на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Исследования коэффициента деятельностного развития студентов 3-4 курсов физико-математической специальности

обучения, к учению, к учебным предметам и как, зная влияние этих факторов,

можно управлять и формировать в нужном направлении мотивационно-целевую

систему обучения?

Профессиональное развитие студентов в вузе в значительной степени

определяется предшествующими и более ранними формами проявления

избирательного отношения к профессии. Такой первичной активной формой

избирательного отношения к профессии следует признать процесс формирования

в школьные годы профессиональных планов, выбор школьниками профессии и

стоящие за этим выбором мотивы. В профессиональных планах школьников

обнаружено наличие идеальных, реальных и резервных проектов, например:

поступить в МГУ; поступить в местный вуз; поступить временно на работу.

Между планом и фактическим самоопределением наблюдается расхождение у 50%

выпускников школы. Это значит, что у них процесс профессионального

самоопределения не завершился. Уже к концу первого учебного года многие

первокурсники склонны изменить выбранную ими ранее специальность. Так, в

педагогических училищах количество учащихся, желающих поменять профессию,

достигает 75%, в медицинских училищах - 63%, в техникумах - 54%. Из числа

устроившихся после школы на работу 80% составляют выпускники школ, не

поступившие в вузы, т. е. лица, чьи профессиональные намерения не

реализованы и поэтому их профессиональное самоопределение не завершено.

Внешкольная социальная среда сверстников не является для школьников

референтным основанием для принятия решения о выборе профессии. Она скорее

выполняет роль источника информации, на основе которой осуществляется

профессиональный выбор. Плохими помощниками в этом деле оказываются и

школьные учителя. Таким образом, решающую роль в выборе профессии, скорее

всего, играет сам выпускник. И постольку, поскольку какие-либо

профессиональные способности в период обучения в школе ни проявиться, ни

сформироваться не могут, то особую роль в профессиональном самоопределения,

очевидно, должны сыграть скорее интересы, чем специальные или общие

способности.

Более 80% десятиклассников ежегодно связывает свои профессиональные

планы с поступлением в вуз, а это вдвое превосходит потребности страны.

Следовательно, только половина оканчивающих среднюю школу могут объективно

реализовать свои профессиональные намерения, остальные вынуждены

актуализировать запасные, резервные варианты профессионального

самоопределения. Нас, однако, интересуют именно те, у кого профессиональные

планы состоялись, кому удалось поступить в вуз. Оказывается, что

поступлением в вуз процесс профессионального самоопределения не

завершается. Из ряда исследований известно, что от 30 до 50% первокурсников

разных вузов хотели бы поменять избранную ими специальность. Исследования

С.Е. Рескиной, Н.Е. Ивановой дают основание считать, что одной из причин

ошибочного профессионального выбора является слабое представление

школьников о содержании и уровнях будущей профессиональной деятельности.

Представления старших школьников, абитуриентов о целях обучения в

вузе, об уровнях, требованиях и содержании будущей профессиональной

деятельности на этапе выбора профессии оказывают влияние на процесс

дальнейшего профессионального становления студентов в период обучения их в

высшей школе, когда повышение информированности о профессии становится

фактором формирования к ней положительного или отрицательного отношения. По

данным А.Т. Коденковой, полнота сведений о профессии и ее требованиях у

пятикурсников вдвое превышает объем аналогичной информации у только что

поступивших первокурсников.

По данным и сведениям, приводимым другими авторами, подавляющее

большинство (до 70-80%) абитуриентов различных вузов имеет слабые или вовсе

не имеет адекватных представлений о своей будущей работе и предъявляемых

профессиональных требованиях .

Вполне обоснованно возникает вопрос о том, каким же образом

перестраивается структура мотивации студентов, включая отношение к целям

(профессии), к учению и различным учебным дисциплинам по мере роста знаний

о будущей профессии и формирования более адекватных представлений о ней в

процессе обучения в вузе?

Ответ на поставленный вопрос частично дает исследование Л.Б. Юшковой,

выполненное под руководством автора. Изучая проблему наиболее общих

ценностей, выступающих у студентов в качестве жизненно важных целей, Л.Б.

