как единственного "держателя" научных знаний и растет его роль как эксперта
и консультанта, помогающего студенту ориентироваться в мире научной
информации.
В процессе реализации функций педагогической деятельности решаются
следующие группы задач:
1. Проектирование.
. формирование и конкретизация целей учебного курса с учетом
требований, предъявляемых педагогической деятельностью;
. планирование учебного курса с учетом поставленных целей;
. учет этапов формирования умственных целей;
. предвидение возможных затруднений у студентов при изучении курса и
путей их преодоления.
2. Конструирование.
. отбор материала для данного занятия с учетом способностей
студенческой аудитории к его восприятию;
. подбор и разработка системы заданий и задач, исходя из
поставленных целей;
. выбор рациональной структуры занятий в зависимости от цели,
содержания и уровня развития студентов;
. планирование содержания занятий с учетом межпредметных связей;
. разработка заданий для самостоятельной работы студентов;
. выбор системы оценки и контроля обучаемости студентов.
3. Организация
. организация активных форм обучения: дискуссий, деловых игр,
тренингов;
. использование педагогических методов, адекватных данной ситуации;
. организация самостоятельного изучения учебного предмета
студентами;
. применение ТСО при передаче информации;
. ясное изложение материала, выделение ключевых понятий,
закономерностей, построение обобщающих выводов;
. создание тестов по читаемому курсу;
. изложение отобранного материала в виде проблемной лекции.
4. Социально-психологическое регулирование.
. стимулирование студентов к постановке вопросов, проведению
дискуссий;
. дисциплинирование студентов;
. установление обстановки сотрудничества;
. оценка уровня развития группы, определение ее лидеров и
неформальной структуры;
. конструктивное решение конфликтов;
. управление психологическим состоянием субъектов педагогического
воздействия;
. активизация познавательной деятельности студентов;
. саморегуляция своих психических состояний;
. установление и поддержка деловых отношений с коллегами,
студентами, администрацией.
В научном исследовании:
. использование методик психолого-педагогического исследования
способов обобщения и оформления результатов;
. формулирование выводов и требований к изложению собственных
методик преподавания;
. анализ деятельности коллег на основании достижений психолого-
педагогической науки.
Использование компьютера:
. подготовка докладов и статей с помощью персонального компьютера;
. обработка результатов психолого-педагогических и естественно-
технических измерений с помощью компьютера;
. разработка сценариев обучающих компьютерных программ;
. разработка сценариев контролирующих компьютерных программ.[8]
Таким образом, деятельность преподавателя вуза разнообразна, чем труд
учителя средней школы, кроме педагогической, она включает в себя и научно-
исследовательскую сторону, которая также требует наличия специальных
способностей.
3. Типология ученых
Попытки создать типологию ученых предпринимались неоднократно. Разные
авторы строили ее исходя из различных признаков. Например, В. Оствальд[9]
на основании скорости умственных реакций делил ученых на "классиков",
осуществляющих научную деятельность медленно, но глубоко и не нуждающихся в
обобщении для успешной работы и "романтиков", творящих быстро, но
поверхностно, заинтересованных в окружении, которое воспринимало бы их
идеи.
А.Пуанкаре классифицировал учебных на "аналитиков" (логиков) и
"геометров" (интуитивистов). Г. Селье характеризует два типа ученых:
"открывателей" (феноменологистов) и "решателей" (исполнителей), затем
предлагает перечень типов ученых, беря за основу разные признаки:
"коллекционер фактов", "совершенствователь", "классификатор", "аналитик",
"синтетик", "большой босс", "торопыга", "флегматик", "женщина, засушенная в
лаборатории", "нарциссист", "акула", "я-всегда-прав", "пай-мальчик",
"джентльмен в науке".
Наиболее конструктивной представляется классификация разработанная В.
Н. Волгиным[10]. По характеру стиля работы учебные бывают теоретиками,
экспериментаторами и организаторами науки, ибо в современной усложняющейся
научной деятельности невозможен ученый-универсал; по стилю научного
творчества — "отраслевики" и "систематики", последние из которых рождают
новые идеи — их всего ~ 10% от общего количества ученых. По структуре
научной деятельности и тому, какие именно способности развиты, научные
работники считаются "открывателями", "генераторами идей", "классиками",
"систематиками", если преобладает у них всех конструктивный компонент и
обобщение на высоком уровне абстракции (Д. Менделеев, В. Гегель, А.
Эйнштейн). Если ведущий компонент — гностический — это "критики",
"рационалисты", "диагносты", "аналитики" — ученые, склонные к глубокому
анализу научной деятельности других ученых (И. Павлов, Л. Ландау).
Организационные умения доминируют у ученых, ориентированных на работу в
группе, создающие условия для коллективных исследований (С. Рубинштейн, В.
Ананьев). Коммуникативный компонент преобладает у ученых "романтиков",
"эмоционалистов", "жизнелюбов" (И. Павлов, Е. Зеймнер-Рубинштейн).
