на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Использование проектной методики в преподавании иностранного языка на старшей ступени обучения

содержательная личность, Sn – это школьник как единый взаимодействующий,

коллективный, совокупный субъект партнерского общения» [21 : 71].

На завершающем этапе средней общеобразовательной школы личностно-

ориентированное проектное обучение является особенно значимым по следующим

причинам:

1. Учащиеся 10 – 11 классов в психологическом плане относятся к юношескому

возрасту, который представляет собой «третий мир», существующий между

детством и взрослостью.

2. Промежуточность общественного положения и статуса юношества

способствует активизации мыслительной деятельности старшеклассников и

повышению степени их самостоятельности.

3. На старшей ступени обучения активно развивается на основе рефлексии

свое собственное самосознание, образ «Я», соотношение реального и

идеального «Я».

4. Перед школьниками этого возраста стоит задача социального и личностного

самоопределения, которая предполагает четкую ориентировку и определение

своего места во взрослом мире, с чем связана необходимость развития

самосознания, выработка мировоззрения и жизненной позиции. [45 :

166].

Далее рассмотрим деятельностный компонент, также лежащий в основе

проектного обучения. Обратимся к общим положениям теории деятельности,

сформулированными А.Н. Леонтьевым, И.А. Зимней.

Существенной особенностью любой деятельности, как подчеркивает И.А.

Зимняя [21 : 65], является ее мотивированность. Так как объектом обучения

в преподавании ИЯ, согласно личностно-деятельностному подходу, служит

речевая деятельность, а языковая система выступает только как средство

реализации этой деятельности, то, как и всякая деятельность, речевая

деятельность должна основываться на коммуникативно-познавательной

потребности учащихся высказать свою мысль. Эта потребность, как

подчеркивает И.А. Зимняя [21 : 70], входит в общую систему его мотивации.

Соответственно у учителя ИЯ возникает педагогическая и психологическая

проблема первоначального создания, формирования или сохранения уже

существующей у школьника потребности общения на ИЯ и познания средством

этого языка личностно-значимой действительности.

Учебный проект является важным средством формирования мотивации

изучения ИЯ.

Важнейшими факторами, которые способствуют формированию внутреннего

мотива речевой деятельности при проектном обучении, по мнению автора

данного исследования, являются:

- связь идеи проекта с реальной жизнью: идея всякого проекта

должна быть связана с созданием конкретного продукта или решения отдельной,

значимой для учащегося проблемы, взятой из реальной жизни в процессе

практической деятельности;

- наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его

участников: в процессе применения проектной методики очень важно добиться

личностного принятия идеи проекта и пробуждение подлинного интереса к его

реализации, что позволит добиваться успешного его выполнения и

эффективности его обучающего воздействия;

- ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя:

переход с позиции лидера в позицию консультанта и координатора, что дает

обучаемым реальную автономию и возможность проявления своей собственной

инициативы и самостоятельности в процессе выполнения проекта, способствует

саморазвитию личности (См.:Приложение 2)

Таким образом, проектная методика реализует личностный подход к

учащимся, требующий прежде всего отношение к ученику как к личности с ее

потребностями, возможностями и устремлениями.

1. 2.Проектная методика обучения иностранным языкам в контексте

современных педагогических технологий

В данном параграфе целесообразно рассмотреть дидактические основы

использования проектной методики в контексте современных педагогических

технологий, которые включают следующие положения:

1. ориентационные изменения в школьной системе образования;

2. дидактическая структура проектного обучения как новой педагогической

технологии в системе образования;

3. сравнительная характеристика традиционного классно-урочного и

проектного обучения.

На протяжении последних десятилетий основные ориентации развития

школьного образования в обществе нацелены на интеллектуальное и духовно-

нравственное развитие личности. Сегодня очевидным становится факт, что

знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой

деятельности, так как сами знания, вне определенных навыков и умений их

использования, не решает проблему образования человека и его подготовки к

реальной деятельности вне стен учебного заведения [48 : 8].

Анализ материалов международных научных конференций убеждает в том,

что целью образования в настоящее время становятся не просто знания и

умения, то определенные качества личности. Постиндустриальное общество

заинтересовано в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно

действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся

условиям жизни.

Школьное образование должно быть направлено, в соответствии с этим, на

решение следующих задач.

1. Формирование готовности к решению различных проблем. Очевидно, что в

зависимости от ситуации, решение конкретно возникающей проблемы будет

опираться на целый спектр знаний, навыков, умений в разных предметных

областях.

