на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Комплекс профессиональных способностей вузовского преподавателя

как единственного "держателя" научных знаний и растет его роль как эксперта

и консультанта, помогающего студенту ориентироваться в мире научной

информации.

В процессе реализации функций педагогической деятельности решаются

следующие группы задач:

1. Проектирование.

. формирование и конкретизация целей учебного курса с учетом

требований, предъявляемых педагогической деятельностью;

. планирование учебного курса с учетом поставленных целей;

. учет этапов формирования умственных целей;

. предвидение возможных затруднений у студентов при изучении курса и

путей их преодоления.

2. Конструирование.

. отбор материала для данного занятия с учетом способностей

студенческой аудитории к его восприятию;

. подбор и разработка системы заданий и задач, исходя из

поставленных целей;

. выбор рациональной структуры занятий в зависимости от цели,

содержания и уровня развития студентов;

. планирование содержания занятий с учетом межпредметных связей;

. разработка заданий для самостоятельной работы студентов;

. выбор системы оценки и контроля обучаемости студентов.

3. Организация

. организация активных форм обучения: дискуссий, деловых игр,

тренингов;

. использование педагогических методов, адекватных данной ситуации;

. организация самостоятельного изучения учебного предмета

студентами;

. применение ТСО при передаче информации;

. ясное изложение материала, выделение ключевых понятий,

закономерностей, построение обобщающих выводов;

. создание тестов по читаемому курсу;

. изложение отобранного материала в виде проблемной лекции.

4. Социально-психологическое регулирование.

. стимулирование студентов к постановке вопросов, проведению

дискуссий;

. дисциплинирование студентов;

. установление обстановки сотрудничества;

. оценка уровня развития группы, определение ее лидеров и

неформальной структуры;

. конструктивное решение конфликтов;

. управление психологическим состоянием субъектов педагогического

воздействия;

. активизация познавательной деятельности студентов;

. саморегуляция своих психических состояний;

. установление и поддержка деловых отношений с коллегами,

студентами, администрацией.

В научном исследовании:

. использование методик психолого-педагогического исследования

способов обобщения и оформления результатов;

. формулирование выводов и требований к изложению собственных

методик преподавания;

. анализ деятельности коллег на основании достижений психолого-

педагогической науки.

Использование компьютера:

. подготовка докладов и статей с помощью персонального компьютера;

. обработка результатов психолого-педагогических и естественно-

технических измерений с помощью компьютера;

. разработка сценариев обучающих компьютерных программ;

. разработка сценариев контролирующих компьютерных программ.[8]

Таким образом, деятельность преподавателя вуза разнообразна, чем труд

учителя средней школы, кроме педагогической, она включает в себя и научно-

исследовательскую сторону, которая также требует наличия специальных

способностей.

3. Типология ученых

Попытки создать типологию ученых предпринимались неоднократно. Разные

авторы строили ее исходя из различных признаков. Например, В. Оствальд[9]

на основании скорости умственных реакций делил ученых на "классиков",

осуществляющих научную деятельность медленно, но глубоко и не нуждающихся в

обобщении для успешной работы и "романтиков", творящих быстро, но

поверхностно, заинтересованных в окружении, которое воспринимало бы их

идеи.

А.Пуанкаре классифицировал учебных на "аналитиков" (логиков) и

"геометров" (интуитивистов). Г. Селье характеризует два типа ученых:

"открывателей" (феноменологистов) и "решателей" (исполнителей), затем

предлагает перечень типов ученых, беря за основу разные признаки:

"коллекционер фактов", "совершенствователь", "классификатор", "аналитик",

"синтетик", "большой босс", "торопыга", "флегматик", "женщина, засушенная в

лаборатории", "нарциссист", "акула", "я-всегда-прав", "пай-мальчик",

"джентльмен в науке".

Наиболее конструктивной представляется классификация разработанная В.

Н. Волгиным[10]. По характеру стиля работы учебные бывают теоретиками,

экспериментаторами и организаторами науки, ибо в современной усложняющейся

научной деятельности невозможен ученый-универсал; по стилю научного

творчества — "отраслевики" и "систематики", последние из которых рождают

новые идеи — их всего ~ 10% от общего количества ученых. По структуре

научной деятельности и тому, какие именно способности развиты, научные

работники считаются "открывателями", "генераторами идей", "классиками",

"систематиками", если преобладает у них всех конструктивный компонент и

обобщение на высоком уровне абстракции (Д. Менделеев, В. Гегель, А.

Эйнштейн). Если ведущий компонент — гностический — это "критики",

"рационалисты", "диагносты", "аналитики" — ученые, склонные к глубокому

анализу научной деятельности других ученых (И. Павлов, Л. Ландау).

Организационные умения доминируют у ученых, ориентированных на работу в

группе, создающие условия для коллективных исследований (С. Рубинштейн, В.

Ананьев). Коммуникативный компонент преобладает у ученых "романтиков",

"эмоционалистов", "жизнелюбов" (И. Павлов, Е. Зеймнер-Рубинштейн).