Исследователями отмечено также, что у ученых-гуманитариев более выражены
гностический и коммуникативный компоненты, у математиков — конструктивный,
а у естественников и психологов — организационный.
Мы выяснили, что особенности — это индивидуальные свойства личности,
влияющие на глубину, быстроту и прочность формирования знаний, умений,
навыков, хотя природа способностей не до конца изучена, но известно, что
они формируются и проявляются в различных видах деятельности, в том числе и
в профессиональной — научно-педагогической — это способности называют
сложными частными или специальными. Деятельность преподавателя высшей школы
является зеркальным отражением способностей, которые состоят из
гностического, конструктивно-проективного, организационного,
коммуникативного и других компонентов.
II. Структура профессиональных способностей преподавателя высшей школы.
Если цели и задачи, содержание, нормы и критерии, предъявляемые
педагогической системой являются внешними объективными составляющими
деятельности педагога и ученого, то методы и способы научно-педагогической
деятельности носят индивидуально-субъективный характер. Их применение
зависит от способностей каждого преподавателя. Хотя профессиональные
способности проявляются в деятельности специалиста высшей школы
неравномерно, но их принято рассматривать как комплекс — сочетание, а также
структуру свойств личности, соотносящихся с определенной деятельностью.
Кроме сложных специальных способностей немалую роль играют и элементарные
общие способности, такие как наблюдательность, качества речи, мышление,
воображение относятся к необходимым в педагогическом труде, если обладающий
ими специалист быстро и правильно с их помощью распознает существенные
признаки педагогической системы, науки, протекающих в них процессов и
оценивает их эффективность с целью управления.
Педагогические способности обычно включают в структуру
рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти
способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые
лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им
самим хорошо понятно; педагогические способности, требующиеся для
профессора, читающего курс студентам и для того же ученого — руководителя
лаборатории различны. Ф. Н. Гоноболин[11] дает следующие свойства личности,
структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические
способности:
. способность делать учебный материал доступным;
. творчество в работе;
. педагогически-волевое влияние на учащихся;
. способность организовать коллектив учащихся;
. интерес и любовь к детям;
. содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
. педагогический такт;
. способность связать учебный предмет с жизнью;
. наблюдательность;
. педагогическая требовательность;
К сопутствующим свойствам личности педагога относятся:
организованность, трудоспособность, любознательность, самообладание,
активность, настойчивость, сосредоточенность и распределение внимания.
К научным чаще всего относят конструктивно-проективные и
организаторские способности. Организаторские способности могли не входить в
структуру способностей, необходимых для ученого одиночки, типичного для
XVIII-XIX в.в. Однако современная наука невозможна без коллектива, ученый
должен быть организатором, иначе не сможет полностью реализоваться.
Также преподавателю-предметнику нужны также специальные способности,
вытекающие из врожденных анатомо-физиологических особенностей-задатков, как
музыкальные и художественно-изобразительные для музыкантов и
искусствоведов, филологические — для людей, связанных с литературным
творчеством, математические для математиков, физиков. Сейчас мы рассмотрим
основные компоненты профессиональных способностей вузовского преподавателя.
1. Гносеологический компонент.
Гносеологические способности представляют собой чувствительность
педагога к способам получения информации о мире, учащихся, в целом
формирования нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности,
быстрого и творческого овладевания научными методами исследования,
способами изучения учащихся в связи с целями формирования личности.
Гностические способности обеспечивают накопление плодотворной информации о
себе и других, о студентах, которая позволяет стимулировать формирование
контроля и саморегуляции. Тем самым обеспечивается потребности и
возможности, сильные и слабые стороны студентов. Признаком высокоразвитых
гостических способностей является быстрота и творческое оваладение научными
методами изучения учащихся в целях принятия обоснованных решений в
отношении их, изобретательность в способах обучения студентов научными
методами самовоспитания, саморазвития и самоконтроля. Важной составляющей
гностического компонента являются знания и умения, которые лежат в основе
собственной познавательной деятельности. Гностический компонент влияет на
формулирование мировоззрения, проявляющемся в устойчивой системе отношений
к миру, труду, другим людям и самому себе; на активность жизненной позиции.
Важны и общекультурные знания, умения в области искусства и литературы,
религии, права, политики и социальной жизни, экологические проблемы.
Наличие содержательных увлечений и хобби также обогащает личность
специалиста высшей школы. Специальные знания — знания предмета, знания по
педагогике, психологии, методике преподавания. Предметные знания высоко
ценятся преподавателями и находятся на высоком уровне. Знания по
психологии, педагогике, методике — самое слабое звено в высшей школе.
2. Конструктивно-проективный компонент.
Гностические способности составляют основу деятельности преподавателя,
но определяющими в достижении высокого уровня мастерства выступают
конструктивные и проективные способности. От них зависит эффективность
использования всех других видов знаний, которые могут оставаться мертвым
грузом или активно включаться в обслуживание всех видов научно-
педагогической работы. Психологическим механизмом реализации этих
способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного
и научного процессов. Конструктивно-проективные способности обеспечивают
Страницы: 1, 2, 3
|