Для того чтобы данное качество было сформировано, необходимо:

- сделать преподавание более проблемно-ориентированным;

- шире использовать рефлексивный подход в обучении;

- стимулировать у обучаемых не только умение отвечать на поставленные

вопросы, но и формулировать свои собственные вопросы по курсу;

- усилить степень автономии учащихся;

- пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке;

2. Совершенствование билингвальной коммуникативной компетенции в устном и

письменном общении с учетом социокультурных отличий современного мира.

3. Развитие стремления учиться всю жизнь, обновляя и совершенствуя

полученные знания, умения и навыки применительно к изменяющимся условиям

[48 : 8-9].

Однако, как утверждает Е.С. Полат, «решить эти задачи не

представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для выполнения

при традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения, в

большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий» [37 :

13].

Задача школы, как подчеркивает Е.С. Полат [37 : 14], заключается не

столько в содержании образования, сколько в использовании новых технологий

обучения.

Что же означает понятие «технология»?

Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение)

определяется как совокупность приемов и способов получения, обработки и

переработки определенных изделий; как научная дисциплина, разрабатывающая и

совершенствующая такие приемы и способы. [55 : 248]

Технология обучения -это комплексная интегративная система, включающая

упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое

целеопределение, содержательные и процессуальные аспекты, направленные на

усвоение знаний , приобретение профессиональных умений и формирование

личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения. Как подчеркивает

Д.В. Чернилевский [55 : 248-249], технология обучения предполагает

управления процессом обучения, включает в себя два взаимосвязанных

процесса: организацию деятельности учащихся и контроль этой деятельности.

Далее обратимся к понятию «проектирование» (от лат. projectus –

брошенный вперед). Говоря о проектировании, следует заметить, что эта

категория не является новой в педагогической теории. В последние

десятилетия это понятие появилось в контексте новой программы образования,

предложенной в конце 70-х годов Королевским колледжем искусств

Великобритании. Оно тесно связано с проектной культурой, являющейся той

общей формой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения

,созидания и исполнения и которая определяется как дизайн или

проектирование.

Проектирование, как отмечает Н.П. Сибирская [47 : 344], представляет

собой деятельность по созданию образа будущего, предполагаемого явления.

Оно является одним из аспектов творчества человека и основано на

планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном

исследовании.

Дж. К. Джонс [17 : 43], определяя понятие «проектирование», отмечал:

«Вот некоторые определения и формулировки процесса проектирования,

появляющиеся в последнее время :

1. Моделирование предполагаемых действий до их осуществления,

повторяемое до тех пор, пока не появится полная уверенность в

конечном результате .

2. Осуществление очень сложного акта интуиции .

3. Оптимальное удовлетворение суммы истинных потребностей при

определенном комплексе условий .

4. Вдохновенный прыжок от фактов настоящего к возможностям будущего ».

Основываясь на понятиях технологии обучения и проектирования, Е.С.

Полат [37 : 67] рассматривает проектную методику как совокупность

поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути,

представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной

деятельности, развития креативности и одновременно формирование

определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного

продукта .

Таким образом, проектная методика - это педагогическая технология,

ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а их применение и

приобретение новых путем самоорганизации и самообразования учащихся.

Исходя из данного определения, рассмотрим дидактическую структуру

современной проектной методики.

Как известно, к области методики, как частной теории обучения,

относится изучение цели, содержания, форм, методов и средств обучения по

определенному учебному предмету. Метод представляет собой дидактическую

категорию как совокупность теории, операций овладения определенной областью

практических или теоретических знаний, той или иной деятельности. При

проектном обучении метод рассматривается как способ достижения поставленной

дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию),

которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим

результатом, оформленным тем или иным образом [37 : 66].

Многие дидакты и педагоги [4; 5; 9; 14; 36; 41; 42; 56; 57] обратились

к этой методике, так как при ее использовании в учебном процессе решаются

важные дидактические задачи:

- занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний,

умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся,

затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация

учащихся;

- учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках

заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только

из учебников, но и из других источников. При этом школьники учатся

самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой

цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные

последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-

следственные связи;

- в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной

деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг

с другом и с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он

становится равноправным партнером и консультантом;

- в проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося: здесь прежде

всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные

способности;

- усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за

конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая

индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе

результаты своей деятельности;

- совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.