4) проведение педагогического эксперимента по данному исследованию;
5) обобщение результатов исследования.
В исследовании использовались следующие методы:
- теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
- наблюдение, беседа, тестирование;
- констатирующий и формирующий эксперимент, статистическая обработка
данных.
Теоретическая и практическая значимость исследования
заключается в том, что изучено значение игры как основы развития
творческого начала детей младшего школьного возраста, разработана
вариативная форма использования игр на уроках в начальной школе, которая
апробирована и подтверждена результатами экспериментальной работы.
База исследования: ученики 1 «А» класса СОШ №2 (15 девочек, 5
мальчиков); ученики 1 «Б» класса (12 девочек, 8 мальчиков); СОШ № 2 г.
Горячий Ключ. В экспериментальном исследовании участвовало сорок человек
младшего школьного возраста.
1 Теоретические основы игры как средства обучения
1.1 Исторические предпосылки возникновения игры
Игра – великое изобретение человека; она имеет для его
биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть,
даже и большее значение, чем огонь и колесо.… В ней, как в зеркале
отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями,
сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры,
изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по
поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами
искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы
драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали
магические действия. Таким образом, человеческая игра возникает как
деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и
представляющая собой воспроизведение отношений между людьми [4]. Так
появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической,
изобразительной деятельности. С чем связано возникновение детской игры ?
Детство существовало не всегда. О возникновении детства можно
говорить лишь тогда, когда исчезает возможность непосредственного включения
детей в производственный труд взрослых. К человеческому детству, как к
особому этапу подготовки ребенка к будущей взрослой жизни предъявлялись все
большие и большие требования. Чем выше развитие общества, тем сложнее
становится период подготовки ребенка к взрослой жизни. Игра возникает в
ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в
системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по
своей природе [1].
Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе
воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется
под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным
миром, обязательно
при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого
взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.
«Игра, игровая деятельность, один из видов деятельности,
характерных для животных и человека» – отмечается в Педагогической
энциклопедии [13]. Понятие «игра» («игрища») в русском языке встречается
еще в Лаврентьевской летописи.
В летописи говорится о лесных славянских племенах (радимичи, вятичи),
которые «браци не бываху в них, но игрища между селы, схожахуся на игрища,
на плясания и на все бесовьская игрища, и ту умыкаху жены себе».
По свидетельству Платона, еще жрецы Древнего Египта славились
конструированием специальных обучающих и воспитывающих игр. Арсенал таких
игр пополнялся. Платон в своем «Государстве» этимологически сближал два
слова: «воспитание» и «игра». Он справедливо утверждал, что обучение
ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры.
Попытку систематического изучения игры первым предпринял в
конце xix века немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в игре происходит
предупражне-
ние инстинктов к будущим условиям борьбы за существование (“теория
предупреждения”). К. Гросс называет игры изначальной школой поведения. Для
него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались,
смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни.
Позицию К. Гросса продолжил польский педагог, терапевт и
писатель Януш Корчак, который считал, что игра – это возможность отыскать
себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В играх заложена
генетика прошлого, как и в народном досуге – песнях, танцах, фольклоре.
Игра в любую историческую эпоху привлекала к себе внимание
педагогов. В ней заключена реальная возможность, воспитывать и обучать
ребенка в радости Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци пытались развить способности
детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности,
стремление которой присуще всем детям. Центром педагогической системы
Ф.Фребеля является теория игры.
По Фребелю, детская игра – «зеркало жизни» и «свободное проявление
внутреннего мира. Игра – мостик от внутреннего мира к природе». Природа
представлялась Фребелю в виде единой и многообразной сферы [10].
Д. Ушинский склонялся к пониманию необъятных творческих
возможностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременной
обязанностью школьника. «Учение, основанное только на интересе, не дает
окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и
придет многое, что надобно будет взять силой воли» [10]. Однако, соглашаясь
с необходимостью волевых усилий при обучении, не будем снижать и значение
игры и интереса.
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так
как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и
развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное
Страницы: 1, 2, 3, 4
|