Исследователями отмечено также, что у ученых-гуманитариев более выражены

гностический и коммуникативный компоненты, у математиков — конструктивный,

а у естественников и психологов — организационный.

Мы выяснили, что особенности — это индивидуальные свойства личности,

влияющие на глубину, быстроту и прочность формирования знаний, умений,

навыков, хотя природа способностей не до конца изучена, но известно, что

они формируются и проявляются в различных видах деятельности, в том числе и

в профессиональной — научно-педагогической — это способности называют

сложными частными или специальными. Деятельность преподавателя высшей школы

является зеркальным отражением способностей, которые состоят из

гностического, конструктивно-проективного, организационного,

коммуникативного и других компонентов.

II. Структура профессиональных способностей преподавателя высшей школы.

Если цели и задачи, содержание, нормы и критерии, предъявляемые

педагогической системой являются внешними объективными составляющими

деятельности педагога и ученого, то методы и способы научно-педагогической

деятельности носят индивидуально-субъективный характер. Их применение

зависит от способностей каждого преподавателя. Хотя профессиональные

способности проявляются в деятельности специалиста высшей школы

неравномерно, но их принято рассматривать как комплекс — сочетание, а также

структуру свойств личности, соотносящихся с определенной деятельностью.

Кроме сложных специальных способностей немалую роль играют и элементарные

общие способности, такие как наблюдательность, качества речи, мышление,

воображение относятся к необходимым в педагогическом труде, если обладающий

ими специалист быстро и правильно с их помощью распознает существенные

признаки педагогической системы, науки, протекающих в них процессов и

оценивает их эффективность с целью управления.

Педагогические способности обычно включают в структуру

рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти

способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые

лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им

самим хорошо понятно; педагогические способности, требующиеся для

профессора, читающего курс студентам и для того же ученого — руководителя

лаборатории различны. Ф. Н. Гоноболин[11] дает следующие свойства личности,

структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические

способности:

. способность делать учебный материал доступным;

. творчество в работе;

. педагогически-волевое влияние на учащихся;

. способность организовать коллектив учащихся;

. интерес и любовь к детям;

. содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

. педагогический такт;

. способность связать учебный предмет с жизнью;

. наблюдательность;

. педагогическая требовательность;

К сопутствующим свойствам личности педагога относятся:

организованность, трудоспособность, любознательность, самообладание,

активность, настойчивость, сосредоточенность и распределение внимания.

К научным чаще всего относят конструктивно-проективные и

организаторские способности. Организаторские способности могли не входить в

структуру способностей, необходимых для ученого одиночки, типичного для

XVIII-XIX в.в. Однако современная наука невозможна без коллектива, ученый

должен быть организатором, иначе не сможет полностью реализоваться.

Также преподавателю-предметнику нужны также специальные способности,

вытекающие из врожденных анатомо-физиологических особенностей-задатков, как

музыкальные и художественно-изобразительные для музыкантов и

искусствоведов, филологические — для людей, связанных с литературным

творчеством, математические для математиков, физиков. Сейчас мы рассмотрим

основные компоненты профессиональных способностей вузовского преподавателя.

1. Гносеологический компонент.

Гносеологические способности представляют собой чувствительность

педагога к способам получения информации о мире, учащихся, в целом

формирования нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности,

быстрого и творческого овладевания научными методами исследования,

способами изучения учащихся в связи с целями формирования личности.

Гностические способности обеспечивают накопление плодотворной информации о

себе и других, о студентах, которая позволяет стимулировать формирование

контроля и саморегуляции. Тем самым обеспечивается потребности и

возможности, сильные и слабые стороны студентов. Признаком высокоразвитых

гостических способностей является быстрота и творческое оваладение научными

методами изучения учащихся в целях принятия обоснованных решений в

отношении их, изобретательность в способах обучения студентов научными

методами самовоспитания, саморазвития и самоконтроля. Важной составляющей

гностического компонента являются знания и умения, которые лежат в основе

собственной познавательной деятельности. Гностический компонент влияет на

формулирование мировоззрения, проявляющемся в устойчивой системе отношений

к миру, труду, другим людям и самому себе; на активность жизненной позиции.

Важны и общекультурные знания, умения в области искусства и литературы,

религии, права, политики и социальной жизни, экологические проблемы.

Наличие содержательных увлечений и хобби также обогащает личность

специалиста высшей школы. Специальные знания — знания предмета, знания по

педагогике, психологии, методике преподавания. Предметные знания высоко

ценятся преподавателями и находятся на высоком уровне. Знания по

психологии, педагогике, методике — самое слабое звено в высшей школе.

2. Конструктивно-проективный компонент.

Гностические способности составляют основу деятельности преподавателя,

но определяющими в достижении высокого уровня мастерства выступают

конструктивные и проективные способности. От них зависит эффективность

использования всех других видов знаний, которые могут оставаться мертвым

грузом или активно включаться в обслуживание всех видов научно-

педагогической работы. Психологическим механизмом реализации этих

способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного

и научного процессов. Конструктивно-проективные способности обеспечивают

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.