Юшкова выявила, что для студентов такими целями-ценностями являются (в

порядке понижения их субъективной значимости): любовь и семья, хорошие и

верные друзья, интересная работа, мирная обстановка в стране, здоровье,

социальная активность, познание и возможность творчества. Отсутствие

статистически достоверных различий в оценках студентами разных курсов

субъективно значимых для них основных целей-ценностей указывает на

относительную стабильность и независимость в процессе профессионального и

социального становления личности студентов в период обучения их в вузе.

Судя по данным Е.Э. Смирновой та же структура ценностей сохраняется в

течение длительного времени и у работающих выпускников разных

специальностей. Эти данные служат свидетельством того, что сформированная

система доминирующих ценностей является устойчивой и типичной для студентов

.

Ранговые места наиболее общих целей-ценностей у студентов (по данным Л.Б.

Юшковой):

|Цели-ценности |Ранговые|

| | |

|Любовь и счастливая семейная жизнь |1 |

|Наличие хороших и верных друзей |2 |

|Интересная работа |3 |

|Общая хорошая обстановка в стране |4 |

|Активная жизнь |5 |

|Здоровье |6 |

|Познание |7 |

|Свобода и независимость в суждениях |8 |

|Творчество (возможность творчества) |9 |

|Красота в природе и искусстве |10 |

Из приведенных данных, раскрывающих структуру самых общих ценностных

ориентации студентов, следует, что интересная работа стоит третьей в ряду

ведущих целей-ценностей. Общая ориентация на интересную работу не может не

проявляться в формировании и развитии профессиональной направленности как

обобщенной формы положительного отношения к определенной будущей работе и

профессии.

Целесообразно начать краткое описание особенностей влияния самых общих

целей-ценностей на нижележащие уровни и формы мотивации с анализа мотивов

выбора профессии как исходного акта и первоначальной формы выражения

отношения субъекта к будущей профессии. Как видно из табл.1, на выбор

профессии оказывают наибольшее влияние увлечение в школе учебным предметом,

а также интерес к профессии. Приведенные в табл.1 данные хорошо согласуются

с аналогичными результатами других авторов: А.Ф. Шиян, Н. Комусовой, Н.В.

Нестеровой, С.Е. Рескиной, Н.Л. Ивановой [6].

Однако при ответе на вопрос о начале проявления интереса к профессии

большинство первокурсников (84%) ответили, что он появился только после

окончания школы. Это значит, что поступающие в вуз школьники часто

принимают за интерес увлечение учебным предметом в школе. Представления об

избранной профессии продолжают оставаться у студентов практически теми же,

что и до поступления в вуз, вплоть до III курса, с которого обычно

начинается специализация. Именно с этого времени отмечается существенная

перестройка в системе представлений студентов о профессии.

О том, как происходит перестройка представлений о будущей профессии у

студентов, свидетельствуют данные о динамике студенческих оценок

профессиональной важности различных качеств личности для специалистов-

биологов (табл. 2). Из этой таблицы видна мера совпадения и расхождения

мнений студентов и преподавателей-экспертов в отношении степени

профессиональной значимости тех или иных качеств личности. Наибольшие

расхождения между студентами и преподавателями обнаружены в оценках

профессиональной важности таких качеств, как работоспособность,

интеллектуальный потенциал, самостоятельность мышления, научная честность,

добросовестность, ответственность, аккуратность, активность и др., причем

значимость одних личностных качеств студентами переоценивается, а других -

занижается. Более того, от курса к курсу одни и те же качества личности

могут то переоцениваться, то недооцениваться. К концу обучения позиции

студентов выпускного курса и позиции преподавателей в оценке меры

профессиональной важности большинства качеств личности становятся более

сходными.

Ранговое распределение различных качеств личности по их значимости для

будущей профессиональной деятельности

(поданным Л.Б. Юшковой)

Таблица 1.

|Характеристики |I |II |III |IV |V |Преподаватели |

|личности |(п=38)|(п=36)|(n=37)|(n=31)|(n=32|(n=18) |

| | | | | |) | |

|Активность |9,0 |17,0 |12,0 |9.5 |10,0 |7,0 |

|Аккуратность |9,0 |3,0 |2.0 |3.0 |14,0 |9,0 |

|Высокая |5,0 |11,5 |6,5 |3,0 |5,0 |11,0 |

|работоспособнос| | | | | | |

|ть | | | | | | |

|Трудолюбие |1,0 |13.0 |4,0 |3,0 |4,0 |4,0 |

|Добросовестност|6.5 |9,0 |1.0 |6,5 |1,5 |3.0 |

|ь | | | | | | |

|Инициативность |14,0 |17,0 |13,5 |9,5 |11,0 |13,0 |

|Высокий |12,0 |19,5 |13,5 |15,5 |8.0 |8,0 |

|интеллектуальны| | | | | | |

|й потенциал | | | | | | |

|Увлеченность |2,0 |6,0 |6,5 |1,0 |1,5 |2,0 |

|работой | | | | | | |

|Высокий уровень|3.5 |1,0 |8,5 |6,5 |6,0 |5,0 |

|профессионально| | | | | | |

|й подготовки | | | | | | |

|Широкая |17,0 |19,5 |15,5 |11.0 |12.5 |14,0 |

|образованность | | | | | | |

|Общительность |24,0 |23,0 |22,5 |19.5 |22,0 |23,0 |

|Навыки |12,0 |9,0 |8,5 |21,5 |8,0 |10,0 |

|научно-исследов| | | | | | |

|ательской | | | | | | |

|работы | | | | | | |

|Умение работать|12.0 |14,5 |17,0 |14.0 |15,0 |16,0 |

|в коллективе | | | | | | |

|Целеустремленно|6,5 |3,0 |10,5 |18,0 |8,0 |6,0 |

|сть | | | | | | |

|Дисциплинирован|19,0 |17,0 |18.0 |18.0 |17,0 |17.0 |

|ность | | | | | | |

|Самостоятельнос|20.5 |3,0 |5,0 |6,5 |3,0 |1,0 |

|ть мышления | | | | | | |

|Чуткость |22,0 |21.5 |24,0 |23,0 |21,0 |21,0 |

|Чувство |20,5 |11,5 |19,5 |19,5 |19,5 |20,0 |

|собственного | | | | | | |

|достоинства | | | | | | |

|Принципиальност|15,0 |9,0 |21,0 |21,5 |18,0 |18,0 |

|ь | | | | | | |

|Умение |17,0 |21,5 |19.5 |15,5 |23.5 |220 |

|руководить | | | | | | |

|людьми | | | | | | |

|Честность |9,0 |6.0 |3,0 |12,5 |13,0 |12,0 |

|Ответственность|3,5 |6,0 |10,5 |6,5 |16,0 |150 |

| | | | | | | |

|Доброжелательно|17.0 |145 |15.5 |17,0 |19,5 |24,0 |

|сть | | | | | | |

|Склонность к |23.0 |24,0 |22,5 |24,0 |23,5 |19.0 |

|педагогической | | | | | | |

|деятельности | | | | | | |

| | | | | | | |

Ранговое распределение привлекательных сторон будущей профессиональной

деятельности

(по данным Л.Б. Юшкова)

Таблица 2.

|Ценности |I |II |III |IV |V |

|Дает возможность |1,0 |1,0 |1,0 |3,5 |2,0 |

|принести пользу | | | | | |

|людям | | | | | |

| | | | | | |

| | | | | | |

| | | | | | |

|Дает возможность |9,0 |7,0 |13,0 |7,0 |13,0 |

|достичь | | | | | |

|профессиональных | | | | | |

|успехов | | | | | |

|Требует большого |12,0 |11,0 |10,5 |10,5 |9,5 |

|интеллектуального | | | | | |

|напряжения | | | | | |

|Предоставляет |19,5 |17,5 |19,0 |16,5 |17,0 |

|возможность быстро | | | | | |

|продвинуться по | | | | | |

|службе | | | | | |

|Имеет высокую |3,0 |3,5 |3,0 |12,5 |8,0 |

|общественную | | | | | |

|значимость | | | | | |

|Дает возможность |2.0 |3,5 |2,0 |1,0 |3,0 |

|иметь интересную | | | | | |

|работу | | | | | |

|Считается престижной|19.5 |19,5 |20,0 |20,0 |20,0 |

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.